Новости

18:19 МСК
Все новости

Татары в Донбассе: поиски непьющих магометан, любовь к гетто и вечная привязанность к конской колбасе

«Из Новороссии с любовью»: колонка специально для «Реального времени» об истории наших соотечественников на территории Донецкого бассейна. Часть 1

Донбасс сейчас прочно ассоциируется с понятием «Русского мира». В то же время известно о том, что на территории Донецкого бассейна живет достаточно многочисленная татарская община и одним из самых известных дончан является олигарх из списка Forbes, татарин Ринат Ахметов. Каким образом татары оказались в «стране угля и металла», как они образовали свои национальные слободки об этом в авторской колонке «Реального времени» рассказывает наш новый колумнист из Донецка, журналист Рамиль Замдыханов.

Понаехали

История появления татар в Донбассе проста и противоречива одновременно. Она состоит как из доказанных и очевидных фактов, так и из предположений, все еще нуждающихся в научном обосновании. Начнем с версии, которой придерживается официальная историография.

Эта версия состоит в том, что первая волна миграции татар из Поволжья в приазовские степи, которым в недалеком будущем было суждено стать Донецким каменноугольным бассейном, прокатилась ровно в те годы, когда тут начали возникать очаги индустриализации. То есть в последней четверти XIX столетия. Причины, по которым бывшие жители татарских аулов меняли свой размеренный крестьянский быт на угар и мрак существования в затхлых заводских и шахтерских бараках, очевидны: уже тогда оплата труда пролетария и сельскохозяйственного рабочего сильно разнились. И не в пользу последнего. Так что, поразмыслив над скорбной долей пастуха или хлебороба, какой-нибудь Алим или Абдулла мог скорбно собрать пожитки и отправиться в глухой угол Екатеринославской губернии, в Бахмутский уезд, город Юзовку, чтобы устроиться на одну из шахт коногоном или крепильщиком. Это было особенно оправданно зимой, когда активность в сельском хозяйстве предсказуемо снижалась и можно было попробовать заработать лишнюю копейку «на стороне».

Татар в еще не существующую Юзовку (которая потом разрослась до города Донецка) завез английский предприниматель Джон Юз. Фото humus.livejournal.com

Более романтичная версия появления первых отрядов мирных татар в Донбассе в общем не противоречит первой, но обладает конкретикой, нуждающейся в дополнительном научном подтверждении. Как утверждают ее апологеты, татар в еще не существующую Юзовку (которая потом разрослась до города Донецка) завез английский предприниматель Джон Юз. Он возглавлял «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств», которое должно было построить неподалеку от существовавшего уже в ту пору Мариуполя первый в этих краях металлургический завод. Кстати, необходимость строительства завода именно в этом месте была обусловлена тремя обстоятельствами, одно из которых вновь обрело актуальность уже в наши дни. Во-первых, недалеко от будущей Юзовки находились месторождения железной руды. Во-вторых, именно в Донбассе имелись залежи каменного угля, из которого можно было делать кокс, необходимый для выплавки чугуна и стали. А в дешевых отечественных стальных рельсах нуждался Севастополь, ради чего, собственно и задумывалось строительство нового сталелитейного завода в России. И это и есть то третье и решающее обстоятельство, которое в итоге и привело к принятию решения о начале строительства завода в этом уголке бывшего Дикого Поля.

Оборудование для строительства доставили морскими судами в ближайший к месту порт — Таганрог, а дальше начались проблемы. Якобы нанятый логистический персонал, почуяв слабину со стороны европейского руководства, начал массово злоупотреблять спиртным, чем подверг огромному риску успех едва зарождающегося предприятия. Не зная, как справиться с упавшей на голову нежданной бедой, Юз получил совет привлечь к делу татар, которым выпивать не позволяла их «магометанская вера». Как оказалось, совет был толковый, татары действительно не пили, в перевозке не подвели, а впоследствии часть их осталась на новом месте, прельщенная опять-таки условиями работы и уровнем жалованья.

Доподлинно неизвестно насколько эта, безусловно льстящая самолюбию татар, версия верна, но справедливости ради нужно сказать, что далеко не все представители следующих поколений поволжских переселенцев смогли сберечь в себе добродетель, которая в свое время позволила завоевать их предкам расположение валлийца Джона Юза.

Еще одним мотивом, подстегнувшим татар массово покинуть свои земли и перебраться в шахтерские поселки, стала развернувшаяся в Поволжье коллективизация. Фото evgensemenihin.livejournal.com

Вторые и многие следующие волны миграции поволжских татар из мест традиционного проживания в Донбасс тоже напрямую связаны с всплесками индустриального развития. Строительство шахт в годы первых пятилеток, восстановление разрушенной во время Великой Отечественной войны промышленности — все это требовало новых рабочих рук, которые либо «вербовались» в том числе и в Среднем Поволжье. Массово татары приезжали в города Донбасса, поддавшись агитации родственников, друзей и знакомых, которые перебрались в эти места раньше и уже познали и тяжести, и преимущества горняцкого труда.

Еще одним мотивом, подстегнувшим татар массово покинуть свои земли и перебраться в шахтерские поселки, стала развернувшаяся в Поволжье коллективизация, от которой в пролетарский край бежали многие представители зажиточной прослойки народа.

Впрочем, нельзя утверждать, что татарина, приехавшего в донбасский шахтерский городок или шахтерский поселок, ждало исключительно рабочее место на угольном предприятии. Обладая коммерческой жилкой, связями по стране, татары охотно шли в местную торговлю, в общепит, занимали места в других сферах человеческой жизни, но все же наиболее массовой площадкой была и долгое время оставалась угледобывающая отрасль.

Шанхаи и слободки

Перебираясь из родовых деревень на новое место, татары образовывали в Донбассе то, что на языке этнографов и краеведов звучит как «места компактного проживания»: что-то вроде микрорайонов в городах и поселках, населенных исключительно или преимущественно татарами. Несмотря на то, что скорость ассимиляции татар в местной среде оказалась чрезвычайно высокой и уже следующее поколение, после первых приехавших, чуть ли не наполовину растворилось в смешанных браках, репутация «татарских» до сих пор сохраняется за некоторыми такими муниципальными мини-анклавами. Например, в Донецке это поселок Октябрьский, или «Нахаловка» в городе-спутнике Донецка Макеевке, где концентрация татар была и остается особенно высокой.

Индустриальный уклад Донбасса, его имманентный полиэтнизм, обилие и невероятное разнообразие рас и народностей вокруг снижали стремление и упорство местных представителей татарского этноса замкнуться внутри своей национальной группы. Фото donjetsk.com

Не так уж и давно, еще в 50-х годах прошлого века, в ряде донецких населенных пунктов сохранялась ситуация, когда на одной улице могли один около другого стоять несколько частных домов, населенных исключительно татарскими семьями. В центре таких образований и вовсе могло возникнуть ощущение, что вы находитесь где-то на исторической родине, в какой-нибудь поволжской деревушке. Преимущественно татарский говор вокруг и характерный этнический состав легко создавали подобную иллюзию.

Но индустриальный уклад Донбасса, его имманентный полиэтнизм, обилие и невероятное разнообразие рас и народностей вокруг снижали стремление и упорство местных представителей татарского этноса замкнуться внутри своей национальной группы. Несмотря на то, что внутривидовая этика поощряла стремление заключить брак «между своими», на деле от этого принципа отходило и отходит все больше татар и татарок. Можно предположить, что на сегодняшний день усилие сохранить язык, обычаи и идентичность уже не является преобладающим желанием для большинства представителей татар, проживающих в Донбассе. Хотя, безусловно, энтузиасты этого направления остаются.

Вообще говоря, тема встраивания татарского этноса, представители которого преимущественно исповедовали ислам, а также наследовали в какой-то степени родоплеменной уклад, по которому жили татарские деревни на рубеже XlX—XX веков, в совершенно иную религиозно-социальную матрицу бурно развивающегося индустриального района, еще ждет своего вдумчивого и кропотливого исследователя. Ибо нельзя сказать, что пучина Донбасса бесследно поглотила татарский народ, оставив на поверхности лишь имена некоторых его ярких представителей, да тотальную любовь к конской колбасе, которую тут, тем не менее, принято называть «маханом», а не татарским термином «казы».

Продолжение следует

Рамиль Замдыханов
комментарии 27

комментарии

  • Анонимно 27 дек
    интересно, не знал некоторых нюансов
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    Продолжение ждем
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    что это за маленькие домики с трубами?
    Ответить
    Анонимно 27 дек
    Это туалеты, как ни странно. :)
    Ответить
    Анонимно 27 дек
    оригинально однако 0_о )))
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    Про татар вообще не знал. То-то удивлялся насчет Ахметова. Почему-то израильский Форбс вносил Ахметова в список богатейших евреев. О чем-то намекает
    Ответить
    Анонимно 27 дек
    Форбс потом извинился и убрал Ахметова с Порошенко из еврейского списка
    Ответить
    Анонимно 27 дек
    татары вообще очень работящий народ.У нас на участке кайбашом заведовал Эрик здоровый под 2 метра ростом.Отличный человек.
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    Тут упущено, что на эти шахты сначала ехали из татарских сел, тогда существовавших рядом с Ростовом-на-Дону. Там жили татары, приехавшие из Пензенской и Тамбовской губерний. И уж только потом поехали татары из Поволжья.
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    В Донецке татары- наше всё.... Октябрьский forever!
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    Понятно, что автор не краевед :) Иначе не забыл бы упомянуть и про то, как переживали татары, что у них в Донбассе в 1929 году закрыли татарские школы, прикрыли татарские кружки самодеятельности - чтобы не разводили тут татарский национализм и скорее бы ассимилировались. Об этом с прискорбием писал в своих опубликованных дневниках великий татарский поэт Хади Такташ (Адиулла Такташев), родом из села Сургодь (ныне Торбеевский район Мордовии). Кстати, из этого же села и родители донецких братьев Ахметовых.
    Я уж не говорю о том, что вообще-то эти территории ранее были в составе Золотой Орды (а ранее Дешти-Кыпчак) и были татарскими землями много веков.
    Ответить
    Анонимно 27 дек
    автор - хороший журналист и хороший татарин. а история очень интересно описана. ведь судя по всему, нас ждет еще продолжение
    Ответить
    Анонимно 27 дек
    О Всевышний Аллах! помоги и защити мой татарский народ от смуты коварного Даджала!
    Ответить
    Анонимно 18 янв
    В конце 20-х годах ХХ века в СССР закрывался проект "политика коренизации",который исчерпал себя, сыгравший роль активизации народов и национальностей, для поддержки и закреплении в местной среде Советской власти, эта политика включала себя всевозможные методы развития национальных культур включая нацменьшинства (конечно же с подавлением религиозных особенностей) и в особенности языка. В это же время, конце 20-х на примере турецкой республики Ататюрка, во всех "мусульманских республиках" союза спешно переходили из арабской графике в письме на латиницу. А уже в конце 30-х с латиницы перешли на кириллицу . В конце 20-х Советская власть почувствовав силы перешла на проект "политика советизации" , концепция которой состояло в создании монолитной национальной общности именуемая "Великий советский народ" Секции нацменшинств в Донбассе существовали до 40-х т.е в плоть до войны. еще в партийном архиве есть документы свидетельствующие об этом. Есть документ который показывает осуждение товарищами некоторых партработников татсекций, которые применяют на практике арабскую письменность.
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    Во время войны татары, получается, остались?
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    Ну вот тебе и русский мир. С татарскими селами)))
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    Как приятно статьи и рассказы о своих братьях-татар читать. Начинаю чувствовать "огонь" в груди!
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    В кузбассе кстати тоже большая диаспора татар есть-убегали от голода и коллективизации. А насчет татар с Донбасса, почему бы не помощь им перебраться назад в Поволжье, на историческую родину.
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    Кто нашим братьям запрещает, пусть возвращаются. Земли татарской много!
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    /...чуть ли не наполовину растворилось в смешанных браках,.../
    Проблема, похожая на историческую с советских времён.
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    Повсеместные смешанные браки с нашим народом осуществлялись не в нашу пользу. Это одна из самых больших бед и трагедий татар!
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    прикольно автор завуалировал слово ГОЛОД, словом коллективизация)))
    Ответить
  • Анонимно 28 дек
    Да,уж! Мой дед также приехал на Донбасс "давать стране угля" в 20-е годы...
    Ответить
  • Анонимно 28 дек
    Для того чтобы возвращались, надо им помощь. У них там дома, хозяства-все бросить и приехать на пустое место......
    Ответить
  • Анонимно 28 дек
    Браво, автор!
    Ответить
  • Анонимно 28 дек
    Очень жаль, посёлок Октябрьский рядом с аэропортом и его разбомбили очень сильно. А в Админпосёлке около завода РХИ уже не живут, многие татары оттуда живут у родственников. Я раньше там жил и работал на ДЗРХИ.
    Ответить
  • Анонимно 06 янв
    Требуем продолжения!!! От хорошего журналиста и хорошего татарина.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии