Новости раздела

Александр Лаврентьев: «Вы хотите сказать, что по программе «Чистая вода» у вас нет вопросов?!»

Александр Лаврентьев: «Вы хотите сказать, что по программе «Чистая вода» у вас нет вопросов?!»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Активисты регионального штаба Общероссийского народного фронта в Татарстане вновь подняли перед властями застарелые экологические проблемы: почему ГКУ «Фонд газификации», полностью подмявший под себя ФЦП «Чистая вода», строит водозаборные скважины так, что ухудшается качество питьевой воды в Татарстане, почему все-таки не убираются снежные свалки в городах и как быть с неочищенными стоками, сбрасываемыми в реки? Подробнее в материале «Реального времени».

Накануне активисты регионального штаба Общероссийского народного фронта в Татарстане обнародовали независимый экологический отчет, который практически полностью был посвящен качеству питьевой воды. А точнее, результатам федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011—2017 годы и на перспективу до 2020 года. Предваряя заседание, Александр Лаврентьев предупредил, что результаты обсуждения лягут в материалы ОНФ и будут представлены членам Совета безопасности РТ, который пройдет в скором времени.

Зачем «Фонд газификации» экономит на лицензиях?

Глава рабочей группы общественного мониторинга Зуфар Юнусов с ходу заявил, ФЦП «Чистая вода», отданная на откуп ГКУ «Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей» (возглавляет Джаудат Минниахметов) реализуется с нарушениями и не достигла своей конечной цели — население не обеспечено чистой питьевой водой. По его словам, причиной низкого качества питьевой воды в населенных пунктах республики (т. е. ее несоответствие санитарно-гигиеническим нормативам) является то, что бурение подземных питьевых скважин проводится без должного геолого-гидрологического обоснования места, а сами проекты не проходят государственную экологическую экспертизу. Иначе говоря, бурят «на воду» сами по себе.

«Строительство источников водоснабжения ведется без экспертизы проектов зон санитарной охраны и без получения санитарно-эпидемиологических заключений», — констатировал он, пояснив, что Министерство экологии и природных ресурсов подчас даже не знает о выбранном месте дислокации питьевых скважин, так можно ли говорить о каком-то внешнем контроле? Причем, «Фонд газификации», игнорирующий лицензирование и проектирование, занимает твердую позицию, считая, «бумажное творчество» пустой тратой денег, нервов и сил.

Отметим, что «Реальное время» также рассказывало об одном из проектов «Фонда газификации».

Почему Минэкологии игнорит путинских «фронтовиков»?

«Вы хотите сказать, что по программе «Чистая вода» у вас вопросов нет? — изумился Александр Лаврентьев после того, как представители Минэкологии проговорили в ответ странную и невнятную речь в защиту «Фонда газификации». — Они не приходят к вам за лицензиями, считая их ненужными. Вот здесь сидели с левой стороны и доказывали!», —жестикулировал он. — Сейчас здесь мы как раз хотели услышать, какие экологические проблемы ваше ведомство видит в Татарстане, как их нужно решать? — попытался он вывести чиновников на конструктивных диалог, но так и не достучался до них. — Мы созданы вам помогать, а вы воспринимаете нас как врагов. Хотя нам нужно выстраивать нормальное взаимодействие», — еще раз попенял он.

Позже выяснилось, что Минэкологии напрочь игнорирует любые запросы активистов ОНФ, отказываясь выходить на внезапные проверки, так что даже прокуратура РТ вынуждена была вынести предписание Минэкологии РТ.

Снежные свалки — прямой источник загрязнения городов

На повестке ОНФ оказались застарелые проблемы: пользование водными объектами, утилизация и размещение иловых осадков сточных вод, обращение с ТБО. Но больше всего взволновали снежные свалки, которые вырастают в городах. «Каждую зиму вывозимый с улиц Казани снег превращает его утилизацию в экологическое бедствие», — отметил Зуфар Юнусов.

По его словам, многие подрядчики вывозят снег куда угодно и создают снежные свалки, например, на улице Минская. Привет казанской мэрии. При этом разрешение о возможности хранения снега получают в Роспотребнадзоре, который руководствуется санПИН, не менявшимся 28 лет. Оно-то и дает заключение о возможности хранения снега в водоохранной зоне Среднего Кабана.

«Большая часть снега из Казани не вывозится, о чем правильного говорили активисты НФР, соглашались представители Росприроднадзора и Роспотребнадзора. Вывозится небольшая часть с дорог и от крупных торговых центров, которые заботятся только потому что им нужно место для парковок клиентов. Причина в том, что федеральное законодательство не регламентирует правила складирования, поэтому так и происходит, объяснила замглавы управления Роспотребнадзора Марина Трофимова.

Начальник отдела государственной экологической экспертизы Елена Попова акцентировала городские власти на проблему сброса от ливневой канализации. «Сейчас по всей Казани и по всей республике ливневые канализации работают без очистных сооружений. Неоднократно давали предписания, в результате чего более 30 выпусков в Казани, а построено всего три очистных сооружения, но в эксплуатацию они не введены. Сейчас МУП «Городское благоустройство» заключают договоры на транспортировку стоков, но без очистки.

Казанский водоканал выбирает из четырех

Впрочем, неотложного срочного решения требует проблема строительства завода по утилизации иловых осадков Казани. Как уже писало «Реальное время», до конца года власти Казани планировали выбрать технологию и партнера для строительства, но проблема затянулась. Ежедневно образуется 250—300 тонн обезвоженных осадков, которые уже некуда девать. Татарская природоохранная прокуратура РТ оштрафовала МУП «Водоканал» на 120 млн рублей за нарушение природоохранного законодательства. Но проблема упирается в деньги, а точнее в их отсутствие в бюджете РТ и Казани. Общая сумма затрат оценивается в 1,5 млрд рублей на строительство завода и 3 млрд рублей на рекультивацию иловых полей.

Как сообщил прокурор Татарской природоохранной прокуратуры РТ Ильсур Гильмутдинов, в конце января глава республики Рустам Минниханов обратился к министру природных ресурсов РФ Дмитрию Донскому с просьбой рассмотреть вопросы финансирования экологических проектов общей стоимостью 26 млрд рублей. И среди них — завод по сжиганию илового осадка. По словам заместителя председателя Комитета ЖКХ исполкома Казани Сергея Сотова, рассматривается четыре технологии, но окончательный выбор еще не сделан. «МУП «Водоканал» до сих пор не может определится с технологией утилизации осадка, но все они направлены на снижение нового осадка, но никак не на ликвидацию накопленного», — отметила г-жа Попова. — Важно принять такую технологию, которая будет работать и на рекультивацию иловых полей. А пока ее никто не предложил», — заметила она.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров