Новости раздела

В Казанском кремле показали «убитую» куклу

Трогательные пластмассовые игрушки и письмо юного суворовца, фотографии сынов полка и ужасающие снимки убитых детишек. В музее Пушечного двора Казанского кремля открылась пронзительная выставка «Дети и война». Ее первыми зрителями стали казанские школьники, получившие жестокий, но правдивый и необходимый урок истории. На выставке побывала корреспондент «Реального времени».

«Папа, бей фашистов!»

Погружение в эпоху на новой выставке, приуроченной ко Дню Победы, почти что максимальное. Как только попадаешь на первый этаж музея Пушечного двора, сумрачного, с кирпичными стенами, первое, что слышишь, — голос диктора, читающего сводки с фронтов. Этот голос сопровождает нас все время, пока мы будем смотреть экспозицию.

Дети, очень рано ставшие взрослыми, смотрят на нас с фотографий. Вот подросток стоит у огромного станка. Подпись лаконична «Заменил отца». Вот младшеклассники, которых фотограф запечатлел за работой, шьют кисеты для фронта. И такая радость на лицах — хоть чем-то помогли. Машинка марки «Зингер», хорошая, с ножным колесом, напоминает, что какая-то девчушка шила на ней не кисеты, а настоящие вещи для бойцов.

Патефон с пластинками — эти предметы мирной жизни попали сюда не случайно, ребятишки таскали вот такие патефоны и горы пластинок по госпиталям, веселили раненых. Вот они, эти маленькие гости, на снимке рядом с улыбающимся бойцом. Как же их, наверное, ждали раненые…

А дети ждали весточек с фронта и сами писали туда письма. В экспозиции есть подлинная новогодняя открытка с таким вот пожеланием: «Дорогой боец! Поздравляем тебя с Новым годом! Желаем тебе новых побед!» На другой новогодней открытке под нарядной елкой мальчик с девочкой пишут письмо. И нет там традиционных поздравлений с Новым годом, а есть только одна фраза: «Папа, бей фашистов!»

Но дети есть дети, и тут же в стеклянных шкафах — тоненькие потрепанные книжки, явно сменившие много хозяев: стихи Михалкова, Лермонтов, Житков и игрушки. Плюшевые мишки и пластмассовый Буратино. Перьевая ручка, о которой не слышали современные школьники, но именно такими писали письма на фронт.

Тема игрушек неожиданно становится одной из самых пронзительных на выставке. На черно-белом снимке изуродованная кукла, пострадавшая во время налета немецкой авиации на Ленинград. И эту «убитую» куклу, наверное, можно считать бесчеловечным символом войны, возможно, одним из самых страшных.

«Жизнь — Родине, честь — никому!»

В 1944 году в Казани открылось Суворовское училище, в него сразу же приняли 500 мальчишек. Это были «сыновья полков», сироты, которые решили посвятить себя армии. Суворовец Толя Хрунов пишет близким письмо, складывая его в традиционный треугольник. Пишет про дом, про маму, про то, как каждый раз в увольнение бегает домой. Пишет без ошибок, старательно выводя буквы на разлинованном тетрадном листке. Теперь это детское письмо — документ эпохи.

Девиз суворовцев — это показатель воспитания у ребят настоящей офицерской чести: «Жизнь — Родине, честь — никому». Десятки мальчишеских лиц смотрят на нас со снимков — первый набор будущих офицеров. Реальные ребята, по которым катком проехалась война, но получившие в жизни шанс выжить, вырасти, посвятить жизнь хорошему и светлому.

По деревянной лестнице можно подняться на второй этаж музея — здесь продолжение экспозиции, пожалуй, самая страшная ее часть. Фотографии расстрелянных детей. Трое мал-мала меньше с матерью на пепелище своего дома, где осталась только одна печка. Ребятишки за колючей проволокой, малыши, испуганно поднявшие мордашки к небу, пережидают налет на Сталинград, изможденные дети блокадного Ленинграда. Глядя на эти снимки, просто тупеешь от боли и ужаса.

Но есть и светлые фотографии — дети в мае 1945 года, дети на руках у вернувшихся с войны отцов. Один снимок — как символ мирной жизни. К дулу пушки привязаны цепи, на них, как на качелях, качается мальчишка, чумазое личико выражает восторг, дух у него захватывает от полета. Удача в тот день посетила фотографа, снять такой кадр дорогого стоит.

На открытие выставки пригласили не только людей старшего поколения, но и нынешних школьников. Группа ребят с педагогом рассматривала экспонаты — наглядный урок истории. «А чем гетто отличается от концлагеря?» — спросил один из ребят учителя. И притихшая группа внимательно слушала ответ.

Конечно, с одной стороны, слава богу, что они не знают этих страшных понятий. Но с другой… Реально представлять историю войны — это хоть какая-то гарантия, что люди будут стараться хранить мир. Хрупкий, когда он разбивается, больше всего страдают самые незащищенные и невинные — дети.


Татьяна Мамаева

Фото: Роман Хасаев

Интернет-газета «Реальное время»

Новости партнеров