Новости раздела

Прокуратура не увидела халатности полицейских, а выпавшего из «УАЗика» мужчину посчитала буйным

Однако мать погибшего уверяет, что дело пытаются «спустить на тормозах», а Следком и правозащитники хотят обжаловать решение пока трагедия не повторилась

Прокуратура РТ отменила постановление о возбуждении уголовного дела в отношении полицейских, которых Следком обвинил в халатности, повлекшей за собой смерть человека. Напомним, задержанный 4 июня казанец Сергей Щербаков погиб, выпав на дорогу из полицейского УАЗа, когда его везли в участок. Представители СК и правозащитники собираются обжаловать решение прокуратуры. Мать погибшего в беседе с «Реальным временем» заявила, что «дело пытаются спустить на тормозах». Между тем, по свидетельствам очевидцев, в Казани продолжают ездить небезопасные патрульные автомобили.

Прокуратура РТ: «Щербаков? Без комментариев»

Трагедия со смертью задержанного, выпавшего из полицейского УАЗа, обрастает новыми любопытными подробностями. 13 июня Следком возбудил уголовное дело в отношении полицейских, которые везли Сергея Щербакова в участок. Экипаж обвинили в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека, а матери покойного показали снимок сломанной щеколды в патрульном автомобиле. Предположительно, парень оперся на плохо зафиксированную дверцу, от чего та распахнулась в пути, а задержанный упал на дорогу и умер.

Однако на следующий день после постановления Следкома прокуратура РТ отменила его, заблокировав тем самым ход расследования. Накануне в пресс-службе ведомства обещали прокомментировать это решение, но сегодня с утра планы поменялись:

На следующий день после постановления Следкома прокуратура РТ отменила его, заблокировав тем самым ход расследования. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

— Щербаков — это тот, который выпал? Да, постановление о возбуждении уголовного дела отменили. Давайте так, мы пока эту ситуацию комментировать не будем, — сообщил старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ, старший советник юстиции Руслан Галиев.

Несмотря на такое заявление, Следком России по РТ и правозащитники, которые взялись помогать семье погибшего, сообщили, что обжалуют решение прокуратуры.

Дверь УАЗа на ключ не закрыли — только на сломанную щеколду

В распоряжении редакции есть копия постановления об отмене в возбуждении уголовного дела. Отказ вынес зампрокурора Приволжского района, советник юстиции Л.Ш. Муллануров. В тексте приводятся показания опрошенных обвиняемых полицейских: М.Н. Нотфуллина, Д.Ш. Хусаинова и И.З. Файсханова. По их словам, выходит, что Сергей в полицейском УАЗе «вел себя буйно, в том числе, пиная по двери багажного отдела».

«После одного из его ударов дверь открылась, в открытый проем которой и прыгнул С.В. Щербаков, скончавшись от удара головой о дорожное покрытие. Таким образом, из собранных материалов видно, что падению С.В. Щербакова из машины предшествовало его собственное противоправное поведение», — делает вывод зампрокурора.

Кроме того, оказалось, что полицейские не закрывали дверцу УАЗа на ключ, ограничившись только сломанной задвижкой. Однако «непредвиденное открывание двери багажника из-за повреждения щеколды» еще не доказывает вину полицейских, считают авторы постановления:

«… дверь автомобиля УАЗ была заперта при помощи щеколды, исключающей самопроизвольное ее открывание. При этом в действующих нормативных актах положений о запрете на использование и эксплуатацию на служебных машинах органов внутренних дел данного запирающего устройства, служащего в данном случае вспомогательным средством, не содержится. В связи с этим, использование и применение сотрудниками органа внутренних дел дополнительных средств для запирания двери багажника никак не могут свидетельствовать о непринятии последними достаточных мер по безопасной транспортировке доставляемых лиц. Более того, непредвиденное открывание двери багажника из-за повреждения щеколды в результате внешнего воздействия, не могут служить основанием для вывода о наличии в действиях сотрудников ППСП Управления МВД России по городу Казани признаков нарушения требований, предъявляемых к их служебной деятельности».

«Дверь никто не пинал — там это просто невозможно!»

При этом в тексте есть ссылка и на показания второго задержанного — Александра Михайлова, друга Щербакова, которого везли в участок вместе с ним. Тот якобы тоже подтвердил агрессивное поведение Сергея в машине. Однако «Реальному времени» удалось связаться с Михайловым и узнать из первых уст, как было дело. Мужчина категорически опровергает заявления полицейских и прокуратуры:

— Сережина мама ходила и слушала запись, какие показания я давал, можете у нее спросить. Дверь никто не пинал — там это просто невозможно. Мы сели в эту машину добровольно, нас никто туда не запихивал силой. Мы спокойно сели и все, никакой агрессии с нашей стороны не было! — уверяет Александр Михайлов.

Постановление прокуратуры РТ правозащитники считают незаконным и необоснованным. По их словам, в настоящий момент назначена экспертиза полицейского автомобиля.

Даже если щеколда была неисправна, все равно же ответственность лежит на сотрудниках полиции, считает Андрей Сучков. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

— Дело даже не в задвижке, — считает юрист правозащитной организации «Зона права» Андрей Сучков, — И попытка перевести ответственность на хозработника или еще кого, кто там отвечает у них отдельно за шпингалеты, неправомерна. Даже если щеколда была неисправна, все равно же ответственность лежит на сотрудниках полиции. Объективно вина должностных лиц здесь усматривается.

«Дело пытаются спустить на тормозах»

Мать погибшего казанца Альзира Щербакова рассказала, как непросто было добыть постановление прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела.

— Дело пытаются спустить на тормозах. Меня пытались водить за нос, сказали: ждите, отказ вам пришлют по почте. Но потом адвокат сказал, мол, нет, езжайте и возьмите. И вот я бегала полдня между прокуратурой и Следкомом. Прокурора Мулланурова спрашивала: «Почему вы отменили?». Говорит: «Ну надо ведь установить, в чем халатность». Я ему: «Так пусть и устанавливают!», а он: «Ну пусть они без уголовного дела это выясняют», — пересказывает разговор с прокурором Альзира Щербакова.

Женщина сразу назвала враньем описанное в постановлении прокуратуры буйное поведение сына: «Следователь тоже сказал, что со слов Михайлова они ехали тихо, это милиция говорит, что слышала удары». Видеозапись помогла бы разобраться, кто говорит правду, но камера в полицейской машине 1,5 года не работает. «Нам уже сказали, что они включают камеры только, когда им выгодно», — говорит Альзира. При этом друзьям Сергея удалось заснять в городе и другие небезопасные патрульные автомобили.

— Сняли аналогичную машину, и у нее тоже был сломан замок и также не работала камера. Причем, похоже из того же автопарка: за Сергеем приезжала с номером 3002, а у этой 3004. Сказали полицейским, но они ничего не ответили. Опять хотели кого-то забрать, а эти ребята их спрашивают: «А вы нас довезете живыми-то?». И экипаж уехал, не стали никого забирать, — говорит мама Сергея.

Это еще одна причина — провести тщательное расследование дела, считает Альзира Щербакова. Сама она намерена до конца разобраться в обстоятельствах смерти сына и привлечь виновных к ответственности.

Василя Ширшова

Новости партнеров