Новости раздела

Наказание без преступления? За передачу письма в Кабмин Александру Юманову оштрафовали на 10 тысяч рублей

Ранее такому же штрафу подвергли компаньона Юмановой по встрече 4 марта, оба не согласны и будут обжаловать решение суда

Надеялись на лучшее, но готовились к худшему — примерно так можно описать настроения, царившие сегодня в Вахитовском районном суде. И Александра Юманова, и журналисты, и несколько пострадавших клиентов лопнувших татарстанских банков, пришедших поддержать своего негласного лидера, в глубине души были уверены, что Александру оправдают, ведь адвокат привел, казалось всем, неопровержимые доказательства. Но судья решил иначе и назначил пусть минимальное, но наказание. Подробнее в репортаже «Реального времени».

«Участвовала в массовом пребывании»

Решение по так называемому «штурму» Кабмина 4 марта должны были вынести еще 13 марта. Но адвокат Александры Юмановой Тимур Соснин попросил время для ознакомления с материалами дела, которые ему вручили, кстати, лишь за два часа до начала заседания. Тогда суд определился только с наказанием для Марселя Шамсутдинова, который вместе с Юмановой и еще двумя активистами попал на встречу с Ильдаром Халиковым, чтобы передать ему письмо с требованиями опротестовать решение ЦБ об отзыве лицензии и возместить потерянные деньги. Марселя Шамсутдинова суд признал виновным в нарушении ч. 1 ст. 20.2.2 («Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка») Административного кодекса РФ.

Юмановой вменили эту же статью. По версии сотрудников МВД, составивших протокол, Александра «в составе большой группы граждан участвовала в массовом одновременном пребывании группы граждан у входа в здание Кабинета министров, что повлекло нарушение общественного порядка, выразившееся в воспрепятствовании доступа граждан к зданию социальной инфраструктуры».

По версии сотрудников МВД, Александра «в составе большой группы граждан участвовала в массовом одновременном пребывании группы граждан у входа в здание Кабинета министров. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

«Нас встретил Ильдар Шафкатович, пожал руки, принял письмо, и мы спокойно ушли»

Судья попросил Александру Юманову рассказать свою версию произошедшего.

4 марта мы, все пострадавшие, собрались в Торгово-промышленной палате. Мной было составлено письмо, я хотела его передать представителю власти. Мы посидели полчаса, и я пошла передавать письмо. Идти со мной я никого не призывала, но указывать людям, чтобы они не ходили, я тоже не могла. Когда мы пришли, охранник закрыл дверь Кабмина на ключ. Я через стекло сказала ему, что хочу передать письмо. Он молчит. Потом вышел сотрудник Кабинета министров и сказал, что пройдет столько-то человек. Мы прошли, нас встретил Ильдар Шафкатович, пожал руки, принял письмо, и мы спокойно ушли. Никаких претензий ко мне со стороны правоохранительных органов не было, — рассказала Александра Юманова суду.

Более того, по ее словам, тогда она лично у подполковника Александра Царевского (начальника отдела охраны общественного порядка УМВД РТ по Казани, — прим. ред.), который присутствовал у Кабмина 4 марта и позже составил протокол, спрашивала, есть ли у него к ней претензии. Он сказал, что нет.

С 4 по 11 марта правоохранительные органы не пытались задержать Юманову, хотя возможностей для этого было много, хотя бы встреча активистов с Ильдаром Халиковым, на которой тот же Царевский присутствовал. Взять Юманову решили спустя неделю — на пикете банковских «погорельцев». Соцсети облетело видео, на котором миниатюрную женщину, как опасного преступника, взяли в кольцо сотрудники Нацгвардии, посадили в машину и отвезли в отделение полиции.

— Я покорно стою, подъехала машина непонятная гражданская, Царевский говорит мне: «Садись». Я села, меня отвезли — хорошо, что в отделение полиции. При мне составили протокол об административном нарушении 4 марта, который в деле есть, и я его подписала, — рассказывала Юманова судье. Снова переживая не самые приятные моменты в своей жизни, Александра с трудом смогла совладать с эмоциями.

«Нам кушать нечего стало, поэтому я очень потерпевшая…»

Неожиданно судья Дамир Гадыршин поинтересовался, почему Александра Юманова считает себя потерпевшей от банковского кризиса.

— У моего мужа есть фирма с расчетными счетами в Татфондбанке. Я нахожусь в декрете, у нас двое маленьких детей, мы полностью на обеспечении мужа. Нам есть нечего стало, поэтому я очень потерпевшая…

— Компенсация не полагается вашему мужу?

— Нет, — удивилась вопросу судьи Юманова.

— А сумма существенная? — продолжил судья.

— Да существенная — 300 тысяч рублей. Эта фирма — наш единственный источник дохода, она нашу семью обеспечивала, — объяснила Александра Юманова, что заставило декретницу и хранительницу домашнего очага вдруг стать общественным активистом.

Так пыталась ворваться или препятствовала?

Адвокат Юмановой, как прежде и адвокат Марселя Шамсутдинова, сконцентрировался на процессуальных нарушениях, указав судье, что протокол об «административке» должен составляться в момент совершения правонарушения или максимум в течение двух суток, если не удается оперативно установить личность правонарушителя, а не через 7 дней, как это было сделано. Кроме того, сотрудник полиции, если видит, что нарушается общественный порядок, имеет право применить физическую силу к нарушителю. 4 марта никто из полицейских, а их было много, не пытался остановить якобы «ведущую себя агрессивно и пытающуюся вломиться в здание» Юманову.

— На видеозаписи хорошо видно, что при входе в Кабинет министров непосредственно стоит сам Царевский, предлагает пройти ко входу двум-трем гражданам, чем она воспользовалась. На записи отчетливо видно, что она не препятствовала. В протоколе же написано, что гражданка Юманова «пыталась ворваться и препятствовала», но одновременно эти два действия невозможно совершать, либо одно, либо другое, — убеждал адвокат Тимур Соснин судью.

Кроме того, согласно статье, которую вменяют Юмановой, она препятствовала доступу в объект социальной инфраструктуры, но таковыми, согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты, являются государственные и муниципальные учреждения, оказывающие населению услуги в сфере образования, спорта, здравоохранения. Кабинет министров не подходит под эти понятия.

Ну и самое убедительное доказательство — справка, выданная УМВД по Казани по окончании мероприятия.

— Где говорится, что нарушений общественного порядка 4 марта не было и поэтому не было составлено административных материалов. Почему они появились 11 марта — это большой вопрос, — закончил адвокат риторическим вопросом свое выступление.

Юманову узнали по стрелкам

Дальше судья решил допросить сотрудника полиции Ильгама Ахметзянова, который составил протокол на основании рапортов своих коллег, фотографий и видео событий 4 марта. Судья спросил, какие материалы были приложены к делу? Полицейский ответил, что «на память не помнит, но вроде были рапорта Царевского и Валиева (Руслан Валиев, начальник центра по противодействию экстремизму, — прим. ред.) и запись за диске». Адвокат уточнил, смотрел ли Ахметзянов видео до составления протокола? Тот ответил утвердительно. Тогда Соснин уточнил, был ли допрашиваемый раньше знаком с Александрой Юмановой и видел ли ее раньше? На что тот ответил отрицательно.

— А как тогда вы могли определить, кто из лиц, присутствующих на видео, — Юманова? — спросил защитник.

— Ну, как… — замялся сотрудник полиции. — Так там же, в материалах дела, на фото стрелками показано! — ответил он.

Минимальное наказание будут оспаривать

Судья объявил перерыв и удалился в совещательную комнату. В это время все присутствующие на судебном следствии выражали надежду, что Александру, скорее всего, оправдают, настолько убедительными были доказательства адвоката. Через 15 минут судья Дамир Гадыршин вернулся, чтобы огласить решение — не то, на которое в глубине души рассчитывали все: признать Александру Юманову виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2, и назначить штраф 10 тысяч рублей. Это минимальное наказание по этой статье.

Юманова и ее адвокат тут же заявили, что не согласны с решением и будут обжаловать его в Верховном суде.

Заявление об обжаловании на днях в Верховный суд подала и представитель Марселя Шамсутдинова, ранее осужденного по этой же статье.

Дарья Турцева, фото Олега Тихонова, видео автора

Новости партнеров