Сухой закон по-высокогорски: бюджетный водопровод для жителей двух деревень завернул налево?
Население Пановки и Эстачи выясняет, куда пропали деньги, выделенные на водоснабжение их сел
Был или не был водопровод? Таким вопросом задаются жители двух сел Высокогорского района. Два года назад по госпрограмме выделили бюджетные деньги на водоснабжение этих поселений. В Пановке должны были пробурить скважину и отремонтировать старые сети, а в Эстачи — построить новый водопровод. Фонд газификации РТ отчитался о завершении работ, то же самое нам подтвердили и в Минстрое. Вот только перебоев с водой у пановцев меньше не стало, а в Эстачах за водой, ходят, как и раньше, на родник. Зато новые источники появились у бизнесменов по соседству. В деле разбирался корреспондент «Реального времени».
Сухой закон в двух селах
Жители двух деревень в Высокогорском районе годами маются из-за проблем с водой. В Пановке единственная водонапорная башня построена еще в 70-х. Летом, когда все поливают огороды, напор в кране сильно ослабевает. В селе даже вводят лимиты на пользование водой. Но главная проблема — изношенные сети, из-за которых в деревне постоянные аварии и утечки.
— Насос, то и дело, ломается, и тогда вся деревня остается без воды. В любую погоду люди вынуждены ходить за 1,5 километра на ключ. Как-то воды не было более двух месяцев. А летом, когда все поливают огороды и приезжают дачники, вода и вовсе течет тонкой струйкой, — рассказывает пожилой житель села.
В селе Эстачи водопровода вовсе нет. Деревенских здесь немного, разве что летом приезжают дачники. Люди привозят с собой бутилированную воду или ходят за водой на ключ.
Проблеск надежды?
В 2015 году казалось бы наступил конец чаяниям сельчан. В правительстве республики приняли решение о реконструкции и строительстве сетей водоснабжения в Пановке и Эстачи. Деньги из бюджета выделили, а что из этого вышло, рассказали на этой неделе наши коллеги из татароязычной газеты «Сираҗи сүзе» в своей статье «Миллионнар кая киткән?» (Куда ушли миллионы?). Как утверждают журналисты со ссылкой на жителей, водопровод, которого так ждали люди, появился не в деревнях, а на коммерческих объектах по соседству: в частном охотхозяйстве в Пановке и коттеджном поселке в Эстачи.
Редакция «Реального времени» решила разобраться в ситуации. Мы нашли постановление Кабинета министров РТ о выделении бюджетных денег Пановке и Эстачи по программе «Обеспечение населения водой в населенных пунктах РТ». По документу выходит, что на капремонт сетей и бурение скважины в Пановке через Фонд газификации республики из бюджета Татарстана выделили 1,2 млн рублей. Позже сумму скорректировали до 1 млн рублей. Есть информация о проведении электронных торгов, заказчиком которых выступил Фонд газификации республики. Аукцион выиграл единственный участник и основной подрядчик фонда — ООО «Ремстройком». В информации о поставщике есть номер телефона фирмы, но по нему никто не отвечает. Согласно базе данных «СПАРК» директором общества с ограниченной ответственностью числится Захаров Айрат Петрович, указан московский адрес ООО и еще пара неработающих телефонов.
Финансировались и работы в Эстачи. В рамках подпрограммы «Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры на 2015—2020 годы» на проектирование и строительство сетей водоснабжения и газоснабжения в глубинке из бюджета направили более 22,8 млн рублей. На сайте госзакупок был размещен тендер на строительство и реконструкцию систем водоснабжения. Победителем аукциона стало АО «УКС». Как сообщают наши коллеги из «Сираҗи сүзе», на прокладку водопровода в Эстачи заложили 27,88 млн рублей.
«Работа выполнена»
В прошлом году Фонд газификации РТ отчитался о проделанной работе по водообеспечению сел Пановка и Эстачи. На наш запрос в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ также ответили, что бюджетные деньги успешно освоены, разве что сумму назвали другую.
«В целях реализации программы «Водообеспечение на селе» в Высокогорском муниципальном районе за счет средств бюджета Республики Татарстан выполнены мероприятия:
в 2015 году на общую сумму 9 398,86 тыс. рублей, в том числе:
- «Капитальный ремонт сетей водоснабжения с. Пановка» пробурена одна артезианская скважина на сумму 949,52 тыс. рублей;
- «Строительство водопроводных сетей д. Эстачи» протяженностью 0,8 км на сумму 941,34 тыс. рублей» — указано в ответе татарстанского Минстроя на запрос «Реального времени».
Если верить отчету чиновников, в двух деревнях и впрямь случился праздник: в Пановке положили конец бесконечным авариям на водопроводе, а в Эстачи больше не ходят на ключ. Мы решили проверить, так ли это, и выехали на место.
Нет насоса — нет воды
Сначала заглянули в Пановку. В селе примерно на 300 домов останавливаемся у магазина. Две женщины, попавшиеся нам навстречу, очень удивились, что в их селе отремонтировали водопровод. По их словам, работу выполнили только на бумаге.
— Ничего у нас не ремонтировали. И никакой новой скважины у нас не делали. Знаете, как у меня дома с водой? У меня насос, а если его нет, то у меня и воды нет. Качать воду из водопровода приходится насосом. А главное, мы живем недалеко от башни, но до нас вода не доходит, — пожаловалась жительница Пановки.
— На всю деревню у нас одна колонка. Так мало того, к ней за водой столько приезжих ездит на машинах с 20-литровыми бутылками. Уже сколько раз видела. А по деньгам на нас, видимо, раскидывают. У нас население большое, нам одной водонапорной башни никак не хватает, — добавляет ее соседка.
Еще интереснее ситуация с водой в деревнях описана в письмах жителей с жалобами на водоснабжение и прикрепленных к ним материалах, толстую пачку которых передали в редакцию «Реального времени». Так, по словам бывшего руководителя Совета сельского поселения Пановки, «денежные средства на водоснабжение вместо села ушли охотхозяйству» по соседству с деревней.
Покупатели пановского магазина также подтвердили, что никакого нового источника воды в их селе нет, зато он появился у соседей — бизнесменов:
— Только для охотхозяйства какую-то скважину пробурили, — указали несколько мужчин в сторону недавно выросшего коммерческого объекта у деревни.
«Вы сюда нос не суйте!»
Едем к охотохозяйству, у леса рядом с Пановкой за забором из профнастила стоят девять свежих срубов. Прямо у ворот находим колодец. По словам местных жителей, это и есть новая скважина глубиной на 90 метров.
Одновременно с нами подъезжает мужчина на иномарке, он сообщил, что из администрации охотохозяйства, но представиться по имени отказался. Опроверг и сообщения, что скважину для охотников бурили на бюджетные деньги. По его словам, данной скважиной в хозяйстве не пользуются, есть своя. За деревянными домами действительно нашелся еще один колодец и небольшое помещение с установкой для фильтрации.
— Эту воду мы на свои деньги провели и очищаем, и в деревню ее не будем подавать, — заявил еще один присоединившийся к нам «администратор».
На обратном пути интересуемся, кто все-таки владелец коммерческого объекта?
— Вы сюда нос не суйте, грубо говоря, — предупредил мужчина.
Согласно Картотеке.ру, зарегистрированным в Высокой Горе ООО «Охотничьи традиции» владеют несколько физических лиц, а 33% уставного капитала принадлежат Энже Хайрутдиновой.
Старики без скважины топят снег
Отправляемся в Эстачи. Деревенька маленькая — на пару улиц. Летом население прибавляется с приездом дачников. Да еще за околицей недавно обосновались коммерсанты — экодеревня «Эстачи».
По словам населения, водопровод здесь действительно построили, правда, коммуникации уложили так, что они «запитывают водой расположенный прямо за околицей коттеджный поселок, образовавшийся на бывших совхозных полях». Деревенским тоже по улице протянули трубу и поставили одну колонку, правда, воды в ней нет — вот и весь водопровод.
Часть жителей сами пробурили скважины на своих участках. Но не всем это по карману.
— Вот напротив меня одна старушка живет, у ней скважины нет. Бывает я ей налью пятилитровку воды, — рассказывает местная жительница.
— А постирать, в баню сходить как же? — спрашиваем.
— Ну постирать — снег в бочку таскает, топит. Правда, он сейчас жесткий — тяжело. А в коттеджном поселке все сети сделали, и для воды, и для газа, и для света, — добавляет женщина.
К коттеджному поселку ведет и своя дорога из Казани — всего два километра от трассы М-7. Застать здесь на месте никого не удалось — дома пока пустуют. Поселение в экологически чистом районе, вблизи двух водоемов, лесных массивов и особо охраняемой природной территории «Эстачинский склон», что делает это место «идеальным уголком для загородной жизни» — говорится на сайте проекта. Здесь же информация о воде: она «подведена к каждому участку».
Жителям обычной деревеньки Эстачи остается только завидовать богатым соседям, правда, они считают, что те устроились в своих домах со всеми удобствами за их счет:
— Газ, свет, вода — все у них есть. Трубы водоснабжения идут и по земле, и под землей, и тянутся до конца нашей деревни. В прошлом году их опрессовали, — говорит бывший глава сельсовета Пановки Николай Поляков, окна дома которого выходят как раз на новый коттеджный поселок.
Местные жители утверждают, что земельные участки в «Экодеревне Эстачи» принадлежат некоему Булату Ильясовичу Галявиеву…
Где деньги, Зин?
В администрации Высокогорского района вопрос о финансировании работ по водоснабжению Пановки и Эстачи мы адресовали заместителю главы исполкома по строительству и ЖКХ Дамиру Шайдуллину. По телефону застать на месте его не получилось. Ранее в комментарии нашим коллегам чиновник ссылался на то, что занимает должность с конца 2015 года, и поэтому говорить о том, что было до него, затрудняется.
— В районе — сотни скважин и по какой программе они профинансированы, к сожалению, сказать не могу. Работы, которые выполняются через Фонд газификации, контролируют они сами: у них хранятся все документы, они ведут технический надзор за своими подрядчиками, мы, можно сказать, не участвуем в их деятельности и не знаем, сколько средств, куда выделено. При завершении работ иногда нужно бывает, чтобы в комиссии был член исполкома. Но я никаких документов по приемке объектов в Пановке и Эстачах не подписывал, — заявил Дамир Шайдуллин.
В районной администрации нам посоветовали обратиться к главе Высокогорского сельского поселения. Но и он не смог пролить свет на ситуацию и очень удивился, что Пановке выделили бюджетные деньги на капремонт сетей, а Эстачи — на строительство водопровода.
— Пановке? Вы говорите, Пановке? — недоверчиво переспросил глава поселения Юсуп Галимов, — Видите ли, строительство дорог и водопровода не идет через совет сельского поселения, и поэтому я вам ничего не могу ответить. Про водопровод я не знаю, про деньги вообще ничего не знаю.
Почему же глава поселения не в курсе ситуации с водой, ведь этот вопрос на селе едва ли не главный? Юсуп Галимов оправдался тем, что, как и замглавы исполкома, работает в новой должности совсем недавно — с прошлого года.
«Никто здесь ничего не делал!»
Но нам повезло, мы нашли того, кто может лучше всех рассказать о водопроводе в двух селах, потому что обслуживает эти самые сети в Пановке и мог бы обслуживать в Эстачи, если бы они там появились.
— В Пановке все еще старый водопровод, гниет уже, лопается. Скважина, еще ладно, пойдет, а водопроводным сетям нужна реконструкция. Но никто здесь ничего не делал: ни ремонт сетей, ни скважину. Рядом с Пановкой есть какое-то охотничье хозяйство. Как они себе построили, не знаю. У них своя башня, своя скважина, водопровод. Их новые сети ко мне не подключены, на обслуживание мне не передали. В Эстачи водопровод тоже не сделали», — рассказал директор ООО «Бирюлинские коммунальные сети» Данил Каримуллин.
Жалуются на проблемы с водой жители и других деревень района. В Чубаровке, Усадах и Тимофеевке в 2013 году по программе «Чистая вода» также должны были пробурить две скважины, построить две водонапорные башни и проложить 4,1 км водопровода. Минстрой РТ сообщил, что работы выполнены. Но людям не понравилось качество воды — она грязная и мутная, так как на станцию доочистки не хватило финансирования. Ответ министерства на жалобы лишил жителей сел дара речи:
«В настоящее время жители населенных пунктов качественной питьевой водой обеспечиваются из установленного в с. Усады павильона «Ключ здоровья» (та самая, которая продается в киосках, прозванная горожанами «ваминовская вода» — прим. ред.). В с. Усады, д. Чубарово имеются родники».
Пока люди действительно вынуждены кормить коммерсантов, покупая у них питьевую воду.
«Все-таки без комментариев!»
«Реальное время» обратилось с официальным запросом в Фонд газификации РТ с просьбой рассказать о реализации программы «Обеспечение водой населения в населенных пунктах РТ» в селах Пановка и Эстачи. Мы поинтересовались: какие виды работ были выполнены в этих деревнях, на какой объем средств и какие результаты были достигнуты, а также принимал ли Фонд участие в подведении коммуникаций к ООО «Охотничьи традиции» и экодеревне «Эстачи»? Однако наши вопросы так и остались без ответа. Сначала в пресс-службе организации пообещали подготовить письменный ответ на запрос, но через несколько дней отказались:
— Мы все-таки комментировать не будем. Без комментариев, — сообщила по телефону пресс-секретарь фонда.
Интересно все же получается: бюджетные деньги на водоснабжение двух татарстанских сел выделены, в фонде и Минстрое отчитались о работе, а водопровода как не было, так и нет. Коммерсанты обзавелись всеми удобствами, а деревенские ходят за водой по старинке на родник.
Еще один любопытный факт. Как сообщили источники «Реального времени», проблему с водопроводом за бюджетные деньги в Высокогорском районе на прошлой неделе поднимали на закрытой части антикоррупционного совещания в Казанском кремле.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.