Новости раздела

Казанец погиб из-за сломанной задвижки на двери полицейского УАЗа?

Мать выпавшего из патрульного автомобиля молодого мужчины требует наказать стражей порядка за преступную халатность

В преступной халатности обвиняют стражей порядка родители казанца Сергея Щербакова. Напомним, молодой человек погиб, выпав на ходу из полицейского УАЗа, когда его с другом везли в участок. Следователи показали родным фотографию сломанной задвижки в автомобиле. Предположительно, по этой причине в движущейся машине на скорости при подъеме в гору дверца распахнулась, и мужчина упал на проезжую часть. В МВД по РТ сообщили о проверке в отношении сотрудников патрульно-постовой службы. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Отец и мать погибшего требуют наказать виновных и рассказывают «Реальному времени» обстоятельства трагедии.

«Спасибо за такого хорошего сына!»

На момент смерти Сергею Щербакову было 27. Парень вырос в обычной казанской семье. Мама Альзира — бухгалтер, папа Валерий — высотник. Еще осталась младшая сестра — 16-летняя Элина.

Сергей с детства мечтал о путешествиях, и после 9-го класса выучился на менеджера по туризму. Добровольно ушел в армию, попал в ВВС, всегда был на хорошем счету. Вернулся со множеством грамот.

— Он из армии привез благодарственное письмо. Я туда ездила к нему, и он был единственным солдатом, которого командир лично проводил до поезда. И он нам, родителям, сказал: «Спасибо вам, за такого хорошего сына», — рассказывает мама Сережи.

После армии Сергей увлекся кулинарией, готовил на всю семью и даже поработал поваром в казанских кафе и ресторанах. Позже новым хобби, а затем и профессией стала IT-сфера. Сотрудничал с несколькими фирмами, работал в основном из дома. Самостоятельно выучил технический английский и планировал перебраться на работу в Таиланд. Детскую мечту о путешествиях не забывал и постоянно ездил по миру, занимался рафтингом и дайвингом. По словам друзей, всегда был в спортивной форме, следил за собой.

«Видишь, Санек, я тебя не бросил в трудную минуту»

Эти слова последние, что успел сказать своему другу перед смертью Сергей Щербаков. В полицейский УАЗ, как потом окажется на свою погибель, парень пошел за компанию с приятелем, которого задержали за хулиганство.

В тот день, 3 июня, дома у Сергея праздновали день рождения подруги. Засиделись допоздна, и уже на рассвете Щербаков вышел проводить подвыпившего товарища Александра Михайлова. Тогда же у друга произошла ссора с жильцами одного из соседних домов. На балконе стояли девушки и стали дразнить парня. По его словам, они и спровоцировали конфликт, хвастаясь, что он им ничего не сделает. Видео инцидента, снятое, судя по всему, ими же, позже попало в интернет, правда, без звука. На кадрах видно, как Михайлов с кем-то говорит, глядя наверх, а Сергей пытается его урезонить и увести домой. Когда у Щербакова это не вышло, он ушел, говорит Михайлов. А из подъезда девушек вышел мужчина, и он попросил его не закрывать дверь. Тот не послушал, из-за чего также возник конфликт. Кто-то вызвал полицию, подъехала патрульная машина. На шум вернулся и Сергей Щербаков.

— На момент моего задержания его не было. Он подошел уже потом, когда меня задержали. Подошел к сотрудникам рядом со мной и вежливо попросил: «Ребят, отпустите, пожалуйста, его. Это мой друг. Вот я здесь живу, он сейчас пойдет ко мне и все, спать ляжет». На что сотрудники ему сказали: «Документы при себе имеются?», — «Нет», — «Давайте проедем с нами в отдел», — пересказывает события той трагедии Александр Михайлов.

В машину молодые люди сели добровольно, не буянили, по словам задержанного. В задней секции полицейского УАЗа было тесно, едва умещались вдвоем. Но так как было еще и шумно, в дороге, чтобы слышать друг друга, Сергей пересел на одну лавочку к Михайлову, пришлось облокотиться на дверь автомобиля.

— И так мы ехали. Я помню его последние слова: «Видишь, Санек, я тебя не бросил в трудную минуту». Тут я повернулся к сотрудникам, там щель такая между стенкой и спрашиваю: «В какой отдел нас повезли?». И в этот момент вдруг резко стало светло. Я голову поворачиваю. Сережи уже нет, он упал на дорогу, — рассказывает Александр.

«Сам вызывай скорую!»

Когда Щербаков выпал из машины, Михайлов застучал по стенке автомобиля, чтобы полицейские остановились. Первым бросился на помощь другу.

— У него были открытые глаза. Я обрадовался — думал живой. И глаза, как будто на меня смотрят. Я: «Серега, Серега, ты живой?!». Смотрю во рту кровь набирается. Я ему голову набок, чтобы не захлебнулся. Стал ругаться с сотрудниками, начал на них орать: «Вызовите скорую, помогите!», у меня телефона не было, разбил его там. А они мне: «Сам вызывай». Потом кто-то все-таки вызвал. Я говорю: «Окажите первую помощь, вас же учили!». Но они ничего не сделали. Так спокойно вышли из машины, никто из них не подбежал, даже не подошли к Сергею, не наклонились к нему, даже пульс не проверили у него, — возмущается бездействием сотрудников Александр.

По его словам, у Сергея на спине была большая ссадина и кровь на затылке. Буквально через минуту рядом остановилась проезжающая машина. Молодые люди из нее, по словам Михайлова, начали снимать происходящее на видео: «Я им еще говорил на камеру: «Вот сотрудники стоят и ничего не делают, и никакой первой помощи не оказывают».

Куда делись те очевидцы, Михайлов уже не знает. Подъехал другой полицейский автомобиль, и его пересадили в него и увезли в участок. Там с ним, по его словам, побеседовали сотрудники прокуратуры и закрыли в СИЗО. Вышел из-под стражи Александр только 7 июня. Даже на похороны к близкому другу не попал.

Сломанная задвижка на двери УАЗа

Неужели из запертого полицейского УАЗа можно выпасть? Этот вопрос многим не дает покоя, в том числе и родным Сергея. Его отец в это просто не верит.

— У меня у самого такой же УАЗ был. Всю жизнь мечтал о такой машине. 419-я модель с железной крышей. Я прекрасно знаю, что изнутри заднюю дверь никак не откроешь. Это спецмашина, там решетки, накладки стальные. И упираться ногами там негде, чтобы буянить, как они говорят. В морге нам сказали: «Тяжелый случай. Возьмите в Следственном комитете разрешение на выдачу тела». Приходим, следователь говорит: «А это тот, который из УАЗика выпал?». Я ему говорю, что из УАЗика выпасть невозможно, а он в ответ только молчит, — пересказывает отец погибшего Валерий Щербаков.

Что произошло с дверью автомобиля, рассказал Александр Михайлов. У него была возможность рассмотреть состояние машины.

— Там задвижка и ушко от нее, куда он засовывается этот шпингалет, это ушко с одной стороны оторвано. Там клепки, которые его держат, — меньше мизинца. Я вообще не понимаю, как они его держат. Может, до этого кто-то пинал по двери, каждый день же возят людей в этом УАЗе, и все держалось на соплях. И произошло все это на подъеме, только начали подниматься в гору, и на скорости. Если бы мы только выехали со двора, и скорости не успели бы набрать… Но мы уже полдороги проехали. И когда он упал, они остановились только через шесть-семь метров, — говорит Михайлов.

Снимок той сломанной щеколды на дверце полицейского УАЗа следователи показали позже и матери Сергея Щербакова.

— Мы спросили у следователей про видеокамеру в той машине. Они говорят: «Нет, сломана. Полтора года назад уже сломана». Это видимо такое дорогое удовольствие, починить ее. Ну они говорят, что это надо сразу министру внутренних дел писать, это непорядок. Я уже тоже не выдержала, вставила: «Ну конечно, кому нужно на себя записи иметь!» — рассказывает Альзира Щербакова.

«Обидно, что Сережу пытаются очернить»

Особым цинизмом отдает и сама ситуация, при которой родителям сообщили о смерти сына. Хотя само ЧП произошло примерно в 4 часа утра, в дверь к Щербаковым постучались только в 3 часа дня. Причем, прежде чем рассказать о гибели Сергея, стражи порядка попытались выведать о нем любые сведения, которые помогли бы составить отрицательное мнение о молодом человеке.

— Пришли два сотрудника в штатском и один в полицейской форме. Говорят: «Давайте охарактеризуйте вашего сына». Я ничего не поняла, спрашиваю: «А с чем это связано? Скажите, что случилось?», они мне: «Потом скажем. Сначала дайте ему характеристику». И я, ничего не зная, стала рассказывать о Сереже. Говорю, пиво действительно пил с друзьями пару раз в неделю. Спрашивают: «А наркотики употреблял?». «Ни в коем случае. Он и друзьям об этом категорически заявлял». Спрашивают: «Сидел?». «Нет, не сидел». И потом все время в разговоре опять: «Он наркоман? Он сидел?». Я уже говорю: «Что у вас с памятью?! Я вам уже пять раз сказала, что он не наркоман и не сидел!» — возмущается поведением полицейских Альзира Щербакова.

Так и не сумев раздобыть нужных сведений от матери, полицейские переключились на соседей. Но и те не сказали дурных слов о Щербакове. «Мне это даже обидно. У нас что, есть категория граждан, которых, получается можно гнобить и убивать? И обидно, что Сережу пытаются вот так очернить», — говорит мать погибшего. Только выведав у нее характеристику на сына, стражи порядка попросили женщину взять стул и сообщили ей ужасную новость.

Проститься с Сергеем собрались все близкие и друзья. Многие родственники приехали издалека. «Плакали даже соседи», — рассказывают родные. Все, кто хорошо знал парня, настаивают: наркотики категорически не признавал. И попытка полиции выставить его то хулиганом, то наркоманом — лишь желание снять с себя ответственность за произошедшее.

— Наркотиками никогда он не баловался, он противник всего этого. Выпить мог, да, но никогда не буянил. Пил в основном пиво. Поэтому то, что они говорят — все ложь и неправда. Им просто нужно прикрыть себя, — считает Александр Михайлов.

— Это полная халатность полицейских. Если бы дверь была бы исправна и надежно заперта, он бы не выпал! И сам он не дурак, прыгать головой на асфальт — у него черепно-мозговая травма. Он же не в море прыгал, — добавляет мама Сережи.

«По этой машине проводится экспертиза»

Альзира Щербакова написала заявление в Следственный комитет, требуя наказать виновных в смерти сына. «Доследственная проверка по факту смерти этого задержанного пока не завершена, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам преступной халатности (ст. 293 УК РФ), — сообщили «Реальному времени» в Следкоме по РТ.

В МВД по РТ комментировать обвинения родителей погибшего в адрес своих сотрудников также не стали. Хотя министерство проводит собственную служебную проверку инцидента:

— Проверку в отношении сотрудников полиции проводит Следственный комитет. У нас тоже проводится своя проверка, материалы будут переданы в Следком, — сообщил заместитель начальника отдела пресс-службы МВД по РТ Максим Костромин.

По его словам, полицейский УАЗ, который доставлял Щербакова в участок, сейчас также проверяется: «По этой машине проводится экспертиза». Напомним, что на следующий день после Сергея, в полицейской машине умер еще один задержанный.

Василя Ширшова, Ирина Плотникова

Новости партнеров