«Черта оседлости»: как логика истории превратила кочевников, живших набегами, в добропорядочных христиан
Украинский историк — о том, как кипчаки вмешались в борьбу папства и европейских монархий за политическое господство в Европе
Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, посвященных ключевым периодам тюркской истории. Сегодня «Реальное время» публикует заметки украинского историка о механизмах венгерской ассимиляции части кипчаков (куман, половцев) — крупнейшего тюркоязычного народа.
Их подвинули монголы
Великий Западный поход монголов обусловил масштабные миграции кипчаков. Во время написания своего письма епископу Перуджи монах Юлиан сообщал о поселении части кипчаков в Венгрии. По мнению Е. Мыськова, переселение племени Котяна произошло осенью 1239 года. Рогерий и Альберик де Труа-Фонтен упоминали о том, что хан Котян со своими людьми переселился в Венгрию. Английский хронист Матвей Парижский указывал, что кипчаки мигрировали в Венгрию после поражения от монголов. Такого же мнения о причине их переселения придерживался Роджер Бэкон.
Относительно количества переселенцев исследователи выдвигали разные гипотезы. По версии П. Голубовского, А. Кадырбаева и С. Плетневой, в Венгрию переселилось 40 тысяч кипчаков, по мнению И. Дьорффи — 240 тысяч (или 40 тысяч семей). Е. Шюц утверждал, что в Венгрию переселилось 40 тысяч мужчин и их семей. А. Палоци-Хорват считает, что мигрантов было 70— 80 тысяч В. Спиней предполагает присутствие среди кипчаков 40 тысяч воинов. 40 тысяч кипчаков, упомянутых у Рогерия, — это, скорее, не отображение реального количества мигрантов, а трафарет письменной европейской традиции. Даже с учетом того, что в страну мигрировало семь племен, мигрантов вряд ли было более 100 тысяч. Скорее всего, их было около 70 тысяч, а воинов среди них — около 14 тысяч.
Беки (беги) Алпар, Узур, Арбуз, Туртул, Кеменече играли большую роль в политической жизни Венгрии. В 1279 году прошел съезд знати в Тетени. Узур и Алпар (Алпра) приняли ряд условий, поставленных перед ними папским легатом Филиппом из Фермо и венгерскими баронами. Возможно Арбуз, Туртул и Кеменече также находились в лагере согласившихся с этими условиями. Права, свободы и обязательства кипчаков были закреплены в ряде специальных документов.
Венгерские кипчаки находились в церковном подчинении у епископов Эгера, Калоча, Арада, Чанада, Ваца и Эстергома. В одной из грамот Белы IV указано, что в 1264 году земли палоци передавались монастырю Святого Евстафия. В другой грамоте земли кипчака Кунчи передавались графу Иоанке. На территории Эгерской епископии происходил обмен владениями между венграми и кипчаками. Владения кипчаков находились в комитате Боршод. Папа Урбан IV писал по поводу кипчаков архиепископам Эстергома и Калоча. Он приказывал им выгнать из страны кипчаков, которые не приняли христианство.
Приказано осесть
Венгерские хронисты обвиняли кипчаков во многих преступлениях, однако непонятно, насколько они справедливы. Одним из распространенных обвинений был грабеж. Кипчаки в Венгрии не желали переходить к оседлости. Аристократия и король Венгрии не платили им за службу. Кипчаки жили за счет добычи в походах, однако это была нерегулярная прибыль, и они были вынуждены нападать на соседей-венгров, чтобы прокормить себя. Против христианизации кипчаки выступали потому, что не желали платить десятину церкви. Католическая церковь учла это, и до 1364 года кипчаки не платили десятины. Кипчакская аристократия желала сохранить свою идентичность и обычаи. Опираясь на кипчаков, Ласло IV планировал ограничить «золотые вольности» баронов. Поводом к вмешательству Папы Римского была информация о том, что кипчаки остаются язычниками и держат в рабстве христиан.
