Новости

20:39 МСК
Все новости

3D-журналистика: ​анекдоты из жизни Венедиктова, восстание машин и тренды новых медиа

На медиафоруме юных и не совсем журналистов пытались научить работать по-новому

3D-журналистика: ​анекдоты из жизни Венедиктова, восстание машин и тренды новых медиа Фото: Михаил Широков

13 и 14 апреля в Москве прошел медиафорум «3D-журналистика». 3D — в буквальном смысле. Для заочных участников была организована онлайн-трансляция в режиме виртуальной реальности, хотя и со сбоями. Эксперты форума прошлись по проблемам современной мировой журналистики и попытались представить будущее. На встрече побывали корреспонденты «Реального времени».

Школа юного журналиста

Содержательно форум разделился на две главы — ширпотребные лекции для начинающих журналистов и экспертное обсуждение проблем отрасли медиакоммуникаций. Хедлайнерами массовой части, прошедшей в первый день, стали генеральный продюсер канала «Матч ТВ» Тина Канделаки и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

Аудитория преимущественно состояла из студентов и начинающих журналистов 90-х годов рождения. Контент вполне соответствовал: Тина Канделаки ограничилась рассказом о начале своей карьеры, добавив лишь несколько деталей к содержанию статьи о себе из «Википедии». Затем записала селфи-видео с залом под заголовком «Ситуейшен из денджерос… они идут нам на смену!». «Всех вас отметить не смогу, но трафик жду», — подытожила Канделаки свое выступление.

Выступление Алексея Венедиктова свелось к анекдотам из жизни журналиста, которые приключились с ним во время интервью с президентами — Дмитрием Медведевым и Биллом Клинтоном. Уходя, Венедиктов едва не увлек за собой весь полуторатысячный зрительный зал: от желающих сделать селфи и пообщаться с ним не было отбоя. Однако «Реальному времени» удалось задать несколько вопросов радиожурналисту.

Аудитория преимущественно состояла из студентов и начинающих журналистов 90-х годов рождения

Журналистов заменят роботы

Остальные спикеры были менее медийны и более содержательны. Главред «Афиши Daily» Екатерина Дементьева рассказала юным корреспондентам как попасть в редакцию и удержаться в ней. Спецкор «Коммерсанта» Илья Барабанов поразмышлял о работе в горячих точках — как журналисту добыть материал, сохранив жизнь и статус некомбатанта.

Любопытным оказалось выступление основателя сервиса Pressfeed Константина Бочарского. Медиаменеджер попытался заглянуть в будущее и представить редакцию завтра. По мнению Бочарского, журналистам следует ждать автоматизации творчества. Уже сейчас искусственный интеллект генерирует новостные материалы с количественными показателями. Например, может рассказать о погоде, котировках акций или спортивных событиях. И делает это в сотни раз быстрее человека, а текст его отличить от «человеческого» практически невозможно. Скоро, по мнению эксперта, автоматизация зайдет еще дальше. «Если для вашей работы можно написать должностную инструкцию, скоро вас заменят роботы», — напутствовал собравшихся Константин Бочарский.

В погоне за аудиторией

Второй день форума достался экспертам, половина из которых представляли зарубежные медиа. Рассуждали об изменении медиапотребления в связи с переходом всего и вся «на цифру». Марина Лучина, руководитель сектора исследований прессы Mediascope (бывшая компания TNS, в 2016 году в связи с изменением законодательства 80% акций российского представительства компании получило ООО «ВЦИОМ-МЕДИА») рассказала о настоящем и перспективах печатных СМИ. Газеты и журналы переживают уже третьи похороны: сначала им предрекали кончину с появлением радио, затем — телевидения, сейчас — интернета. Тем не менее на задворки истории рекламы эти медиа не спешат. Печатная периодика создает более доверительные отношения со своей аудиторией. Кроме того, качество контакта пользователя с рекламным сообщением намного выше: во-первых, по данным Mediascope, прессу принято читать вдумчиво; во-вторых, рекламное сообщение не ограничено временем показа и может увлечь зрителя надолго.

По мнению Марии Гельман, медиа переживают третью волну преобразований

Изменяется и структура потребления телевидения: аудитория крупных федеральных каналов мигрирует в нишевые. «Несколько лет назад доля аудитории трех крупных каналов была значительно выше специализированных. Сейчас нишевые каналы вместе взятые с легкостью дадут фору «большой тройке», — отметила Лучина.

