Новости раздела

Обвиняемый в погроме на Ново-Татарском кладбище: «Я даже не знаю, в каком районе оно находится!»

Почему силовики не спешат сообщать о раскрытии варварского разрушения 123 надгробий в Казани

Обвиняемый в погроме на Ново-Татарском кладбище: «Я даже не знаю, в каком районе оно находится!»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Казанский суд 6 апреля оставил за решеткой единственного фигуранта громкого дела о погроме на Ново-Татарском кладбище. Как выяснило в суде «Реальное время», 24-летний Ростислав Малахов (до смены паспорта — Петр Ермолаев) вину в «повреждении надгробий с группой неустановленных лиц» не признает и показаний не дает. Зато он использует разные формы протеста против действий силовиков — от голодовки и членовредительства до писем президенту и прокурору.

Версия следствия: разгромил и укусил

Об аресте подозреваемого в знаковом для Казани кладбищенском погроме не сообщали ни МВД, ни Следственный комитет. «Реальное время» узнало об этом благодаря активности родственников мужчины, оказавшегося за решеткой. Напомним, утром 8 сентября на Ново-Татарском кладбище были обнаружены расколотые надгробья. По горячим следам громкое дело не раскрыли. Не помогло даже обещанное президентом РТ вознаграждение в 5 млн рублей за ценную информацию. Позже МВД Татарстана передало материалы в Следком, а там дело было приостановлено за отсутствием подозреваемых. Возобновили его 7 марта 2017 года, на следующий день после задержания 24-летнего Ростислава Малахова. Как силовики вышли на него, спустя полгода после погрома, не раскрывается.

Следователь по особо важным делам первого отдела Следкома по РТ Руслан Абдрахманов объяснил суду: срок ареста Малахова истекает 7 апреля, но основания для избрания крайней меры пресечения по-прежнему актуальны, а на свободе он может оказать давление на потерпевших и свидетелей или скрыться. Абдрахманов сообщил суду, что Малахов дважды судим, и попросил оставить его под стражей еще на 2 месяца — до 7 июня. Уже в статусе обвиняемого по двум статьям — п. «а» ч. 2 ст. 244 УК РФ («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения») и ч. 1 ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»).

По версии следствия, Малахов в сговоре с пока не установленными лицами с 18 часов 30 минут 7 сентября до 6 часов 30 минут 8 сентября 2016 года на территории Ново-Татарского кладбища (ул. Пригородная, 1), умышленно повредил 123 надгробных памятника умершим. А 6 марта 2017 года в подъезде своего дома Малахов «с целью воспрепятствования действиям сотрудника полиции… умышленно укусил его за руку, чем причинил физическую боль и телесные повреждения в виде раны и ссадины левой кисти, а также ссадины пальца правой кисти».

Версия обвиняемого: «Я уже за свое отсидел»

«Кроме Малахова, по данному делу еще кто-то задержан?» — спросила судья Светлана Тарханова. «Иные лица устанавливаются», — ответил следователь. Сам обвиняемый заявил, что ничего из сказанного не делал и оснований для ареста нет:

— Я даже не знаю, в каком районе оно находится, это кладбище. Мои жизненные интересы [с этим] никак не пересекались. Мне неинтересно… После случившегося я вообще ездить туда не хочу… Я не знаю, почему я. То, что я ранее судимый? Что следствию удобно так? Это же не моя вина. Я уже за свое отсидел.

По словам Ростислава, после освобождения из колонии в мае 2016 года он успел устроиться на работу механиком в автосервис и поступить в вечернюю школу, чтобы подготовиться и сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и географии, а затем попробовать поступить в институт. В свое время, после девятилетки, поступал в колледж при КАИ, но первый раз попав в поле зрение полицейских, мастером по производству летательных аппаратов не стал — отчислили. Пошел в другой колледж, уже на автомеханика, но не успел закончить — посадили. «Мне сейчас ЕГЭ надо сдавать, а мне препятствуют в СИЗО», — сказал он в суде.