Римская курия отправила в Венгрию легата Филиппа из Фермо. Перед кипчаками и королем был поставлен ряд ультимативных требований, которые были оформлены в «Грамоте о куманах». Фактически кипчакам было приказано отказаться от почитания идолов, перенять одежду венгров, осесть и жить в домах. В каждое племя назначался инквизитор. Было приказано освободить из рабства пленных христиан. Кипчаки могли становиться подданными баронов и должны были служить в войске (в случае отказа от несения службы к ним применялись санкции). Кипчакская аристократия была уравнена в правах со знатными венграми. Кипчаки выводились из-под юрисдикции Палатина. В племенах были свои судьи. С жалобой на принятое решение кипчаки могли обратиться к королю.
Почему венгры так ревниво относились к тому, как выглядели кипчаки? Традиционная кипчакская прическа «включала в себя» одну или три косы, верх головы при этом выбривался. Эта прическа была похожа на те, что носили венгры до принятия христианства. Также бритье головы было одним из наказаний для преступников. Кипчакам предписывалось принять западную прическу (то есть не брить голову и не оставлять чубов). Противник кунов Ласло I Святой в противовес кунам изображался с бородой и с традиционной для католиков прической. То есть венгры считали необходимым, чтобы кипчаки выглядели, как христиане (мало было просто креститься и знать молитвы).
Однако Ласло IV Кун просил у папского легата оставить кипчакам их традиционные прически — важный индикатор идентичности. Также важным аспектом была одежда. В кипчакских погребениях в Венгрии были найдены кафтан и рогатый головной убор кипчакской женщины.
Интересно, что кипчаки изображались в «Иллюстрированной хронике» в конических шапках, иногда в шлемах, как всадники, вооруженные луками со стрелами, ножами и мечами, одетые в долгие кафтаны. Многие картины XIV века в венгерских церквях связаны с культом Святого Ласло и демонстрируют потрясающую схожесть с предметами кипчакской одежды, которые изображены на каменных статуях.
Первый куманский закон
Первоначально кипчаки в Венгрии были в статусе «гостей» под защитой короля. Король Иштван V называл себя «правителем куманов». В правовом отношении кипчаки были под юрисдикцией королевского Палатина, который также имел титул «судьи куманов». Судить куманов мог также и король. В 1279 году было принято соглашение под названием «Первый Куманский закон», или «Грамота о куманах». Под давлением Папы Ласло IV был вынужден смириться с новым правовым положением кипчаков.
Но против этих условий выступила часть кипчаков. В 1282 (или 1280) году она была разбита войском баронов в битве на озере Ход. Уцелевшие в битве кипчаки бежали на восток, во владения Джучидов. Среди тех, кто вернулся из Венгрии, был Олдамур (Алдимир), который был родственником Георгия Тертера. После поражения Олдамур хотел мести и был одним из тех, кто привел монголов в Венгрию в 1285 году. Отзвук противостояния с баронами и Папой Римским чувствовался и после битвы на озере Ход. В 1284 году кипчаки напали на владения Фомы Чанада и взяли в плен христиан. Они продолжали сохранять свои обычаи, несмотря на то, что король обещал Папе принудить кипчаков придерживаться норм «Грамоты о куманах». При дворе оставались Арбуз, Туртул и Кеменече. Знать организовала заговор с целью устранить короля. Исполнителями заказного убийства стали Арбуз и Туртул, которые убили короля, но потом убили и их самих, чтобы скрыть истинных заказчиков преступления. Кипчаки и далее находились при дворе венгерских королей, но не оказывали такого влияния на политику, как при Ласло IV.
Интересно проследить включение отдельных кипчаков в систему власти в Венгрии. Дочь Сейхана вышла замуж за принца Иштвана IV (сына Белы IV). Она известна историкам под христианским именем Эржебет (Елизавета). Эржебет была матерью Ласло IV Куна. Брак между ней и Иштваном должен был уладить конфликт между венграми и кипчаками в 40-х гг. XIII века и был залогом безопасного пребывания кипчаков в Венгрии. Эржебет приняла крещение в 1247 году. Чешские хронисты, например Бруно Оломоуцский, считали ее язычницей, хотя документы, происходившие непосредственно от самой Эржебет, указывают на ее христианское вероисповедание. На ее печатях написано «Божьей волей королева Венгрии и дочь императора куманов». Она назначала на важные церковные должности своих ставленников, например Миклоша Пока. Во время правления Ласло IV Куна Эржебет сохранила церковные владения от захвата подданными короля. Сама она получила во владение банаты в Северной Сербии и Боснии.
Кипчаколюбивый король
Личность самого Ласло IV Куна противоречива и вызывает много споров. Церковная традиция считала его плохим королем, и это было связано с его непростыми отношениями с Папой Римским. В 1278 году, когда Ласло IV было 16 лет, папа Николай III отправил в Венгрию уже упоминавшегося легата Филиппа из Фермо. Тот прибыл в государство по просьбе венгерских аристократов. В «Иллюстрированной хронике» Филипп изображен с инсигниями (показателями власти) кардинала, хотя был лишь посланником папы. Характерно, что король Ласло IV Кун представлен там же как кипчак — в кипчакской одежде и кипчакском головном уборе, хотя даже правитель гуннов Аттила изображен как христианин. Составитель хроники, написанной во время правления Анжуйской династии, намекал на язычество Ласло IV, хотя современники короля, например Шимон Кезаи, считали его христианином. Изображения в «Иллюстрированной хронике», таким образом, нельзя считать достоверными.
Причиной враждебности знати к королю было то, что Ласло IV Кун был сторонником твердой королевской власти и за поддержкой обратился к кипчакам, которые жили на территории королевского домена. Подобную попытку на полтора столетия раньше осуществил грузинский царь Давид IV Строитель, который, опираясь на военную мощь кипчаков, укрепил свою власть и подавил знать. Филипп из Фермо акцентировал внимание на язычестве кипчаков, чтобы дискредитировать короля. К тому же, «компроматом» на короля был тот факт, что он не жил с законной женой Изабеллой, а был «в отношениях» с кипчакской княжной Эдуа (Айдулой). Архиепископ Лодомер обратил внимание на эту стороннюю связь молодого короля. Он также спекулировал на том, что Ласло IV Кун может отойти от христианства и стать «союзником татар». Это не соответствовало истине, поскольку при жизни короля Венгрия отразила их нападение.
Ласло IV Кун не выходил за рамки христианско-феодальной матрицы; Шимон Кезаи называл его сыном церкви. Несмотря на конфликт с папством, венгерский король поддерживал церковные институции. В то же время Ласло IV Кун не принимал норм, которые сложились в отношениях между европейскими королями и церковью. Он был сторонником автократической власти монарха. Архиепископ Лодомер боялся подчинения церковной собственности королевской власти и изобразил венгерского короля как заклятого врага Церкви, коим тот не был. В анналах Уэйверльского монастыря Ласло IV Куну было приписано намерение принять ислам, о чем король и не помышлял. Венгерский король боролся с возрастающей ролью знати, которая объединилась с папством против него.
Нужно сказать, что королевское видение участия нехристиан в политике отличалось от папского. Геза II принимал на военную службу мусульман, а Бела IV, с целью укрепления своей власти, пригласил кипчаков. Венгерские короли не исключали участия нехристиан в борьбе против знати. Папа Римский же автоматически рассматривал некатоликов на Западе как внутреннего врага. Папы сравнивали венгерского короля с кайзером Священной Римской Империи Фридрихом II Гогенштауфеном — в сильной королевской власти они видели угрозу своим интересам.
Ласло IV Кун был погребен по христианскому обычаю в кафедральном соборе Чанада.
Пережитки прошлого
Вытеснение языческих пережитков христианством в жизни кипчаков было постепенным. Быстро перенимали христианские обычаи люди, приближенные к королевскому двору. В погребениях обычных кипчаков еще долго оставались следы прежних верований. Многие традиционные формы погребений дожили до середины XIV века. В XIV и XV веках погребения кипчаков представляли собой смесь традиционных тюркских кочевнических и христианских обычаев. Последние следы язычества исчезли лишь в XVI веке. «Скорость» принятия христианства не была одинаковой и среди кипчакских общин — одни делали это быстрее, другие медленнее.
В Венгрии было найдено около 300 объектов с традиционными кипчакскими погребениями, ориентированными на восток. В погребениях находили предметы разного происхождения, 40% их были близки вещам из степей Восточной Европы. Из вещей западноевропейского происхождения часто отмечаются пояса воинов, которые им дарили латинские крестоносцы. Также свидетельствовали о христианстве и крещении кипчаков кресты на погребениях. Они использовались кипчаками как амулеты. В могилы клали оружие и украшения. Со временем кипчаки начали хоронить своих умерших около церквей, но продолжали оставлять на их могилах еду.
Для кипчаков было характерно погребение с конем или частью коня, однако в Венгрии найдены лишь три погребения с конем и нет ни одного с частями коня. С переселением в Венгрию они, очевидно, начали хоронить коней в отдельных могилах. В одной из кипчакских могил были найдены останки собаки. Это животное занимало важное место в религиозных воззрениях кипчаков. Над трупом собаки они произносили клятву. В могилах кипчаков находили также амулеты, роль которых играли кристаллы, конская челюсть, кости животных. В женских погребениях находили яйца и зеркала. Памятники, свидетельствующие о язычестве погребенных, встречались на протяжении двух-трех поколений с момента переселения в Венгрию. На раннем этапе проживания кипчаков в Венгрии кипчаки продолжали поклоняться предкам. Только со временем они отказались от сооружения курганов.
Растворились во времени
В XIV веке кипчаки христианизировались, перешли к оседлости и перемешались с венграми. Важным фактором ассимиляции была армия. Кипчаки служили в войске уже при Анжуйской династии и благодаря этому вошли в состав венгерской аристократии. Это были Бутемер из Илунчук (Илончук), Деметрий из Борчол (бурдж-оглы), Деметрий из Олас (улаш-оглы). В источниках также упомянут Иштван (Стефан), сын комита Парабуга. В 1330—1360 гг. произошел важный поворот. Христианские имена, такие как Деметрий и Иштван, начали доминировать у переселенцев. В XIV веке начала рушиться кипчакская кланово-племенная система. Все сложнее было вычислить принадлежность кипчаков к какому-либо племени. Кипчаки перенимали социальную иерархию своих венгерских соседей. Собственность кочевой общины стала переходить в личную собственность. Кипчакские предводители получали пожалования от короля, а простые общинники становились королевскими сервами (слугами, холопами) или сервами под властью прежней кипчакской племенной верхушки. В XV веке получила развитие система территориальных резиденций (székek). Земли, на которых жили кипчаки, стали называться Надькуншаг и Кишкуншаг. Сами они переходили на венгерский язык.
Окончательно кипчаки ассимилировались в XVIII веке. Но перед тем, как полностью раствориться в венгерском этносе, куманская идентичность пережила некоторый ренессанс. Это было связано с борьбой за свои права населения Надькуншага и Кишкуншага. К тому времени язык венгерских кипчаков практически перестал существовать, тем не менее это не мешало некоторым энтузиастам собирать так называемый «куманский фольклор», плясать «куманские танцы» (которые на самом деле происходили от танцев трансильванских венгров). Движение населения Кишкуншага и Надькуншага не базировалось на настоящих кипчакских традициях. Реально же влияние кипчаков на венгров проявилось в топонимии тюркского происхождения и в заимствовании некоторых кипчакских слов.
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».
комментарии
Раз памятник Чингисхану тыкнули в Монголии, значит он тюрок из местного стана.
А иначе, однокоренным придётся свою подкидную доску всех своих историй ломать и прыгать им тогда будет не с чего.
----------------
Не, всё в России для русских сделали тюрки: и иго, и государство, и Тартарию...
Всё это время русские отдыхали, а тюрки для них старались и жилы свои рвали.
Эти бедолаги даже себе ничего так и не сделали, так всё только для русских и старались.
От таких трудов, тюрки так сильно поистрепались и поизносились, что нынче их всего 5 (ПЯТЬ) процентов в России осталось, а раньше их всюду тьма бегало, если, конечно, их тома с историями почитать.
Даже такое очевидное и то приходится объяснять. Ну, теперь-то, пАнЯл?
У каждого русского, русские всегда писали национальность в начале и конце его ФИО.
А вот татары до такого догадались только сейчас, и ныне у себя волосики всюду с досады дёргают.
------
А чего голову ломать?
На одни и те же вопросы - одни и те же ответы.
На Руси завсегда, клин - клином вышибали.
------
Ща гляди, клиент из глубин всплывёт и будет свои 350 млн тюрков проталкивать.)))
На таких, только 5% процентов и действует.)))
Видать тюрки так там умаялись, горбатясь на весь мир, что на размножение у них уже никаких силов не осталось.
И за них, пришлось славянам кувыркаться, а то бы тюрки тама и вовсе б без следов пропали.)))
Последние семитомники становых историй почти копируют "Новую хронологию", в которую авторы только дополнительно натыкали милых своему сердцу персонажей и своих умственных глюков.
Насчет набегов и грабежа. Кипчаки никогда никого не грабили, они были мирными людьми. Именно они и вместе с аварами создали Киевский каганат. Киевский каганат формировался после того, когда Константин разбил татар-авар и заставил западных авар креститься. А восточные авары формировали новое татарское государство - Киевский каганат. Дикие скандинавы-русы завоевали это татарское государство и татарский Хазарский каганат. Это как раз они и жили набегами, насчет грабежа местных людей.
И теперь её тут всю рассказываете, но, похоже, в местной становой семи томной интерТрепации.
И как обычно, ссылаясь на самих себя или вовсе без всяких фактов, просто, со сказками и глюками. )))
----------------
Ни знай, чего там тюрки сделали этим венграм, но венгры открещиваются от этих навязанных им извне родственников одновременно руками и ногами.
Если интересны подробности, то сами гляньте в Инете,
Ясно дело, что надо глядеть статьи не местных становых учёных, а тамошних.
Ибо по заверениям становых учёных, этих тюрков, хотя у них и все гены разные, но зато в мире давно избыток, а вот в России их просто не так сосчитали поэтому их тут всего ...%. )))
-------------------
Пишите сразу, что трупов тогда было триллионы, это больше похоже на правду.
Ибо если бы трупов было миллионы, тама не только людей, но и голов КРС бы не осталось.
Рассказали бы хоть: кто, кого и где стока убил то?
Начните с того, что нынешний Иерусалим сбацали англичане в 18 веке из тамошнего аула Эль-Кудс.
У вас византийцы и мусульмане - разной веры?
Ходили куда ? Какие города брали? В каких были мусульмане?
Расскажите. Интересно.
С учетом того, что современный Иерусалим сделали англичане.
---------------
Во!!! АбАлдеть!!!
Вы ж врете сильней радио и даже телевидения. )))
Босняки́ (бошняки ...)
Бошняки возникли в результате обращения в ислам южных славян
https://ru.wikipedia.org/wiki/Босняки
------------
Стал быть, и им татары все государства сделали?
От души и без всяких генов.
А вот себе хоть какое-то бы государство сделали?
На это им, видать, топлива не хватило?
Вы же весь мир... весь мир объездили, да. Облазили, обползали, обштопали, обмишурили, объегорили... («Люди и манекены»)
--------
Ага.
И ещё исключительно интересное явление - во всех этих государствах, как утверждают становые учёные, разговаривали на современном татарском языке, и самое забавное - все эти государства сгинули без всяких материальных следов и про них только пишут в каких-то сомнительных бумажках.
Критика - Володихин Д. М. «Новая хронология» как авангард фольк-хистори // «Новая и новейшая история», № 2, 2000.
Городецкий М. Л. Математические мифы «новой хронологии» // «Троицкий вариант — Наука», 7 декабря 2010
Гусева Н. С. Математическое моделирование исторических процессов, междисциплинарный синтез и проблема фальсификации истории (в контексте применения математических методов к древней и средневековой истории группой А.Т.Фоменко — Г.В.Носовского) // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — Вып. 59. — № 8(337). — С. 111—116.
Данилевский И. Н. «Пустые множества „Новой хронологии“» // Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). — М.: Аспект-Пресс, 1998.
Зализняк А. А. «Лингвистика по А. Т. Фоменко» — статья ведущего российского специалиста в области исторического языкознания, содержащая подробную и развёрнутую критику лингвистической аргументации в работах по «Новой хронологии».
Зализняк А. А. «Принципы полемики по А. Т. Фоменко» — комментарии академика А. А. Зализняка по поводу ответа академика А. Т. Фоменко на его статью.
Кошеленко Г. А., Маринович Л. П. «Математические фантазии и исторические реалии» // «Новая и новейшая история», № 2, 2000.
Кошеленко Г. А., Маринович Л. П. Лысенковщина, фоменковщина — далее везде?
Милевич C.В. «Новая хронология»: размышления историка // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І.І. Мечникова. — Одеса, 1999. — Вип. 9. — С. 184—189.
Неретин Ю. А. Печальная история с «новой хронологией»
Новиков С. П. «Математики и история» — статья академика С. П. Новикова о коллеге и истории его псевдонаучных изысканий
Петров А. Е. «Перевернутая история. Лженаучные модели прошлого» // «Новая и новейшая история», 2004, № 3
Петров В. Б. История о квазиистории // Найдыш В. М., РУДН. Наука и квазинаучные формы культуры.— М.: МПУ Сигналъ, 1999.— 306 с. (автор — кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Пирогова М. А. «Что можно найти в гробнице Тутанхамона» — статья о фальсификации истории Египта в книгах Фоменко.
Шкуратов И. Философско-методологический анализ «новой хронологии» // «Философская правда»
Шмидт С. О. «„Феномен Фоменко“ в контексте изучения современного общественного исторического сознания»
Янин В. Л. Мифы «новой хронологии», Володихин Д. М. «Феномен фольк-хистори»
Критика с нумизматической точки зрения
Colavito J. Who Lost the Middle Ages? (Кто потерял Средние века?) // Skeptic. — 2004. — Vol. 11, no. 2. — P. 66—70.
Halperin C. J. False Identity and Multiple Identities in Russian History: The Mongol Empire and Ivan the Terrible // The Carl Beck Papers. — The Center for Russian and East European Studies, 2011. — No. 2103. — P. 1-71.
Sheiko K. Lomonosov's Bastards: Anatolii Fomenko, Pseudo-History, and Russia's Search for a Post-Communist Identity (Ph.D. Dissertation) — University of Wollongong, NSW, Australia, 2004.
Деметрий - Дмитрий, Иштван - Стефан. Бошняки и черногорцы это славяне, кыпчаки (половцы) - тюрки. Касательно печенегов так - https://realnoevremya.ru/articles/69110-o-pechenegah-stavshih-chastyu-evropeyskoy-semi-narodov
Касательно примесей со стороны печенегов то она есть в бошняках, румынах, венграх, сербах, словаках, хорватов. Часть аварских генов есть в хорватах, словаках и бошняках. Кыпчакский след есть в венграх - там даже было два комитата - Кишкуншаг (Малая Кумания) и Нодькуншаг (Большая Кумания). И есть примеси в румынах и многом ком еще.
И потрудитесь учить матчасть перед тем как что то ляпать.
Касательно крестовх походов то только официально их было восемь, а если считать с Северными крестовыми походами, походами на турок и мамлюков так будет несколько десятков. И реально самым кровавым из них был только первым, да и в Третьем жестокостью отметился Ричард Львивное Сердце. Впрочем арабы и турки-сельджуки прийшли на христианские земли. А при мамлюках уже были в полный рост гонения на восточных христиан - мелькитов, коптов, маронитов. Касательно маори так они сами с уничтожением друг друга. А еще они были каннибалами и загеноцидили моримори. С волками жить по волчьи выть. Касательно Америк то до европейцев индейцы сами прекрасно управлялись в уничтожении друг друга. Были человеческие жертвы на пирамидах майя, ацтеков и ряда других. Конкистадоры конечно пай мальчиками не были, но многое за них сделали болезни завезенные в Америку, против которых у местных не было иммунитета. Испанцы неслабо смешивались с местными и поэтому часть населения Латинской Америки сеййчас креолы. На совести испанцев уничтожение племени таино на островах в Карибском море. На совести англичан и предков современных американцев было несколько племен в Северной Америке. Французская колонизация Канада же была гуманней. Касательно индейцев прерий так они с успехом сами уничтожали друг друга. А апачи и команчи замучали своими набегами мексиканцев. На совести англичан ряд племен австралийских аборигенов и тасманийцев. Но куда больше умерло от болезней. Папаусы же прекрасно уничтожали и ели друг друга до европейцев. И сейчас они живут и здравствуют. И аборигены Австралии сейчас существуют. Как и многие племена американских индейцев. В США ряд племен имеют такие льготы которым тюркские народы РФ могут завидовать. Сейчас только в США индейцев несколько мильйонов.
Фактически англичане и американцы уничтожили ряд индейских народов.
И американцы, англичане, испанцы сейчас признали свои косяки в прошлом. Чего мы не дождемся от тех же арабов которые и сейчас уничтожают коптов, езидов, ассирийцев и других.
А по индейцам почитайте хотя бы это - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%A1%D0%A8%D0%90
А кыпчаки в той же Венгрии немало набедокурили. Правда и венгры не агнцы божии.
— Но если Фролов подделал эту монету, то где он оригинал взял? Оригинала нет, монета единственная в мире!
Рафаэль Хакимов
https://www.business-gazeta.ru/article/337720
===
А логика то у становых учёных железная - не придерёшься. )))
Раз монета существует в единственном экземпляре, значит она настоящая, а не подделка.
Любой предмет в единственном экземпляре - оригинал.
На основании этой аксиомы, можно стряпать любые истории и праздновать любые юбилеи
------
Приятно покалякать с умным индивидом.
Расскажите тогда, как бегающие по степи за стадами КРС монголы без железа и дров, кстати, у них этого и сейчас нет, завоевали пол мира под руководством Чингисхана?
Хотя становые татары утверждают, что этот Чингисхан ихний и из местных будет. )))
----------
А, вот и корифеи проснулись. )))
Не знаю чего ты думаешь, и думаешь ли вообще, но монголы Чингисхана себе давно забрали и уже памятник ему изваяли.
Так что татарам придётся очередной раз все свои истории с нуля стряпать. Чингисхан то у них всё - тю-тю.
Уехал ВАШ милёнок - не вернется .
Уехал он быть может навсегда, да.
В Казань он больше не вернется,
Осталась фотокарточка одна.
--------------
Ой, Хоспади...ииии!!!
Да, об этом, все становые русские мечтают уж 25 лет как, когда же вы от них со всеми своими заморочками отцепитесь?!
И будете САМИ, воспринимать мир, не грузя своими глюками русских.
---------------
Ты чего дед, чему тут кому завидовать?
Если перестанете в стане навязывать русским свои заморочки, то можешь вообще все свои кочевые народы хоть с марсианами скрестить и спать с ними в обнимку.
Вам никто из русских тогда, даже слова супротив не скажет.
Он состоит из двух частей - северного и южно-центрального, а азиатского следа в нем нет.
В январском номере журнала The American Journal of Human Genetics была опубликована статья об исследовании русского генофонда, проведенного российскими и эстонскими генетиками.
Результаты оказались неожиданными: по сути, русский этнос генетически состоит из двух частей - коренное население Южной и Центральной России родственно с другими народами, говорящими на славянских языках, а жители Севера страны - с финно-уграми.
И второй довольно удивительный и, можно даже сказать, сенсационный момент - типичного для азиатов (в том числе, пресловутых монголо-татар) набора генов ни в одной из русских популяций (ни в северной, ни в южной) в достаточном количестве не обнаружено.
Получается, поговорка «поскреби русского - найдешь татарина» не верна.