Новости

21:39 МСК
Все новости

Депортация народов Татарстана: больше 30 тысяч раскулаченных татар и русских выслали на стройку Магнитки

Как Сталин построил в степях Челябинской области вторую Татарскую республику. Часть 1: первостроители комбината, «телячий» транспорт и золото кулаков

Депортация народов Татарстана: больше 30 тысяч раскулаченных татар и русских выслали на стройку Магнитки

В дискуссию о сталинских репрессиях, которую вызвала опубликованная в «Реальном времени» рецензия на книгу Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», включился также заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля Михаил Черепанов. Сегодня о таком явлении 20—30-х годов прошлого века как раскулачивание решил высказаться руководитель Магнитогорского филиала Института истории им. Ш. Марджани Салават Ахметзянов. Татары ввиду исторический перипетий оказались разбросанными по всему миру. В Магнитогорске они оказались в эпоху сталинской индустриализации, которая совпала с временами раскулачивания. Во многом благодаря невероятным стараниям уроженцев Татарстана в Челябинской области вырос металлургический гигант и современный промышленный город. О том, как ТАССР поставляла рабочую силу для великой стройки, о раскулаченных татарах и эксперименте на этническую устойчивость, южноуральский историк рассказал в интервью корреспонденту нашей интернет-газеты.

«Зулейха у Гузель Яхиной просто какая-то отщепенка»

— Салават Харисович, какое общее количество репрессированных выходцев из Татарстана оказалось на строительстве Магнитогорска?

— Из всех спецпереселенцев, которые были в Магнитогорске, две трети были из Татарстана. А общее количество спецпереселенцев на 1 октября 1931 года (максимальная точка, выявленная мной) составило порядка 42,5 тысячи. То есть 31—32 тысячи человек прибыли из Татарстана. Этот слой репрессированных, раскулаченных отражал общую раскладку в республике. По переписи 1926 года общее количество русских в Татарстане было 45%, татар — 45%. Так и здесь где-то 45% было татар-мусульман. По моим подсчетам, татар-мусульман было 13—14 тысяч. Еще к ним можно добавить 800—900 крещеных татар. Ситуация интересна несколькими аспектами. Во-первых, из Татарстана изъяли наиболее этнически сильную часть населения, наиболее трудоспособную. Все люди, приехавшие сюда, поголовно закончили мектебы, многие закончили медресе. И в Магнитогорске насчитывалось сотни мулл, нужно понимать, что далеко не все были указными (указных было всего несколько). Просто они были муллы в своих деревнях, одновременно исполняя крестьянские функции. Было много религиозно подкованных людей. Во-вторых, здесь произошло соединение татар из самых разных районов. Нет ни одного района Татарстана, откуда бы не прислали ни одну семью. Абсолютно все районы, города Татарстана были представлены.

Но раскулаченные — это еще не все. Сюда приехали из деревень тысячи татар-добровольцев. В моей книге («Раскулаченные — первостроители Магнитогорска». — прим. ред.) есть фотография — ожидание первого паровоза. У меня спрашивают: «Что там за транспарант со странными надписями?». Это не странная надпись, это арабица, там написано: «Привет трудящимся татарам». Более того, летом 1929 года там был проведен ряд татаро-башкирских собраний. Еще во времена моего детства сильных различий между татарами и башкирами не проводилось. Татары и башкиры вполне дружно жили. Это не первый случай в истории, когда татары что-то строили вдалеке от дома. Тот же Петербург строился за счет ссыльных татар. Но об этом часто умалчивают как в Татарстане, так и в других регионах. Из Татарстана практически изымают целый район, при этом мощнейший: 30 с лишним тысяч человек изъято в 1930 году. И об этом никто не пишет. И в Магнитогорске об этом до сих пор никто не говорил, кроме татар. Идет какая-то мифологизация истории. С момента начала строительства города прошло 80 с лишним лет, а нам говорят про сплошных добровольцев, комсомольцев, коммунистов. И никаких памятников раскулаченным татарам нет. Сейчас мы добились, что один памятник уже поставили, пробиваем эту идею дальше…

Встреча первого паровоза на Магнитострое 30.06.1929 г.

Кроме того, меня очень удивила книга Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» и восторг вокруг нее. Мне как-то звонит Фаузия Байрамова и говорит: «Салават, ты читал «Зулейху»? Все не то». Ну я прочел, поскольку я занимаюсь тем периодом, особенно татарами. Для меня эта книга показалась оскорбительной. Для меня Зулейха — той же поры, что и моя бабушка. Изображать так моих бабушек непозволительно. Я рос среди таких женщин, их знал сотни. И таких, как описывается Зулейха, не было. Она просто какая-то отщепенка. Я всегда с восхищением смотрел на наших женщин, их можно было на куски резать, но чтобы сменить свою веру, потерять свою этничность, отказаться от своего языка — ни за что, лучше смерть! Поверьте мне, у них была принципиальность, завязанная на исламе, традициях. Этничность татарская держалась большей частью на женщинах. Даже ислам на них держался, он был домашний. Если б я читал эту книгу, не зная истории, наверное, нормально бы воспринял ее. По сути, это политизация и русификация: как здорово быть русским, получать окно в цивилизацию. Плохо, что мы утратили татарское образование.

С одной стороны, я рос в Магнитогорске, с другой, в громадной татарской деревне, поскольку на левом берегу (реки Урал. –прим. ред.) жили татары в самых разных поселках. Но мы все друг друга знали, между собой общались. Этничность была максимальная: носили соответствующую одежду, кухня была татарская, сказки, песни — все национальное. И разговаривали мы только на татарском языке. Я даже поначалу в школе испытывал некоторые трудности с русским языком, поскольку у татар нет мужского или женского рода. Моего младшего брата в четыре года привели в детский сад, он вообще не знал по-русски. И не было у татар межнациональных браков. Была очень мощная среда, в том числе и в религиозном плане. Постепенно мы все менялись, наша этничность растворялась, как сахар в горячем чае. Тем не менее, это все у нас остается.

Раскулаченные горожане

— Какие сословия представляли эти репрессированные люди — строители Магнитки? Раскулачивали, наверное, зажиточных крестьян?

— Раскулачивание коснулось всех. Бо́льшая часть была весьма средним крестьянством. Наиболее богатая часть крестьянства была «подчищена» в 29—30-м году. Социальный состав был довольно пестрым. Было немного бывших помещиков. Все старались минимизировать свой социальный статус, скрыть, что они муллы. У татар-мусульман нет же какого-то сана священника. Были 300—400 мулл. Среди стариков было очень много знающих Коран. Мои деды закончили мектебы и медресе, знали Коран наизусть, бабушка тоже была образованной. Кроме крестьян, кого только не раскулачили. Какой-то процент был из городов — из Чистополя, Казани.

Завод начали строить в 1929 году. Первоначально надеялись, что это все будет на добровольной основе, однако не получилось. Но условия были тяжелыми, «степь да степь кругом», города еще нет. Первые несколько лет были невыносимыми: продуваемые палатки, холодные бараки. По мнению ряда историков, с 1929 по 1933 годы через Магнитогорск прошли не менее миллиона человек: приезжали-уезжали. Поднимать завод и город исключительно за счет вольных не получалось, рук не хватало. А завод надо было срочно запускать, решили работать по методу крепостного права. Поэтому возводили за счет раскулаченных. На пленуме ЦК было решено, что надо строить магнитогорский завод. Подобные вещи сопровождались секретными решениями, и была разнарядка именно на Татарстан. Каждый регион страны отвечал за обеспечение чего-то. Татарстан должен был обеспечить людскими ресурсами Магнитогорск. Казалось бы, Башкирия находится рядом, а оттуда отправляли очень мало людей. Почему? Во-первых, легко бежать. Во-вторых, у Башкирии были другие задачи. Там по всей республике создавали закрытые колхозы. Кроме того, их посылали на строительство Кузнецкого комбината. Я внимательно анализировал списки раскулаченных в Татарстане, очень много ушло в Магнитогорск.

«Лапотные» крестьянки на строительстве батарей Коксохима. 1931 г.

— Откуда в городах кулаки? Это же сельское явление.

— Задание было такое: надо кого-нибудь раскулачить, вот раскулачивали в городах. Основание могло быть любым: у тебя есть какое-то ремесленное дело, мастерская. Так что раскулачивание — это не совсем чисто крестьянская тема. Что касается богатой части крестьянства, то значительная часть кулаков вовремя ушла в города. Иногда кого-то за день предупреждали, что завтра придут вас раскулачивать, и люди успевали быстро собраться и убежать в город.

Кроме того, люди массово закапывали золото. По тем временам любой крестьянин старался иметь какие-то запасы. А в чем можно было хранить? В валюте нереально. Только в золоте. Ценились николаевские червонцы, вот их старались запрятать, потому что так можно было спастись от голода. Очень многие после десяти лет пребывания в спецпоселках после войны возвращались, пытались откопать это все. Бо́льшая часть ничего не находила, потому что селяне тоже копали, догадываясь, что раскулаченные могли что-то припрятать. Редко кому из вернувшихся удавалось что-то откопать. Кому-то странным образом удавалось довезти это все до Магнитогорска, и так они лучше держались.

Татар-таун металлургического гиганта

— Салават Харисович, получается, в Магнитогорске оказался такой маленький Татарстан?

— На татарах был проведен очень мощный эксперимент в плане их этнической устойчивости. Люди другой этнической принадлежности — мордва, кряшены, удмурты — очень быстро обрусели: буквально во втором поколении от них ничего практически не осталось. Татары как-то до сих пор держатся, они проявили максимальную этническую устойчивость. Магнитогорск был интересной площадкой, где провели этот эксперимент. Это было воспроизводство маленького Татарстана. Я не знаю другого примера, где взяли бы такой срез абсолютно со всех городов и деревень республики с разными казанскими, мишарскими говорами.

Работая здесь, я обратил внимание, что среди татар очень высоко число долгожителей. Здешних татар пропустили через несколько фильтров. Кулаками становились генетически сильные люди, способные с утра до вечера вкалывать. Таковыми являлись их жены, дети. Только в составе большой семьи можно было как-то подняться, сколотить деньги. Эти крестьянская закладка и сила очень помогали татарам выживать. Здесь крестьяне, чтобы выжить, сажали где-то картошку, а для этого надо было шагать по 10—20 км, до работы надо было много идти. Общественного транспорта не было, вот и приходилось много шагать. Вся семья работала. Кто-то шел отоваривать продуктовые карточки, кто-то добывал топливо. В условиях дружной крестьянской семьи было можно выживать. Второй фильтр — ужасные условия первых лет в этих поселках. Нужно быть устойчивыми к инфекциям. В бараках кишели мыши, крысы, клопы, вши. При такой скученности инфекции неизбежны. Потом испытания голодом, холодом, при этом выживали наиболее генетически сильные. Поэтому сейчас стариков, которым по 90 и более лет, достаточно. Самое большое количество погибло от голода и холода. С 1931 по 1936 годы из 42,5 тысячи погибли где-то 10,5 тысячи человек.

Один из поселков 1930-х годов на фоне доменных печей

— Получается, каждый четвертый. А поезда, в которых отправляли раскулаченных, были приспособлены для транспортировки людей или это были вагоны-«скотовозки»?

— Это были т. н. «телячьи» вагоны. Такие составы и отправляли. Плюсом было то, что это было лето. Естественно, было душно. Обеспеченность питанием минимальна. В этих поездах энное количество людей умирало, энное убегало. С самого первого момента количество спецпереселенцев было в подвижном варианте в сторону уменьшения. В первую очередь умирали дети и старики в массовом порядке. В составе раскулаченных было несколько столетних старух. Был один старик, его привезли в 109 лет, он был 1822 года рождения.

— Зачем стариков туда возили? Для прагматичной советской власти подобное было нерационально.

— Потому что бюрократическая машина работает. Потом через какое-то время, видя, что старики умирают, к тому же на них нужно выделять какие-то карточки, питание, начали их просто обратно отсылать. В 31 году привезли, а в 32 году в отдельной графе уже ставили запись «Отправлен на родину». Отправляли домой стариков, женщин с детьми, оставшихся без мужей. У многих связь с деревней сохранялась, почта-то работала. Но с территории поселка сами, без разрешения, не могли выходить, а уехать тем более.

Продолжение следует

Тимур Рахматуллин, фото из книги С.Ахметзянова "Раскулаченные – первостроители Магнитогорска"
комментарии 28

комментарии

  • Анонимно 20 марта
    "...Для меня Зулейха — той же поры, что и моя бабушка. Изображать так моих бабушек непозволительно. Я рос среди таких женщин, их знал сотни. И таких, как описывается Зулейха, не было. Она просто какая-то отщепенка. Я всегда с восхищением смотрел на наших женщин, их можно было на куски резать, но чтобы сменить свою веру, потерять свою этничность, отказаться от своего языка — ни за что, лучше смерть!" - герой интервью точно читал книгу? Книга как раз о том, какая внутренняя борьба внутри человека происходит. Как-то черство называть выбор человека отщепенством. Перед нами, слава богу, такой выбор не стоит.
    Ответить
  • Анонимно 20 марта
    Ужас ужас ужас! С людьми обращались как с животными
    Ответить
  • Анонимно 20 марта
    Где можно купить книгу Ахметзянова? Наша мама была выслана с семьей в Магнитогорск. Мама всю жизнь ждет когда про это напишут правду Эту статью ей прочитаем и покажем.
    Ответить
    Анонимно 21 марта
    А вы откуда? В Магнитогорске её можно купить. Ну или договориться с автором-выслать вам по почте
    Ответить
    Анонимно 21 марта
    Замечательная, интересная статья. Ждём продолжения.
    Ответить
    Анонимно 21 марта
    Читал книгу "Раскулаченные – первостроители Магнитогорска" и понимал, что действительно факты упрямая вещь. Салават Харисович не говорит в "пустоту", каждое предложение в книге подкреплено сканами документов и фотографиями.Салават Харисович один из немногих предпринимающий попытки восстановить историю в справедливом русле и установить памятник спецпереселенцам, отдав тем самым дань уважения и почтения людям, на костях которых стоит наш легендарный город Магнитогорск. Всем спецпереселенцам и раскулаченным, невзирая на национальность.
    Ответить
  • Анонимно 20 марта
    Кстати, где-то писалось, что все дети родившиеся в Магнитогорске в первые годв и приехавшие (до 9 лет) погибли в первые зимы.... И еще один момент-после перестройки директором Магнитогорского комбината был татарин, которого Рашников вместе с органами "выкинул" с комбината. Может об этом тоже пора писать.....
    Ответить
  • Анонимно 20 марта
    Почему не признали, что был геноцид татарского народа?
    Ответить
    Анонимно 20 марта
    там не только татары
    Ответить
    Анонимно 20 марта
    Меня геноцид татар интересует, конкретно. Другие народу пусть сами задают вопросы.

    Не против.
    Ответить
    Анонимно 20 марта
    правильно. остальные пусть сами разбираются.
    Ответить
    Анонимно 20 марта
    А был геноцид по национальному признаку?
    Ответить
  • Анонимно 20 марта
    Спасибо РВшникам, что находите такие материалы. У меня к вам очередная просьба - во время ВОВ на Урал отправляли деревенских мужиков с Татарии в трудовую армию. Но материала по этой теме нигде нет: на запросы в Магнитогорск, Златоуст, Челябинск ответ один - инфы нет. Не знаю, как остальные, но мой прадед сгинул именно там. Про захоронения тоже инфу не дают. М.б. кто-то из татарских ученых-историков занимается этим вопросом и есть хоть какое движение?
    Ответить
  • Анонимно 20 марта
    Нас это тоже коснулось- мой прадедушка-мулла был сослан в Магнитогорск, но потом сумел вернуться.
    Ответить
    Анонимно 20 марта
    А мог бы сделать неплохую карьеру металлурга. Завод очень прогрессивный и по сей день. Южная часть Челябинской области, юго-восточные районы Башкирии едут учиться и работать в Магнитку. Теперь там условия по сравнению с другими промышленными предприятиями намного лучше. И зарплаты даже среди внутри отрасли черной металлургии в среднем выше. Чего уж сравнивать с сельским хозяйством.
    Так вот потом и кровью построили один из лучших заводов-гигантов России.
    Ответить
    Анонимно 20 марта
    Воздух и экология только не очень. СССР потом и кровью построили, а приватизацию потом за копейки провели.
    Плюс и сейчас собственников следить за экологией не обязывают
    Ответить
  • Анонимно 20 марта
    "Зулейху" не приплести, конечно же, никак невозможно.
    Ответить
  • Анонимно 20 марта
    Так и надо фальшивки разоблачать . Тем более , если автор прямой потомок участников тех событий.
    Ответить
    Анонимно 20 марта
    А не кажется странным, что автор Зулейхи с ходу получила 4 литературные премии? По книге ставят спектакль и фильм, ее переводят на десятки языков. По таким персонажам как Зулейха, Муртаза и Упыриха о татарах будут судить во всем мире. Дикий, примитивный народец как в советском учебнике истории. А еще многие татары наивны как туземцы, радуясь бусам, подаренных им Яхиной и теми кто за ней.
    Ответить
    Анонимно 20 марта
    Вы написали чушь, где в Советских учебниках написано про татар что они дикий и примитивный народ, прежде всего не надо трепаться а если пишите то приведите пример я не оправдываю автора Зулейхи и если брать 30е годы и подьем СССР то получается пострадали все народы, и не только татары досталось всем и не мало в этом вопросе обезлички не должно быть
    Ответить
    Анонимно 20 марта
    В фильме 2008 г. Орда показано насколько дикими и примитивными были татары. А как они издевались над метрополитом Алексием, заставляя его заниматься превращением коровьего навоза в топливо. А вы были в татарской шкуре? Меня в детстве в школе неоднократно дразнили " бабаем". Затыкали рот, когда пытался в общественном транспорте говорить на родном языке. Учась на филологическом факультете слышал от двух уважаемых профессоров, что мат в русском языке привнесен татарами. Это вовсе не значит, что я в какой-то обиде на русский народ. Ведь любом народе есть как хорошие, так и плохие люди.
    Ответить
  • Анонимно 20 марта
    Как Хавенсон говорил,естественные пептидные цепочки в организме некоторых людей полностью вырабатываются в течении жизни и они более крепкими живут дольше. У большинства они не используются и они раньше дряхлеют и умирают, ответа почему так - пока нет.
    Ответить
  • Анонимно 20 марта
    Это про Магнитогорск.Я после окончания ВУЗа в 1975 году был направлен в г.Березники Пермской области. Так получилось, прожил там почти 20 лет. г.Березники тоже строили очень много татар из Татарстана, в основном раскулаченные. Работал вместе внуком Мирсаида Ардуанова-первостроителем города, который награжден и ему установлен памятник на промплощадке азотнотукового завода.У меня даже книга есть, выпущенная на татарском языке. Книга написана яна алиф,т.е. латиницей 30-х годов прошлого столетия. Когда выбрали председателем татарского центра приходилось общаться пожилыми людьми. Жили они татарской общиной, были очень религиозны, была даже школа с преподаванием на татарском языке . Школу потом закрыли в 50-х годах.Русские говорили , что татары проводли свои вечеренки только на своем языке и в них играл " уйный оркестр"- то есть играл оркестр.У внука Ардуанова интересовался , что же произошло его потомством. В основном все обрусели, кроме нескольких. После проведения организационного собрания по созданию ТОЦ в 91 г.,мне рассказывали, были люди из комитета, что придется трудно с татарами,т.к. они еще не забыли родной язык. Собрание с согласия участников я провел на родном языке.
    Ответить
  • Эльмира Пыжова 21 марта
    Это история моей семьи. Очень правдиво -все как рассказывали дедушка и старшие братья мамы.
    Ответить
  • Эльмира Пыжова 21 марта
    Горжусь своим народом!
    Ответить
    Анонимно 27 марта
    Не споткнулась ли на вас могучая этническую устойчивость народа которым вы так гордитесь?
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    А моих в эти годы (1930) - из Старо-Тябердинского района выселили на Дальний Восток. Кряшены они.
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    А мои бабушки, дедушки осели после раскулачивания в Дзержинске Нижегородской области
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии