Новости раздела

От красных автобусов до голубых велосипедов: кто оплатит казанский велопрокат?

Масштабный проект мэрии столицы, «Банка Казани» и Russ Outdoor по созданию «велопроката по-европейски» забуксовал из-за отсутствия финансирования

Начало третьего сезона городского проката велосипедов под названием Veli'K, который стартовал в Казани в 2013 году при поддержке казанского исполкома на деньги оператора «наружки» Russ Outdoor и «Банка Казани», отложено на неопределенный срок. Как выяснило «Реальное время», срок этот может не наступить, если не будут найдены внебюджетные источники финансирования этого социального проекта. Тем временем, учитывая инвестиции в проект и загрузку, реальная стоимость одной поездки составляет свыше 1,2 тыс. рублей.

Старт отложен

Несмотря на то, что велосезон в Казани официально открылся еще 26 апреля, а майские праздники поставили рекорд по числу приехавших в город туристов, запущенный с большой помпой в преддверии Универсиады городской велопрокат Veli'K в столице РТ до сих пор не открыт. И будет ли открыт вообще, пока, откровенно говоря, неизвестно.

В пресс-службе мэрии Казани заявили, что проект Veli'K будет запущен в ближайшее время, но точные сроки не назвали. И. о. предправления «Банка Казани» Эдуард Зарипов, заявив, что несмотря на публикации в СМИ кредитная организация не имеет отношения к проекту, от комментариев отказался. «Вся инфраструктура к старту сезона готова, — заявили «Реальному времени» в компании Russ Outdoor. — Сервис полностью готов к запуску, и мы надеемся, что дата открытия велопроката станет известна в ближайшее время».

Инвестором и оператором проекта выступил оператор наружной рекламы Russ Outdoor. В Казани оборудовано 7 автоматических велопарковок Veli'K с парком в 100 велосипедов. Велосипеды были спроектированы и разработаны компанией JCDecaux и не продавались в рознице. Если в 2013 году проект проработал не так уж много, то в 2014 году у проката состоялся полноценный велосезон — с 20 апреля по 20 октября 2014 года. За время работы Veli'K в 2014 году горожане и гости столицы воспользовались сервисом более 20 000 раз, что на 30% превысило показатели 2013 года.

Все как у людей

Городские власти запускали сервис проката велосипедов Veli'K с оглядкой на международную программу Cyclocity (Cyclocity — глобальный проект мирового оператора наружной рекламы JCDecaux, с 2002 года успешно функционирующий в 67 городах мира). Всего в данной программе задействовано 47 000 велосипедов, количество ежедневных прокатов превышает 120 000.

Специально к Универсиаде автоматический сервис велопроката Veli'K был запущен в Казани 1 июля 2013 года крупнейшим оператором наружной рекламы Russ Outdoor по заказу городской администрации.

Тогда же мэрия анонсировала, что к 1 сентября 2013 года количество велопарковок Veli'K возрастет до 12, которые будут рассчитаны на 260 велосипедов. Но время шло, а планы так и оставались планами.

1,2 тыс. рублей за поездку

В 2013 году Russ Outdoor раскрыл сумму вложений — порядка 3 миллионов евро с окупаемостью не менее 5 лет. По среднему курсу 2013 года получается 126 млн рублей, в которые входят как капитальные затраты на установку инфраструктуры, так и затраты на создание сервисной службы, IТ-инфраструктуры, call-центра. Таким образом, стоимость одного голубого велосипеда составила свыше 1 млн рублей.

Очевидно, что оператор ждет возврата инвестиций. Для того чтобы Veli'K окупился, каждая поездка должна приносить 1,2 тыс. рублей. Именно такая сумма складывается, если учитывать реальную загрузку проката в его первый и пока последний полный сезон 2014 года, когда было совершено 20 тыс. поездок. Тем временем тарифы на прокат устанавливает исполком, и они намного ниже. Абонемент на один день в прошлом году стоил 30 рублей, на 7 дней — 100 рублей, на 30 дней — 200 рублей. Первые 30 минут поездки были бесплатными, первый час после бесплатного периода — 50 рублей, второй и все последующие часы после бесплатного периода — 150 рублей.

При этом, по статистике, большинство велолюбителей отдали предпочтение краткосрочным поездкам продолжительностью до 30 минут — они составили более 50% от общего количества поездок. Продолжительность 40% поездок составила от 30 минут до 2 часов, 10% поездок длились более 2 часов. Всего за сезон было продано 12 600 абонементов, из них около 80% — однодневные.

Через близкий банк

Как писал «Коммерсантъ», в 2013 и 2014 годах проект финансировал «Банк Казани», который тогда на 81,2% принадлежал исполкому столицы. Банк перечислял выплаты вознаграждений Russ Outdoor, получая все доходы от проката велосипедов и отдавая оператору половину доходов от рекламы, размещенной на терминалах и велосипедах.

Однако в конце прошлого года «Банк Казани» был приватизирован. В мае прошлого года исполком Казани, владевший свыше 80% банка, выставил часть своего пакета на продажу. Тогда же наблюдательный совет банка покинул мэр Казани Ильсур Метшин. К концу года подконтрольная кипрскому офшору «Лизинг-Трейд» стала основным акционером банка, аккумулировав к концу 2014 года свыше 50% его капитала.

Наблюдательный совет «Банка Казани» ныне возглавляет Оскар Прокопьев — бывший первый вице-мэр Казани, двоюродный брат бывшего столичного сити-менеджера Марата Загидуллова. Также в набсовет входят Андрей Таврин, Рустам Нигматуллин и сам Искандер Маслахутдинов. Исполняющим обязанности предправления банка сегодня является Эдуард Зарипов. В правление также входят Виктория Моисеенко, Галия Гайнутдинова и Николай Сергеев.

Возможно, проволочки с запуском велопроката связаны с процедурой смены руководства «Банка Казани». Как писало ранее «Реальное время», в ближайшее время председателем правления банка станет экс-директор компании «Лизинг-Трейд» Искандер Маслахутдинов. Кроме того, по данным источников нашего издания, кадровые перестановки происходят и в руководстве татарстанского регионального представительства Russ Outdoor.

Фото: Максим Платонов, Роман Хасаев, Илья Репин (fotokzn.ru)

Альберт Бикбов, Анастасия Юрьева, Сергей Кощеев

Новости партнеров