Новости раздела

Дело о подбросе пистолета: подполковник полиции амнистирован, топ-менеджер «Татнефти» уволен

Верховный суд РТ в режиме секретности признал полицейского начальника виновным в превышении должностных полномочий и незаконном обороте оружия, но наказывать не стал

Дело о подбросе пистолета: подполковник полиции амнистирован, топ-менеджер «Татнефти» уволен
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В Казани завершился закрытый судебный процесс по делу подполковника полиции Дмитрия Грищука. Начальника отделения по борьбе с незаконным оборотом оружия УВД Набережных Челнов признали виновным в подбросе пистолета и патронов руководителю отдела закупок «Татнефти» Андрею Жигунову в 2011 году и еще двух преступлениях. Гособвинение запрашивало для полицейского 8,5 года колонии, но тот вышел сухим из воды. Более того, как рассказывает потерпевший, амнистии способствовало наличие у Грищука медали, которую он получил как раз после дела с подбросом пистолета. А вот самому нефтянику пришлось проститься с должностью. Подробнее — в материале «Реального времени».

Тайная амнистия

Дело полицейского Верховный суд РТ рассматривал полгода и вынес приговор под майские праздники. Прессу ни на старт, ни на финиш процесса не допустили. «Материалы уголовного дела содержат документы, связанные с гостайной», — пояснила «Реальному времени» сотрудница пресс-службы суда Елена Коваль. С ее слов, 26 апреля 2017 года подполковник Грищук был признан виновным, но покинул суд свободным человеком.

— Он был признан виновным по ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия») и ч. 1 ст. 286 («Превышение должностных полномочий») и в связи с истечением сроков давности освобожден от уголовного преследования. Кроме того, он признан виновным по другому эпизоду по ч. 1 ст. 286 УК РФ и освобожден от наказания в связи с амнистией к 70-летию Победы со снятием судимости, — сообщила Коваль.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде осужденному-освобожденному ВС РТ отменил, однако до вступления приговора суд оставил для Грищука временное отстранение от должности. Приговор пока не оспорен. На вопросы «Реального времени»: какое наказание для подполковника гособвинение запрашивало в ходе судебных прений и согласно ли с приговором — в пресс-службе прокуратуры РТ был получен малосодержательный ответ: «Процесс был секретным». Выносивший приговор судья Ильфир Салихов также посчитал нужным скрыть эту «тайну». В отличие от потерпевшего Андрея Жигунова — экс-руководителя отдела закупок ОАО «Татнефть».

— Гособвинитель запрашивал 8,5 года колонии по всем трем эпизодам. Прения были еще в марте, за неделю до истечения срока давности по двум эпизодам, потом Грищук спрятался на больничном — не в первый раз, а в итоге получил такой вот приговор. Кстати, амнистию ему дали в связи с наличием правительственной награды. После моего дела его наградили медалью «За охрану правопорядка», дали звание подполковника и назначили начальником отделения, — поделился Жигунов с «Реальным временем».

Дело полицейского Верховный суд РТ рассматривал полгода и вынес приговор под майские праздники. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Обыск с последствиями

Возбуждения уголовного дела в отношении Дмитрия Грищука и восстановления собственной репутации потерпевший Андрей Жигунов добивался несколько лет. В 2012-м он обратился с открытым письмом в адрес Путина — просил остановить произвол и преследование со стороны сотрудников ОВД Набережных Челнов и наказать преступников в погонах и их заказчиков. Из письма следует: 28 марта 2011 года в 5.50 утра домой к Жигуновым пришли восемь полицейских. Предъявили постановление на обыск, поинтересовались, «есть ли в доме видеонаблюдение», и потребовали сдать наркотики и оружие. После ответа хозяина об охотничьих ружьях в сейфе и наличии разрешений начали обыск.

Со слов обыскиваемых, понятых с запахом спиртного полиция привезла с собой, приглашать соседей отказалась. «Нам с супругой запретили передвигаться по дому, постоянно блокируя нас и отодвигая в сторону. Во время обыска один из сотрудников полиции несколько раз спускался вниз и выходил на улицу (один, без понятых и меня!!!), документов своих не показывал, заходил в гараж», — писал Жигунов, отмечая, что позже в этом гараже был обнаружен завернутый в ткань пистолет, из которого, со слов полицейских, было совершено два убийства.

Пропадавшим в гараже был Грищук, который позже с напарником «неоднократно выезжал на место моей работы, распуская различные слухи (о том, что у меня дома найдены 1 млн евро и я нахожусь в розыске)», а супругу «пытались заставить написать признание, что в период нашего проживания у меня был пистолет», — писал президенту топ-менеджер нефтяной компании. Если верить Жигунову, угрозы его супруге высказывали и иные полицейские. Дело дошло даже до подмены изъятого в гараже пистолета.

Сам же потерпевший вскоре после обыска в гараже был вынужден уволиться. И только попав на личный прием к главе Следкома Александру Бастрыкину, смог добиться возбуждения уголовного дела против полицейских, причем его расследованием занималась группа из центрального аппарата Следкома.

Под суд пошел один Грищук. По версии Следкома, во время обыска он незаметно проник в гараж и подложил тот самый пистолет с патронами, а санкции на обыск были получены в суде на основании липового рапорта о якобы имевшей место сделке по оружию между Жигуновым и подозреваемым в реальном преступлении. Еще один эпизод о превышении полномочий в деле Грищука датирован 2012 годом, когда он, по версии следствия, заставил одного из понятых врать об обстоятельствах обыска.

Дело о пистолете похоронили?

В ходе предварительного следствия подполковник полиции вину не признавал, заявил, что его оговаривают. Позицию защиты на закрытом процессе адвокат Грищука сегодня комментировать не стал. Сослался на подписку о неразглашении и нежелание своего клиента общаться со СМИ.

В свою очередь потерпевший Андрей Жигунов не скрывает свое недовольство приговором, но полагает, что шансов оспорить его мало. По его словам, московские следователи в Казани столкнулись с мощным противодействием, ведь у Грищука оказалась сильная поддержка.

— Сдавать заказчика Грищук не стал. Но меня надо было убрать с работы, и они этого добились. Сфальсифицировали задним числом еще и изъятие денег — того 1 млн евро. А позже следствие установило, что денег не было, — рассказывает потерпевший. — На мою жену тоже завели дело, чтобы мы не жаловались. Якобы она ездила в Челны и торговала наркотиками. Чего только не делали, чтобы мы отказались от претензий!.. Наши звонки до сих пор прослушиваются…

По словам Жигунова, сфабрикованные против его семьи дела сейчас лежат в архиве как приостановленные. О праве на реабилитацию от незаконного преследования его никто не извещал.

Вернется ли на службу подполковник, избежавший наказания по нереабилитирующим основаниям, в пресс-службе МВД Татарстана ответить не смогли.

Ирина Плотникова

Новости партнеров