Новости раздела

Утром — деньги, вечером — стулья: основатель пирамиды «Рост» требует 7 млн за комплект итальянской мебели

Пока вкладчики КПК «Рост» пытались получить обещанные проценты, создатель финансовой пирамиды покупал мебель по цене коттеджа

Утром — деньги, вечером — стулья: основатель пирамиды «Рост» требует 7 млн за комплект итальянской мебели
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

В Вахитовский районный суд поступило дело о защите прав потребителей, дело в общем-то рядовое, если не учитывать сумму иска и личность истца. Андрей Макаров проходит еще и в качестве подозреваемого по громкому уголовному делу о мошенничестве, следователи считают его одним из создателей финансовой пирамиды КПК «Рост», потерпевшими от деятельности которой признаны 20 тысяч человек, а сумма ущерба составила 1 млрд рублей. Привлекая деньги под 200 процентов годовых, Макаров ни в чем себе не отказывал, заказывая, к примеру, стулья по 2 500 евро за штуку. А сейчас, будучи в СИЗО, где роскошные предметы интерьера без надобности, пытается отсудить деньги у продавца.

Мебель по цене трехкомнатной квартиры

Иск в интересах Андрея Макарова подала его супруга Алина (сам действовать Макаров не может по объективным причинам — с марта 2015 года находится в СИЗО). Как следует из заявления, в августе 2014 года он заключил договор с салоном «Рич Хаус» на поставку мебели для детской, гостиной и столовой на сумму 137 тысяч 625 евро, или по курсу на дату перечисления денег — 4 млн 645 тыс. 125 рублей.

По договору покупатель внес предоплату 70%, остальное должен был заплатить после поступления заказа. В положенный срок — до 31 декабря 2014 года — мебель на сумму 113 тысяч евро была доставлена. Не хватало двух позиций, которые довезли в феврале 2015 года. Директор магазина Альбина Губайдуллина предложила Макаровым забрать хотя бы то, что поступило, но они, по ее словам, отказались.

В Вахитовский районный суд поступило дело о защите прав потребителей, дело в общем-то рядовое, если не учитывать сумму иска и личность истца. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

— Сначала они говорили, что их нет в городе, потом просили подождать, объяснив это финансовыми сложностями и тем, что пока им некуда мебель ставить. Все это время она хранилась у нас на складе, — объяснила Альбина Губайдуллина «Реальному времени».

У Алины Макаровой другая версия — мебель они не забирали, так как продавец требовала доплатить за ту часть мебели, которая поступила, — это около 34 тысяч евро (они, напомним, внесли только 70%, это около 96 тысяч евро). Макаровы настаивали, что в соответствии с договором 100%-ную оплату они должны внести после получения всего комплекта, поэтому решили подождать.

Шесть стульев из Италии на 15 тысяч евро

Примечательно, что как раз в это время у «Роста» начинаются проблемы. Первые жалобы вкладчиков на невыплату дивидендов приходятся на декабрь 2014 года, в августе, когда Макаров решил обставить дом роскошной мебелью, судя по отзывам на форумах пострадавших вкладчиков, все было хорошо, люди писали, что ежемесячно получают проценты.

Но ни в январе, ни в феврале, когда мебель пришла полностью, Макаровы ее не забрали. В феврале обманутые вкладчики начинают массово обращаться в правоохранительные органы. В начале марта Андрея Макарова берут под стражу. А в конце марта его супруга расторгает договор с магазином, так как не может расплатиться за заказ. С Губайдуллиной Макарова договаривается о том, что та будет распродавать мебель. А то, что останется на сумму первоначального взноса, она заберет.

До 2016 года покупательница не вспоминала о своем заказе, пока, по ее словам, не увидела свою мебель в выставочном зале.

— Стол, стулья, части детской, тумба, причем со следами использования. Но больше всего меня возмутило, что было продано 6 стульев на 15 тысяч евро, но меня об этом в известность не поставили, — рассказывает Алина Макарова «Реальному времени» и в подтверждение своих слов показывает фотографии шикарной мебели в салоне и снимок письменного стола с царапинами на кожаной обивке.

Элитная, бывшая в употреблении мебель

На вопрос, как же по-другому можно было продать мебель, если не показывать ее потенциальным клиентам, Макарова отвечает, что так же, как и покупала она, — по каталогам.

Решив, что бывшая в использовании мебель ей не нужна, она потребовала от салона вернуть ей деньги. В итоге договориться не сумели, и дело дошло до суда. Истица потребовала вернуть не только штраф 100 000 рублей, пени за каждый день просрочки — 857 тысяч рублей, но и пересчитать сумму покупки по нынешнему курсу, то есть вернуть не 4,6 млн рублей, которые она внесла в 2014 году, а уже 6,1 млн.

Закон о защите прав потребителей в России всегда на стороне покупателя. Поэтому единственным способом перетянуть чашу правосудия на свою сторону было доказать, что на этот случай закон не распространяется: мол, заказывали мебель в Италии, материалы обивки выбирали сами, а предметы, сделанные по индивидуальному заказу, возврату и обмену не подлежат.

В итоге суд встал на сторону истицы, правда, решением ни та, ни другая сторона недовольны, и обе будут обжаловать. realnoevremya.ru/Дарьи Турцевой

У истца была другая точка зрения — на мебели есть артикул, значит, она хоть и не массового производства, но серийного — это точно.

В чем солидарны обе стороны — в том, что мебель достаточно экстравагантная, поэтому продать ее будет сложно.

В итоге суд встал на сторону истицы, правда, решением ни та, ни другая сторона недовольны, и обе будут обжаловать. Ответчик неудовлетворен в принципе, а истица — суммой, ей присудили только 4,6 млн и 100 тысяч рублей в качестве штрафа. В суде высшей инстанции, по словам представителя Алины Макаровой, они намерены взыскать всю сумму иска — это с учетом издержек более 7 млн рублей. Ответчик подал встречный иск — на 700 тысяч рублей за хранение заказа, но суд его не удовлетворил: в договоре, заключенном между Макаровым и Губайдуллиной, это условие не оговаривалось.

20 тысяч пострадавших, 650 томов дела

Тем временем Андрей Макаров находится в СИЗО вместе с другими фигурантами по делу КПК «Рост», включая бывшего футболиста и экс-супруга дочери владелицы «Бахетле» Муслимы Латыповой Эльвиры Харламовой — Сергея Харламова.

По данным следствия, жертвами финансовой пирамиды, которая успела обзавестись офисами по всей России, стали 20 тысяч человек. Общая сумма ущерба составила более миллиарда рублей.

В деле 650 томов, и, пока подозреваемые не ознакомятся со всеми, дело в суд не уйдет. В августе 2016 года Харламов даже ходатайствовал об изменении меры пресечения на домашний арест: мол, в комфортных условиях ознакомление пойдет быстрее, так как за полгода он успел прочитать только 15 томов. По словам адвоката подозреваемого, такими темпами ему понадобится не год, не два и даже не 10 лет. Судья просьбу отклонил, оставив четырех фигурантов дела в следственном изоляторе, под домашним арестом единственная женщина — бывший гендиректор и сестра Андрея Макарова — Наталья Макарова.

Дарья Турцева

Новости партнеров