Новости раздела

«Фильм «Нелюбовь» адресован простым людям, которые при всей своей простоте способны чувствовать время»

Рецензия на фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева от казанского режиссера Рената Хабибуллина

Недавно на широкие экраны вышел новый фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Как и предыдущие детища автора эта картина не оставляет равнодушными никого. Работу российского мастера признали одной из лучших на Каннском кинофестивале. Казанский режиссер и наш колумнист Ренат Хабибуллин в сегодняшней авторской колонке, написанной для «Реального времени», делится своим мнением от просмотренной драмы и размышляет о сложном характере картин Звягинцева.

Режиссерский путь мастера

Свой творческий путь на ниве кинорежиссуры Андрей Звягинцев начал в 2000 году и, как рассказывал он сам на мастер-классе в 2011 году на Высших курсах сценаристов и режиссеров, совершенно случайно. Это была короткометражка «Бусидо» в рамках сериала «Черная комната». Педантичный подход к образам героев, скрупулезное внимание к деталям и четкое понимание того, что требуется создать в кадре, выгодно выделили именно этого режиссера среди многих.

Уже в 2002 году Звягинцев запускается с полнометражной картиной «Возвращение», получает приз в Каннах и массу других призов на всевозможных кинофестивалях. «Возвращение» позволило дебютанту заявить о себе во весь голос и, как показало будущее, голос тот не стихает и спустя 15 лет. Работы Звягинцева ждут, их широко обсуждают в прессе, и сегодня уже без сомнения можно сказать, что Андрей Петрович это человек, уверенно входящий в первую тройку режиссеров российского кино.

После своей работы «Левиафан», которая вызвала шквал критики в адрес автора со стороны как православной общественности, так и политической элиты (а на поверку выясняется, что это, как правило, одни и те же люди), за Звягинцевым закрепился ореол антироссийского режиссера, поливающего грязью отчизну на потеху Западу. С этим утверждением, вероятно, можно было бы согласиться, если бы не одно «но». Звягинцев и прежде собирал призы за границей за свои работы «Елена», «Изгнание» и «Возвращение». Ничего вскрывающего гнойники социальной жизни России-матушки там не было. Более того, слышались даже высказывания о том, что новое поколение режиссеров вообще не хотят быть русскими, и в качестве примера приводилась уникальная эстетика двух первых работ автора, в которых намеренно размыто место и время происходящих событий.

Как только Звягинцев дерзнул покуситься на «духовные скрепы» России (хотя, канва истории заимствована именно с западных источников), так тут же получил гневную отповедь от псевдопатриотов. Неизвестно, повлиял ли этот «праведный гнев» на то, что «Нелюбовь» — последняя работа автора, вышедшая в прокат на прошлой неделе, была снята полностью без государственной поддержки, однако на некоторые мысли это все же наталкивает.

Часто слышатся высказывания о том, что в лице Звягинцева мы получили нового Тарковского. На мой взгляд, общего у этих двух авторов — только имя и умение выдерживать долгие содержательные планы. Во всех остальных пунктах это совершенно непохожие авторы, представленные в разных весовых категориях, однако, без сомнения, Звягинцев много почерпнул из картин Андрея Арсеньевича, как, собственно, любой мировой деятель кино.

Социальная драма, в центре которой разрушающаяся семья

Конечно, все с нетерпением ждали выхода «Нелюбви». В Каннах, как поведал продюсер картины Александр Роднянский, картину удалось показать на трех площадках, и встречена она была весьма положительно. Человеку, знакомому с тем, каким фильмам зачастую аплодируют стоя на этом весьма странном, но в то же время самом престижном, кинофестивале мира, это не добавит вдохновения, но все же всегда приятно, что отечественное кино, пусть и авторское, выходит на мировые просторы. «Приз жюри», который получила «Нелюбовь», открыл путь к тому, что десятки стран мира приобрели на нее права проката, а это значит, что картину ждет и немалый финансовый успех.

