Новости раздела

Бугульминский мастер миниатюр о домашней фабрике сувениров, партии Ту-160 своими руками и бизнесе-хобби

Почему сувениры из Бугульмы нашли своего покупателя в Москве, но не находят на малой родине

Как построить бизнес на своем увлечении миниатюрными моделями? Почему бугульминские сувениры расходятся в Москве и Петербурге, но не находят покупателя в Татарстане? Кто готов платить большие деньги за модели танков и самолетов? На эти вопросы в своем интервью «Реальному времени» ответил создатель Бугульминской фабрики сувениров и по совместительству ее главный мастер Рафаэль Яруллин.

«В ход шло все, что было под рукой — даже сода с ПВА»

— Рафаэль, давайте для начала представим читателю вашу краткую биографию. Расскажите немного о себе.

— Я родом из Бугульмы, в этом же городе я сейчас живу и работаю. Высшее образование — это общетехнологический факультет КХТИ, который я закончил. Эта специальность мне в большей степени для общего развития была полезна, но в том, чем я сейчас занимаюсь, она, в принципе, никак не помогает. Я далек от этого и по полученной специальности не работал.

— Почему вы решили построить свой бизнес именно на создании миниатюр? И что именно вы производите?

— Знаете, мне всегда нравилось возиться с миниатюрами, маленькими сувенирами. Вообще, все начиналось с деревянных поделок, которыми я занялся уже в сознательном возрасте — это мебель, столы. Чуть позже я постепенно переключился на миниатюры, посвященные Великой Отечественной войне и не только (где-то лет восемь назад я сделал свой первый корабль). Так что со временем я начал использовать в работе не только дерево, но и пластик, металл, шпаклевки, грунтовки, пигменты — в ход шло все, что было под рукой — даже сода с ПВА (получается вполне реалистичная имитация снега). Всю технологию я не могу раскрывать, потому что я планирую организовывать платное обучение.

Поначалу я плотно занимался деревянными кораблями, парусниками с пушками, линкорами, фрегатами разных размеров. Потом я начал делать бронетехнику, авиацию, всякие фигурки, кораблики. Люди заказывают мои работы на подарки ветеранам или для того, чтобы украсить себе офис кораблем или танком. На самом деле, я не только военную тематику использую, но и промышленную — это стройка, энергетика, нефтянка. Сейчас вот делаю для нефтяников станок-качалку.

Все начиналось с деревянных поделок, которыми я занялся уже в сознательном возрасте — это мебель, столы

— Много ли человек занято в производстве? Или вы один выполняете всю работу?

— Мне помогают, конечно, но на таких этапах, на которых не требуется большая ответственность. Основную работу делаю я сам. Мне помогают, допустим, с какой-то грубой работой или грязной. Так что такие моменты, как покраска, роспись, придание эффекта эксплуатации и реалистичности — потеки масла, грязи, ржавчины — это все лежит на мне. И да, это все ручная работа. Что-то, конечно, для ускорения процесса отливается в формы, а что-то делают мастера из других регионов, но доля таких элементов не велика.

Вообще, мне интересно изучать все это, смотреть фотографии — я всю информацию поднимаю, все изображения изучаю, чтобы все было правдоподобно и реалистично. Композицию я иногда сам выдумываю, а бывает, что и с фотографий дублирую.

— То есть у вас есть художественное образование?

— Нет, я самоучка. Я просто читаю книги, нахожу информацию в интернете, смотрю разные материалы, общаюсь с людьми, похожими на меня. В принципе, мне этого достаточно, чтобы развиваться, не стоять на месте. Просто надо заниматься любимым делом, и все будет получаться. У нас же большинство людей ходят на нелюбимую работу, потому что надо платить по счетам, а пока ты займешься любимым делом, и оно даст плоды, должно пройти немало времени…

«На жизнь хватает, но так, чтобы покупать автомобили премиум-класса, — такого не будет»

— Насколько это прибыльный проект?

— Конечно, если своими руками работаешь, то не разбогатеешь. На жизнь хватает, но так, чтобы покупать автомобили премиум-класса — такого не будет.

— А есть ли у вас конкуренты?

— Да почти нет. Одна работа у меня занимает месяца два-три. Даже если кто-то будет что-то подобное делать, на мне это особо не отразится. Думаю, в этом поле работы хватит на всех. Конечно работа стоит недешево, потому что все выполнено вручную, на нее тратится очень много времени — месяц, два, три, а бывает и полгода какой-нибудь большой, мощный корабль отнимает. Но есть определенная категория людей, которая готова за это платить.

Такие моменты, как покраска, роспись, придание эффекта эксплуатации и реалистичности — потеки масла, грязи, ржавчины — это все лежит на мне. И да, это все ручная работа

— Кто ваш типичный покупатель?

— Мой покупатель — это человек с достатком выше среднего: какой-нибудь бизнесмен или начальник, ну или, допустим, организация, которая покупает подарок своему руководителю на день рождения. Вообще, танк на подставочке в среднем стоит 10—15 тысяч рублей, корабль уже на порядок выше — от 25—30 тысяч и выше.

«По Татарстану мало клиентов. В основном мои клиенты — это Уфа, Самара, Питер, Москва»

—А были ли у вас какие-нибудь спецзаказы от ведомств или заказы для тематических проектов, а не для подарков?

— У меня как-то заказывали самолеты ТУ-160 — это наш российский стратегический бомбардировщик. Я их штук пять сделал. Готовил я их для определенного человека, а он в свою очередь, думаю, уже для ведомства это заказывал в качестве подарков. Также делал танки на тему Великой Отечественной войны. В принципе, сейчас все работы я уже распродал, кроме одной — ее не особо покупают, потому что там присутствуют немцы, и это имитация вторжения в русскую деревню. А в основном все заказы только на подарки. Хотя есть один человек, который заказывает модели для своей коллекции.

— Есть ли у вас покупатели за пределами Татарстана?

— Знаете, у меня по Татарстану очень мало клиентов пока. У меня в основном как раз клиенты — это Уфа, Самара, Питер, Москва, ну, и Казань редко бывает. Вообще, этот вид деятельности не особо распространен за пределами Татарстана — ему еще есть куда расти и развиваться.

— Так раз ниша практически не занята, не планируете ли вы расширяться в ближайшее время?

— Планирую, конечно. Со своими двумя руками далеко не продвинешься в этом деле. Естественно, я не брошу делать это сам, но и пару рук (а может и не пару) привлеку к своей работе обязательно.

1/7
  • vk.com
  • vk.com
  • vk.com
  • vk.com
  • vk.com
  • vk.com
  • vk.com
Лина Саримова, фото vk.com

Новости партнеров