Новости раздела

«Черта оседлости»: как логика истории превратила кочевников, живших набегами, в добропорядочных христиан

Украинский историк — о том, как кипчаки вмешались в борьбу папства и европейских монархий за политическое господство в Европе

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, посвященных ключевым периодам тюркской истории. Сегодня «Реальное время» публикует заметки украинского историка о механизмах венгерской ассимиляции части кипчаков (куман, половцев) — крупнейшего тюркоязычного народа.

Их подвинули монголы

Великий Западный поход монголов обусловил масштабные миграции кипчаков. Во время написания своего письма епископу Перуджи монах Юлиан сообщал о поселении части кипчаков в Венгрии. По мнению Е. Мыськова, переселение племени Котяна произошло осенью 1239 года. Рогерий и Альберик де Труа-Фонтен упоминали о том, что хан Котян со своими людьми переселился в Венгрию. Английский хронист Матвей Парижский указывал, что кипчаки мигрировали в Венгрию после поражения от монголов. Такого же мнения о причине их переселения придерживался Роджер Бэкон.

Относительно количества переселенцев исследователи выдвигали разные гипотезы. По версии П. Голубовского, А. Кадырбаева и С. Плетневой, в Венгрию переселилось 40 тысяч кипчаков, по мнению И. Дьорффи — 240 тысяч (или 40 тысяч семей). Е. Шюц утверждал, что в Венгрию переселилось 40 тысяч мужчин и их семей. А. Палоци-Хорват считает, что мигрантов было 70— 80 тысяч В. Спиней предполагает присутствие среди кипчаков 40 тысяч воинов. 40 тысяч кипчаков, упомянутых у Рогерия, — это, скорее, не отображение реального количества мигрантов, а трафарет письменной европейской традиции. Даже с учетом того, что в страну мигрировало семь племен, мигрантов вряд ли было более 100 тысяч. Скорее всего, их было около 70 тысяч, а воинов среди них — около 14 тысяч.

Беки (беги) Алпар, Узур, Арбуз, Туртул, Кеменече играли большую роль в политической жизни Венгрии. В 1279 году прошел съезд знати в Тетени. Узур и Алпар (Алпра) приняли ряд условий, поставленных перед ними папским легатом Филиппом из Фермо и венгерскими баронами. Возможно Арбуз, Туртул и Кеменече также находились в лагере согласившихся с этими условиями. Права, свободы и обязательства кипчаков были закреплены в ряде специальных документов.

Венгерские кипчаки находились в церковном подчинении у епископов Эгера, Калоча, Арада, Чанада, Ваца и Эстергома. В одной из грамот Белы IV указано, что в 1264 году земли палоци передавались монастырю Святого Евстафия. В другой грамоте земли кипчака Кунчи передавались графу Иоанке. На территории Эгерской епископии происходил обмен владениями между венграми и кипчаками. Владения кипчаков находились в комитате Боршод. Папа Урбан IV писал по поводу кипчаков архиепископам Эстергома и Калоча. Он приказывал им выгнать из страны кипчаков, которые не приняли христианство.

Приказано осесть

Венгерские хронисты обвиняли кипчаков во многих преступлениях, однако непонятно, насколько они справедливы. Одним из распространенных обвинений был грабеж. Кипчаки в Венгрии не желали переходить к оседлости. Аристократия и король Венгрии не платили им за службу. Кипчаки жили за счет добычи в походах, однако это была нерегулярная прибыль, и они были вынуждены нападать на соседей-венгров, чтобы прокормить себя. Против христианизации кипчаки выступали потому, что не желали платить десятину церкви. Католическая церковь учла это, и до 1364 года кипчаки не платили десятины. Кипчакская аристократия желала сохранить свою идентичность и обычаи. Опираясь на кипчаков, Ласло IV планировал ограничить «золотые вольности» баронов. Поводом к вмешательству Папы Римского была информация о том, что кипчаки остаются язычниками и держат в рабстве христиан.

Римская курия отправила в Венгрию легата Филиппа из Фермо. Перед кипчаками и королем был поставлен ряд ультимативных требований, которые были оформлены в «Грамоте о куманах». Фактически кипчакам было приказано отказаться от почитания идолов, перенять одежду венгров, осесть и жить в домах. В каждое племя назначался инквизитор. Было приказано освободить из рабства пленных христиан. Кипчаки могли становиться подданными баронов и должны были служить в войске (в случае отказа от несения службы к ним применялись санкции). Кипчакская аристократия была уравнена в правах со знатными венграми. Кипчаки выводились из-под юрисдикции Палатина. В племенах были свои судьи. С жалобой на принятое решение кипчаки могли обратиться к королю.

Почему венгры так ревниво относились к тому, как выглядели кипчаки? Традиционная кипчакская прическа «включала в себя» одну или три косы, верх головы при этом выбривался. Эта прическа была похожа на те, что носили венгры до принятия христианства. Также бритье головы было одним из наказаний для преступников. Кипчакам предписывалось принять западную прическу (то есть не брить голову и не оставлять чубов). Противник кунов Ласло I Святой в противовес кунам изображался с бородой и с традиционной для католиков прической. То есть венгры считали необходимым, чтобы кипчаки выглядели, как христиане (мало было просто креститься и знать молитвы).

Однако Ласло IV Кун просил у папского легата оставить кипчакам их традиционные прически — важный индикатор идентичности. Также важным аспектом была одежда. В кипчакских погребениях в Венгрии были найдены кафтан и рогатый головной убор кипчакской женщины.

Интересно, что кипчаки изображались в «Иллюстрированной хронике» в конических шапках, иногда в шлемах, как всадники, вооруженные луками со стрелами, ножами и мечами, одетые в долгие кафтаны. Многие картины XIV века в венгерских церквях связаны с культом Святого Ласло и демонстрируют потрясающую схожесть с предметами кипчакской одежды, которые изображены на каменных статуях.

Первый куманский закон

Первоначально кипчаки в Венгрии были в статусе «гостей» под защитой короля. Король Иштван V называл себя «правителем куманов». В правовом отношении кипчаки были под юрисдикцией королевского Палатина, который также имел титул «судьи куманов». Судить куманов мог также и король. В 1279 году было принято соглашение под названием «Первый Куманский закон», или «Грамота о куманах». Под давлением Папы Ласло IV был вынужден смириться с новым правовым положением кипчаков.

Но против этих условий выступила часть кипчаков. В 1282 (или 1280) году она была разбита войском баронов в битве на озере Ход. Уцелевшие в битве кипчаки бежали на восток, во владения Джучидов. Среди тех, кто вернулся из Венгрии, был Олдамур (Алдимир), который был родственником Георгия Тертера. После поражения Олдамур хотел мести и был одним из тех, кто привел монголов в Венгрию в 1285 году. Отзвук противостояния с баронами и Папой Римским чувствовался и после битвы на озере Ход. В 1284 году кипчаки напали на владения Фомы Чанада и взяли в плен христиан. Они продолжали сохранять свои обычаи, несмотря на то, что король обещал Папе принудить кипчаков придерживаться норм «Грамоты о куманах». При дворе оставались Арбуз, Туртул и Кеменече. Знать организовала заговор с целью устранить короля. Исполнителями заказного убийства стали Арбуз и Туртул, которые убили короля, но потом убили и их самих, чтобы скрыть истинных заказчиков преступления. Кипчаки и далее находились при дворе венгерских королей, но не оказывали такого влияния на политику, как при Ласло IV.

Интересно проследить включение отдельных кипчаков в систему власти в Венгрии. Дочь Сейхана вышла замуж за принца Иштвана IV (сына Белы IV). Она известна историкам под христианским именем Эржебет (Елизавета). Эржебет была матерью Ласло IV Куна. Брак между ней и Иштваном должен был уладить конфликт между венграми и кипчаками в 40-х гг. XIII века и был залогом безопасного пребывания кипчаков в Венгрии. Эржебет приняла крещение в 1247 году. Чешские хронисты, например Бруно Оломоуцский, считали ее язычницей, хотя документы, происходившие непосредственно от самой Эржебет, указывают на ее христианское вероисповедание. На ее печатях написано «Божьей волей королева Венгрии и дочь императора куманов». Она назначала на важные церковные должности своих ставленников, например Миклоша Пока. Во время правления Ласло IV Куна Эржебет сохранила церковные владения от захвата подданными короля. Сама она получила во владение банаты в Северной Сербии и Боснии.

Кипчаколюбивый король

Личность самого Ласло IV Куна противоречива и вызывает много споров. Церковная традиция считала его плохим королем, и это было связано с его непростыми отношениями с Папой Римским. В 1278 году, когда Ласло IV было 16 лет, папа Николай III отправил в Венгрию уже упоминавшегося легата Филиппа из Фермо. Тот прибыл в государство по просьбе венгерских аристократов. В «Иллюстрированной хронике» Филипп изображен с инсигниями (показателями власти) кардинала, хотя был лишь посланником папы. Характерно, что король Ласло IV Кун представлен там же как кипчак — в кипчакской одежде и кипчакском головном уборе, хотя даже правитель гуннов Аттила изображен как христианин. Составитель хроники, написанной во время правления Анжуйской династии, намекал на язычество Ласло IV, хотя современники короля, например Шимон Кезаи, считали его христианином. Изображения в «Иллюстрированной хронике», таким образом, нельзя считать достоверными.

Причиной враждебности знати к королю было то, что Ласло IV Кун был сторонником твердой королевской власти и за поддержкой обратился к кипчакам, которые жили на территории королевского домена. Подобную попытку на полтора столетия раньше осуществил грузинский царь Давид IV Строитель, который, опираясь на военную мощь кипчаков, укрепил свою власть и подавил знать. Филипп из Фермо акцентировал внимание на язычестве кипчаков, чтобы дискредитировать короля. К тому же, «компроматом» на короля был тот факт, что он не жил с законной женой Изабеллой, а был «в отношениях» с кипчакской княжной Эдуа (Айдулой). Архиепископ Лодомер обратил внимание на эту стороннюю связь молодого короля. Он также спекулировал на том, что Ласло IV Кун может отойти от христианства и стать «союзником татар». Это не соответствовало истине, поскольку при жизни короля Венгрия отразила их нападение.

Ласло IV Кун не выходил за рамки христианско-феодальной матрицы; Шимон Кезаи называл его сыном церкви. Несмотря на конфликт с папством, венгерский король поддерживал церковные институции. В то же время Ласло IV Кун не принимал норм, которые сложились в отношениях между европейскими королями и церковью. Он был сторонником автократической власти монарха. Архиепископ Лодомер боялся подчинения церковной собственности королевской власти и изобразил венгерского короля как заклятого врага Церкви, коим тот не был. В анналах Уэйверльского монастыря Ласло IV Куну было приписано намерение принять ислам, о чем король и не помышлял. Венгерский король боролся с возрастающей ролью знати, которая объединилась с папством против него.

Нужно сказать, что королевское видение участия нехристиан в политике отличалось от папского. Геза II принимал на военную службу мусульман, а Бела IV, с целью укрепления своей власти, пригласил кипчаков. Венгерские короли не исключали участия нехристиан в борьбе против знати. Папа Римский же автоматически рассматривал некатоликов на Западе как внутреннего врага. Папы сравнивали венгерского короля с кайзером Священной Римской Империи Фридрихом II Гогенштауфеном — в сильной королевской власти они видели угрозу своим интересам.

Ласло IV Кун был погребен по христианскому обычаю в кафедральном соборе Чанада.

Пережитки прошлого

Вытеснение языческих пережитков христианством в жизни кипчаков было постепенным. Быстро перенимали христианские обычаи люди, приближенные к королевскому двору. В погребениях обычных кипчаков еще долго оставались следы прежних верований. Многие традиционные формы погребений дожили до середины XIV века. В XIV и XV веках погребения кипчаков представляли собой смесь традиционных тюркских кочевнических и христианских обычаев. Последние следы язычества исчезли лишь в XVI веке. «Скорость» принятия христианства не была одинаковой и среди кипчакских общин — одни делали это быстрее, другие медленнее.

В Венгрии было найдено около 300 объектов с традиционными кипчакскими погребениями, ориентированными на восток. В погребениях находили предметы разного происхождения, 40% их были близки вещам из степей Восточной Европы. Из вещей западноевропейского происхождения часто отмечаются пояса воинов, которые им дарили латинские крестоносцы. Также свидетельствовали о христианстве и крещении кипчаков кресты на погребениях. Они использовались кипчаками как амулеты. В могилы клали оружие и украшения. Со временем кипчаки начали хоронить своих умерших около церквей, но продолжали оставлять на их могилах еду.

Для кипчаков было характерно погребение с конем или частью коня, однако в Венгрии найдены лишь три погребения с конем и нет ни одного с частями коня. С переселением в Венгрию они, очевидно, начали хоронить коней в отдельных могилах. В одной из кипчакских могил были найдены останки собаки. Это животное занимало важное место в религиозных воззрениях кипчаков. Над трупом собаки они произносили клятву. В могилах кипчаков находили также амулеты, роль которых играли кристаллы, конская челюсть, кости животных. В женских погребениях находили яйца и зеркала. Памятники, свидетельствующие о язычестве погребенных, встречались на протяжении двух-трех поколений с момента переселения в Венгрию. На раннем этапе проживания кипчаков в Венгрии кипчаки продолжали поклоняться предкам. Только со временем они отказались от сооружения курганов.

Растворились во времени

В XIV веке кипчаки христианизировались, перешли к оседлости и перемешались с венграми. Важным фактором ассимиляции была армия. Кипчаки служили в войске уже при Анжуйской династии и благодаря этому вошли в состав венгерской аристократии. Это были Бутемер из Илунчук (Илончук), Деметрий из Борчол (бурдж-оглы), Деметрий из Олас (улаш-оглы). В источниках также упомянут Иштван (Стефан), сын комита Парабуга. В 1330—1360 гг. произошел важный поворот. Христианские имена, такие как Деметрий и Иштван, начали доминировать у переселенцев. В XIV веке начала рушиться кипчакская кланово-племенная система. Все сложнее было вычислить принадлежность кипчаков к какому-либо племени. Кипчаки перенимали социальную иерархию своих венгерских соседей. Собственность кочевой общины стала переходить в личную собственность. Кипчакские предводители получали пожалования от короля, а простые общинники становились королевскими сервами (слугами, холопами) или сервами под властью прежней кипчакской племенной верхушки. В XV веке получила развитие система территориальных резиденций (székek). Земли, на которых жили кипчаки, стали называться Надькуншаг и Кишкуншаг. Сами они переходили на венгерский язык.

Окончательно кипчаки ассимилировались в XVIII веке. Но перед тем, как полностью раствориться в венгерском этносе, куманская идентичность пережила некоторый ренессанс. Это было связано с борьбой за свои права населения Надькуншага и Кишкуншага. К тому времени язык венгерских кипчаков практически перестал существовать, тем не менее это не мешало некоторым энтузиастам собирать так называемый «куманский фольклор», плясать «куманские танцы» (которые на самом деле происходили от танцев трансильванских венгров). Движение населения Кишкуншага и Надькуншага не базировалось на настоящих кипчакских традициях. Реально же влияние кипчаков на венгров проявилось в топонимии тюркского происхождения и в заимствовании некоторых кипчакских слов.

Ярослав Пилипчук

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

Новости партнеров