Главный вопрос российского зрителя — стоит ли смотреть данную картину? Тут важно понимать, знаком ли человек с предыдущими работами автора. Стилистически Звягинцев не вышел за пределы своей привычной манеры повествования, и в этом смысле неподготовленному зрителю будет, возможно, не совсем комфортно лицезреть, а тем более вникать в медленные наезды на дерево без листвы или на то, как пацаны гоняют мячик.

Зритель же, который любит Звягинцева именно за его неординарный взгляд, будет ощущать себя в кинотеатре, как рыба в воде. Такие фильмы требуют полного погружения и даже усилий. И в этом смысле ни о каком отдыхе под попкорн и газированные напитки не может быть и речи, как не может быть и речи о том, что эта картины подарит вам нечто жизнеутверждающее в традиционном понимании.

С другой стороны, автор не доводит до того, чтобы зритель после просмотра мчался домой с целью отмыться от увиденного, а именно эти ощущения у меня были после «Рай. Любовь» (2012) Ульриха Зайдля или «Портрета в сумерках» (2011) Ангелины Никоновой. Вообще многие режиссеры авторского кино не мыслят себя без того, чтоб не погрузить зрителя в кучу помоев. Этот тренд продолжает убивать авторское кино, и отрадно, что Звягинцев ставит перед собой абсолютно другие цели.

Без сомнения, порадовало то, что Звягинцев растет как профессионал. Ударная финальная сцена едва ли оставит равнодушным кого-либо, а ведь эмоциональность в его предыдущих работах была максимально понижена. Создавалось даже впечатление, что Звягинцев побаивается снимать сцены с повышенной эмоциональной нагрузкой, но в данной работе мы отчетливо видим новые яркие грани таланта режиссера.

«Нелюбовь» максимально отдалена от политики, но тем не менее не избавлена от нее вчистую. Социальная драма, в центре которой разрушающаяся семья, и жертвой ее становится двенадцатилетний ребенок. В данном случае она и не должна быть замешана в политический контекст, хотя многие на Западе вероятно ждали, что эта тема пройдет красной нитью. Звягинцев довольно ловко вплетает эту сторону нашей повседневной жизни в ткань повествования лишь затем, чтобы показать, как современное общество прячется за телевизионными событиями от собственных проблем, собственных мыслей, собственного счастья или несчастья.

Новым в «Нелюбви» для режиссера является также обилие и откровенность постельных сцен. Лично я не нашел для себя ответа в необходимости их присутствия, как собственно не находил их и в 99 процентах случаев с другими фильмами. Постельные сцены, как правило, не несут в себе никакой нагрузки, кроме визуального ознакомления с частями тела наших героев и предположений о том, как бы это могло быть между ними на самом деле. И в этом я нахожу едва ли не единственный минус данной работы.

Поздравит ли Мединский Звягинцева?

Тем, кто пойдет на этот фильм, без сомнения откроется и другая сильная сторона режиссера — умение работать с актером. Сам Андрей Звягинцев имеет актерское образование, и в этой связи его режиссерский талант выводит игру любого актера на высочайший уровень достоверности. То, что делает в «Нелюбви» актриса Марьяна Спивак, можно охарактеризовать одним словом — блестяще. И так в фильмах Звягинцева играют все актеры. На Высших курсах Андрей Петрович отрыл нам пару своих хитростей — одна из которых в том, что он не всегда дает читать актеру сценарий полностью, а лишь те сцены, где тот будет присутствовать. Это, конечно, касается актеров второго плана, но тем не менее свои плоды этот нетривиальный подход дает с избытком.

Сам Звягинцев умеет и любит ломать стандарты в укрепившихся правилах сценарного изложения. К примеру, каждый сценарист знает, что герой для движения по истории должен совершать поступки. Эти поступки должны раскрывать героя, двигать сценарий, выводить героя на новый уровень. Герой считается бревном, если он в итоге остался таким же, каким был в начале (привет Георгию Николаевичу и его «Осеннему марафону») К примеру, герой фильма «Я Делиэл Блейк» старается получить пособие по инвалидности, но сталкивается с тем, что все данные нужно отправлять по е-mail, а он этого не умеет. Собственно, он старается это изменить, идет учиться, просит помощи у людей и прочее. Он не сидит без дела. В «Левиафане» главный герой Колюня вообще не делает ничего, кроме как глушит водку. Он не идет по пути сопротивления, он не двигает сюжет, он типичный пример известного интернет-персонажа Ждуна, но тем не менее это смотрится, и это, как ни странно, работает.

Нечто подобное режиссер проворачивает и в «Нелюбви», но Звягинцев был бы не Звягинцев, если бы не нашел еще одну интересную сценарную диковинку. Как это ни удивительно, но главным героем он делает того персонажа, который в фильме присутствует лишь в четырех, если не ошибаюсь, сценах, и в этом смысле он без сомнения сам обрел новый уровень понимания сути киноистории.

Тема семьи, которую берет за основу Звягинцев в «Нелюбви», уже давно сошла на нет в наших зрительских приоритетах. Болевая точка, которую нащупал режиссер, как нельзя кстати задает такие вопросы, над которыми каждый человек будет рассуждать еще несколько дней после просмотра фильма. Сам же автор о фильме сказал буквально следующее: «Цель фильма в том, чтобы вы, посмотрев его, захотели обнять своих близких».

Не удивлюсь, если в ближайшее время наши общественники начнут дикие вопли о том, как Звягинцев извратил, исковеркал и обгадил нашу российскую действительность. Эти вопли, как всегда заглушат ту ужасающую статистику по разводам и брошенным детям, которая существует в России. Здесь надо отметить, что автор и сам в некотором роде провоцирует эту реакцию весьма топорным обобщением, одевая на актрису форму с надписью «Россия» на груди. Это обобщение ориентировано чисто на западного зрителя, ведь для нас такая одежда, специально созданная под Олимпийские игры 2014 года в Сочи — это просто форма, не более, и в глаза там бросается скорее бренд «Боско» нежели «Россия».

Может случиться и так, что на «Нелюбовь» Звягинцева не будут реагировать никак. В этом случает фильм, конечно, не будет обойден вниманием, но все же замалчивание в России работает куда эффективнее, чем «всенародное» неодобрение.

Третий вариант фантастический — министр культуры Мединский выступает с поздравлениями в адрес Звягинцева и благодарностью за то, что автор дал достаточную пищу для размышлений и будущих действий для исполнительной и законодательной власти в плане укрепления семейных ценностей в обществе. В свете недавней блестящей статьи Звягинцева «о госзаказе» этот сценарий становится фантастическим в кубе.

Но едва ли автор ждет ответа от власть имущих. Такие фильмы адресованы не в высокие кабинеты и уж точно не для того, чтобы изменить мир и своротить горы. Фильм «Нелюбовь» адресован простым людям, которые при всей своей простоте не разучились находить разницу в мире и все еще способны чувствовать время, в котором живут. Поэтому четвертый вариант, вероятно, самый лучший из всех предыдущих — это сходить и посмотреть на «Нелюбовь» Звягинцева самому. А уж после решить для себя, чего по-настоящему стоит эта «Нелюбовь».

​Ренат Хабибуллин, фото vk.com/azvyagintsev
Справка

Ренат Хабибуллин — режиссер.

Выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров, мастерская Аллы Суриковой и Владимира Фокина.

«Мой друг Собир» — документальный короткометражный фильм (2012), «Елка» — короткометражный фильм (2013), «Зримая вера» — документальный короткометражный фильм (2014), «Мечеть Марджани. История воплощенных традиций» (2016), «Исхак Лутфуллин. Жизнь во имя служения» (2016), «Рашида Исхакый. От просвещения к Вечности» (2016), «Альмира Адиатуллина. Жизнь как борьба» (2016), «Касым Нуруллин. Свет веры для несвободных» (2016), «Ахмадзаки Сафиуллин. Обретший пророческое наследие» (2016), «Асгат Галимзянов. Миллионер из казанских трущоб» (2016), «Велохадж. Необычное путешествие» (2016), «Габдулхак Саматов. Народный казый» (2017), «Паломник. История долгожданного путешествия» (2017).

Новости партнеров