Новости раздела

Фарид Мухаметшин: «У нас пока оптимизма нет…»

Бюджет Татарстана может быть пересмотрен уже в марте

Глава татарстанского парламента Фарид Мухаметшин заявил о том, что уже в марте бюджет Татарстана на 2015 год, принятый чуть больше трех месяцев назад, может быть пересмотрен. По его словам, отрицать кризис бесполезно и нужно учитывать цену на нефть, которая упала более чем в 2 раза. Тем временем эксперты «Реального времени» признали, что сокращения не избежать, и считают, что в первую очередь будут урезаны расходы на содержание госаппарата и инвестиционные программы.

Спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил о том, что парламент республики готовится к пересмотру бюджета на этот год. Об этом он сказал на коллегии министерства здравоохранения, которая прошла 6 февраля в Академии наук РТ. «Говорить, что у нас кризиса нет, нельзя. Вы видите ситуацию в экономике, как мы закончили 2014 год, на себе почувствовали влияние со стороны рынка ряда западных стран», — сказал он, имея в виду реакцию США и Европы на события в Крыму, когда там прошел референдум о присоединении к России. «Реакцию Запада вы знаете — санкции, которые идут в отношении нашей страны. У нас пока оптимизма нет и в части наполняемости бюджета, и возможности для решения многих вопросов, которые мы планировали с вами в 2015-2016 годах», — говорит Мухаметшин. По его словам, в этих условиях необходим жесткий контроль средств, которые бюджетные организации тратят на свою деятельность. Так, применительно к минздраву, он посоветовал переходить на российские лекарства и оборудование. «Необходимо создать запасы для импортозамещения, мы должны быть ориентированы на местных поставщиков. Речь конечно идет о качестве: заменители российские не всегда способны адекватно лечить, на что жалуются люди. Но это наш курс», — признал глава парламента.

«Не исключаю, что в марте мы будем пересматривать принятый на 2015 год бюджет республики Татарстан. Мы его приняли тогда, за основу заложив цену в $100 за баррель в доходную часть», — заявил Мухаметшин. Он отметил, что республика оказалась в ситуации, когда, научившись работать в рыночных условиях, брать долгосрочные кредиты на свое развитие и в основной капитал, привлекать инвестиции, оказалась отрезанной от западного финансирования. «Ну и нефть стоит менее $50 за баррель, вы видите, какой курс рубля и доллара. Все это сказывается на пополнении доходной части бюджетов, муниципальных образований. У нас 58% районов дотационные, собственных доходов от 20 до 40%, а остальное — из бюджета РТ для социально защищенных статей», — продолжил он. Но другого выхода, кроме как присоединить Крым к себе после референдума, у России не было, считает политик.

Напомним, бюджет Татарстана на 2015 год был принят 30 октября по сценарным условиям развития экономики, которые предполагают курс доллара 38 рублей, а также стоимость нефти в $100 за баррель. Документ предполагает объем доходов в 2015 году на уровне 147,57 млрд рублей, а расходов — 152,95 млрд рублей. Таким образом, дефицит прогнозируется в размере 5,38 млрд рублей. В 2016 и 2017 годах он будет возрастать до 8,55 и 13,87 млрд рублей соответственно. В ходе обсуждения бюджета некоторые депутаты называли его нереалистичным и неисполняемым, однако премьер-министр РТ Ильдар Халиков настоял, чтобы документ был принят в кратчайшие сроки. Кроме того, в конце года были приняты поправки и в закон о бюджете на 2014 год, и впервые за несколько лет по итогам года Татарстан получил дефицитный бюджет: дыра между доходами и расходами составила 23,5 млрд руб. По данным министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, общий объем доходов Татарстана по итогам 2014 года составил 164,9 млрд рублей, а расходов — 188,4 млрд рублей.

О федеральном решении сократить на 10% финансирование всех регионов говорил накануне министр по делам молодежи и спорту РТ Владимир Леонов. Он заявил, что он и его коллеги плотно работают с федеральным центром и «в ручном режиме» ведут работу над сокращением расходов без ущерба для отраслей.

«Конечно, мы все социальные программы будем исполнять. Школы, больницы, дороги, освещение — всего 24-25 программ. Мы не отказываемся, несмотря на сложности нынешнего года, от задач в системе здравоохранения. Но возвращаю вас к мысли, что где-то надо будет взять неиспользованные территории, площади больниц, за которые вы платите деньги, проревизировать и посмотреть», — заявил Мухаметшин.

В такой ситуации необходим жесткий контроль средств, признал он и намекнул на то, что есть проблемы с коррупцией, в частности в системе здравоохранения, на которые надо обратить внимание. «Я вот оставил на столе папку, материалы Счетной палаты. Ну никак это дело не красит систему здравоохранения, очевидные вещи, которые надо изжить, которые никак не красят имидж наших здравниц», — обратился он к министру здравоохранения Аделю Вафину.

Член комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам, гендиректор ЗАО «Эссен продакшн АГ» Леонид Барышев рассказал «Реальному времени», что пока неизвестно, о каких именно изменениях бюджета может идти речь. «Мы как раз этот вопрос будем обсуждать во вторник», — сказал он.

Какие статьи расходов бюджета могут быть изменены, «Реальному времени» рассказали эксперты.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета Татарстана от КПРФ:

— Что касается инвестиционных вещей, это будет затронуто. Что касается расходов на государственные структуры, то там тоже могут быть сокращения. В частности, и Госсовет сокращает собственные расходы. Это и правильно, государство должно прежде всего сократить расходы само на себя, но сделать все, чтобы оставить социальные расходы. Единственное, сегодня нас в большей степени беспокоит то, что вводят дополнительные обременения для граждан — увеличение налога на недвижимость по кадастровой стоимости и организация платной парковки в центре Казани. В условиях кризиса неприемлемо в отношении граждан покрывать дефицит бюджета таким образом.

В бюджете может быть сокращение и по налогу на прибыль, и по доходам физлиц, получается, мы будем увеличивать из-за этого дефицит.

Артур Николаев — заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ:

— Не хотелось бы, чтобы были урезаны социальные статьи и программы развития предпринимательства. Наверное, можно было бы урезать содержание аппаратов и пересмотреть какие-то инвестпрограммы. Не убрать их вообще, потому что они нужны, но ввести индивидуальный подход, некоторые можно было бы перенести на следующий год, например. Сейчас трудно представить, что можно было бы попридержать, бюджет и так сверстан довольно-таки тяжело. Надо каждую статью бюджета препарировать и смотреть, что там внутри. Все равно к этому придет.

Вадим Хоменко — член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук:

— Некоторое сокращение даже социальных затрат имеет место. А что касается кардинальных сокращений, то это сокращение нерациональных расходов. Оно коснется и аппарата управления, и затрат по линии министерств промышленности и торговли, и расходов на оборону.

Но сказать, что население совсем не будет ощущать, это лукавство. Также сократятся затраты по линии капитальных вложений. Есть нерациональные вложения — например, у нас есть объекты транспортной инфраструктуры, вложения в предприятия, которые дают отдачу.

Непросто говорить, но сокращение затрат будет на 10-15% точно.

Дина Валиуллина, фото: Роман Хасаев

Новости партнеров