Эпизода с «покусанным полицейским», по словам обвиняемого, не было — только разговор в подъезде с участковым и некими людьми в штатском. «Смысл мне оказывать сопротивление сотрудникам, если я даже не знаю, что это сотрудники или не сотрудники...». Малахов назвал свое дело «мыльным пузырем» и заявил, что скрываться не намерен. «Я доказываю свою невиновность. Я же не маленький мальчик. У меня семья, работа, учеба… Мать больная, маленькая сестренка...»

Версия матери: старые грехи и провокация

За что сидел Малахов — не секрет. Правда, в ту пору его звали еще Петром Ермолаевым. По словам его матери, двойную фамилию сыну она дала еще в роддоме, а сменить имя он хотел еще в школе. Ирина Ермолаева не скрывает судимости Петра-Ростислава. Говорит, первый раз в 17 лет он получил условный срок по делу экстремистской группировки «Фронт казанских патриотов», а через год, в 2011-м, был задержан и еще через пару лет осужден в составе группы экстремистов «Казанской дивизии» к 4,5 года колонии общего режима. Мать уверена, что ни в одной из этих организаций ее мальчик не состоял, но был шапочно знаком с их участниками и сам не безгрешен.

«Грешен, конечно. В 2010-м году они избили человека не славянской внешности в районе улицы Воровского», — рассказывает Ермолаева. По ее словам, во втором приговоре Петру-Ростиславу фигурирует история несостоявшегося поджога здания ТОЦ в Казани. 5 ноября 2011 года сына Ермолаевой и его приятеля остановили полицейские у РК «Корстон» и нашли в машине бутылки с зажигательной смесью. Остановка не была случайной — телефонные переговоры подозреваемых прослушивались. Наказание отбывал в Ханты-Мансийском округе.

— Даже пока он сидел, к нам полицейские приходили на 9 мая и 30 августа, — рассказывает Ермолаева. — А вот в сентябре 2016-го (после истории с кладбищем, — прим. ред.) их не было. 18 февраля 2017-го, после убийства африканского студента, оперативники приехали на работу к сыну, в сервис на Тэцевской, и хотели его увезти. За что — не сказали, но он спросил время и дату преступления, в котором его подозревают, а затем повел на пульт, где хранятся записи с видеокамер. Посмотрели — в день и час убийства он был на работе…

Задержание сына за 15 минут до наступления 7 марта 2017 года мать приняла за похищение: «Стук в дверь, он вышел, прикрыв деревянную дверь и тут же зашел обратно: «Мама, дай паспорт». Я потянулась за паспортом, выхожу следом за ним — а он уже скрюченный пополам, руки задраны вверх и в наручниках. Стоят — один в полицейской форме и трое в штатском, меня не выпускают. Корочки не показали, ничего не объяснили. Я стала громко кричать: «Что за провокация?». А сын успел крикнуть: «Звони правозащитнику», и его в трусах, распахнутом халате и тапочках на босу ногу увели...»

Попытка суицида в СИЗО

Ходатайство следствия об аресте Малахова старший помощник прокурора Советского района Андрей Балеев поддержал. Адвокат обвиняемого Андрей Шатруков, напротив, заявил, что обоснований ходатайству нет. Он усомнился, что Малахову по силам надавить на признанного потерпевшим полицейского и его коллег-свидетелей, а с родственниками тех, кто покоится на Ново-Татарском кладбище, он даже не встречался.

Решение суда продлить арест до 7 июня 2017 года обвиняемый встретил без эмоций. Пока судья находилась в совещательной комнате Ростислав Малахов рассказал «Реальному времени», что 28—29 марта в СИЗО порезал себе левую руку и с 31 марта повязку ни разу не меняли. На вопрос «Зачем?», спрятал забинтованную руку под рукав и дал понять — хотел избежать давления. С той же целью, попав в СИЗО, объявил голодовку. А еще написал письма в прокуратуру и президенту, чтобы взяли дело на контроль.

Ирина Плотникова, фото автора, видео Ирины Плотниковой и Камиля Исмаилова

Новости партнеров