По мере роста сегмента интернет-аудитории, меняются способы получения дохода средствами массовой информации и средства доставки контента. По мнению креативного директора ИД Look At Media Марии Гельман, медиа переживают третью волну преобразований. Традиционные каналы коммуникации — пресса, радио и телевидение — мигрировали в интернет. Несколько лет назад потребление контента в интернете переместилось с сайтов в социальные сети, вынудив медиа изобретать новые форматы рекламы. Вызов сегодняшнего дня — миграция пользователей из соцсетей в мессенджеры. Как следствие, редакции вынуждены находить способы доставки рекламы и туда, фактически, в личное пространство читателя.

Один из рецептов — так называемая нативная реклама. То есть интересный для аудитории спецпроект редакции в сотрудничестве с каким-либо брендом. «Сейчас каждый первый бриф: «Ребята, главное чтобы было нативно», — рассказала о работе с рекламодателями Мария Гельман.

Родился в последние несколько лет и новый подход к созданию контента. От работы на конкретный канал коммуникации — к мультиканальной дистрибуции. Проще говоря, вместо изготовления телевизионного сюжета или газетной статьи журналисты производят универсальный продукт, который можно разместить на видеохостинге, продвигать в соцсетях и мессенджерах, дать пользователю возможность прочитать, посмотреть и прослушать материал.

В заключение доклада Гельман привела интересную статистику. Сегодня в мире производится больше информации, чем человечество в состоянии воспринять. Эксперты полагают, что к 2020 году количество информации превысит пределы восприятия на 500%. Тем жестче будет конкуренция за внимание аудитории.

По окончании выступления Рэгсдейла к нему выстроилась целая очередь из желающих потрогать материал, из которого сделана его футболка

Географический барьер пал

Заключительным докладчиком на форуме стал Майк Рэгсдейл. Он 10 лет назад создал блог для маленького городка во Флориде с населением в 12 тысяч человек. К 2017 году гиперлокальный бренд 30A превратился в компанию с годовым оборотом $2,2 миллиона. 30А включает медийные и немедийные активы. Аккаунт бренда в Facebook насчитывает 615 тысяч подписчиков, под этим наименованием вещает несколько радиостанций и онлайн-телекомпания. 30А владеет лицензиями на алкогольные напитки и продукты питания, занимается ритейлом и благотворительностью.

Особого внимания участников форума удостоилась идея производства футболок из переработанных пластиковых бутылок. В одной из них выступал и сам Рэгсдейл. По окончании выступления к нему выстроилась целая очередь из желающих потрогать материал, из которого футболка сделана.

Итогом форума можно считать несколько простых идей. Во-первых, отрасль масс-медиа меняется с ускорением. Технологии будущего становятся вчерашним днем быстрее, чем издатели успевают к ним приспособиться. Во-вторых, аудитория меняет предпочтительные каналы коммуникации, вынуждая медиа искать к себе подход. И наконец, благодаря интернет-технологиям, география больше не играет большой роли для развития медиакомпаний. Как показал пример Майка Рэгсдейла, привлечь большую аудиторию можно и в маленький город.

Михаил Широков, фото автора
комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 17 апр
    Сбои - не беда, без них не бывает
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    молодые девушки преимущественно в зале
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    женского пола по-прежнему больше, чем мужского. и почему-то мужчин много на производствах сейчас, а женщины выше пошли
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    бабы в отрасли - первый признак, что нет ни денег, ни престижа.
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    вы ничего не понимаете, не пишите ерунду
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    Футболки из пластиковых бутылок- это интересно)
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    Полная автоматизация написания статей невозможна, по крайней мере, яркие содержательные статьи робот вряд ли составит
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    еще пару лет, и станет возможно всё
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    в соцсетях и мессенджерах на самом деле весьма мало личного пространства
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    Да сегодня информацией хоть уешься и лопни, конечно все это воспринять просто невозможно
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    юмор - главное) без него никуда
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    Правильно, а то многие не успевают идти в ногу со временем
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    респект за отдельное вью с Венедиктовым!
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    Очень полезный форум
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    Когда такие люди делятся своим личным опытом, это дорогого стоит!
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    конечно, спасибо организаторам и участникам огромное
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии