Новости раздела

Арестованный экс-зампред Татфондбанка: «Куда уходили денежные средства, я не знаю»

От посадки Сергея Мещанова не спасли ни грамоты от Халикова и Задорнова, ни заступничество «Промсвязьбанка», ни медсправка

Арестованный экс-зампред Татфондбанка: «Куда уходили денежные средства, я не знаю»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Пятый фигурант уголовного дела «ТФБ Финанс» Сергей Мещанов сегодня в Казани заявил о непричастности к преступлению, но ранее выразил готовность сотрудничать со следствием. На заседании суда прокуратура ратовала за домашний арест бывшего зампреда Татфондбанка, тогда как его защита обвиняла казанское СМИ во вранье и разоблачала незаконность действий полиции. Подробности — в репортаже «Реального времени».

Следствие ищет «неустановленных участников преступления»

Процесс по мере пресечения москвичу Сергею Мещанову начался в 204-м зале Советского райсуда Казани, а завершился в 201-м. В связи с большим наплывом родственников и коллег фигуранта, а также большим числом журналистов и потерпевших открытое заседание было решено переместить в самый большой судебный зал. На процессе выяснилось: свой статус по делу «ТФБ Финанс» 35-летний банкир узнал лишь вчера — в ГСУ МВД Татарстана его сначала допросили в качестве подозреваемого, после чего предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).

По версии следствия, Мещанов и четверо других арестованных по делу «ТФБ Финанс» похитили не меньше 90 млн рублей у 160 вкладчиков банка, которых путем обмана и злоупотребления доверием, не предупреждая о рисках и отсутствии страховки, убедили передать вклады в инвестиционную «дочку» Татфондбанка. Следователь ГСУ МВД по РТ Булат Шарафутдинов попросил арестовать обвиняемого до 2 апреля. Он считает, причастность Мещанова к преступлению подтверждается показаниями четырех других фигурантов дела, а также словами свидетелей и потерпевших.

По версии следствия, Мещанов и четверо других арестованных по делу «ТФБ Финанс» похитили не меньше 90 млн рублей у 160 вкладчиков банка. realnoevremya.ru/Максима Платонова

«В настоящее время не установлены другие участники преступления», — сообщил Шарафутдинов суду и предположил, что свобода бывшего зампреда ТФБ, ныне вице-президента московского «Промсвязьбанка», может быть на руку этим неустановленным. Кроме того, следствие считает Мещанова способным уничтожить доказательства по делу и иным способом воспрепятствовать следствию. Представитель ГСУ напомнил: 17 февраля Мещанов был объявлен в розыск и 28 февраля задержан в подмосковном городе Электростали. Регистрации в Татарстане у задержанного нет, поэтому альтернативы аресту в МВД не видят.

За «психушку» журналистам грозят судом

Напомним, основанием для объявления в розыск в МВД называли неявку москвича Мещанова на допрос в Казань. Сам обвиняемый и его защитник сегодня постарались опровергнуть эту информацию. К делу была приобщена справка из «Промсвязьбанка», что никаких официальных повесток о вызове к следователю по месту работы Мещанова не было. Не получали их, как уверяет адвокат Дамира Идрисова, и родственники Мещанова в Москве и Казани. Общение шло исключительно по телефону. 27 января, после первого звонка, Мещанов дал показания сотрудникам УЭБ и ПК МВД Татарстана. Схожий звонок, по словам обвиняемого, он получил «через коллег» 8 февраля, но передал, что приехать не сможет из-за совещания. Обещал прибыть в Казань на следующей неделе.

— После этого моему подзащитному сообщили, что нужно явиться [в полицию Казани] к 15 часам 17 февраля, — восстановила хронологию событий адвокат Дамира Идрисова. — Но накануне он был госпитализирован с острым приступом панкреатита в больницу Электростали, в городе находился по рабочим моментам. Он поставил меня в известность и просил сообщить сотрудникам УБЭП, что я и сделала.

Дальше защитник прямо на судебном заседании обвинила представителей одного казанского интернет-СМИ в сочинении фактов и умышленном формировании отрицательного общественного мнения в отношении людей, несмотря на презумпцию невиновности. Перед началом процесса Идрисова сообщила, что намерена судиться с изданием, и назвала клеветой распространенную информацию о якобы имевшем место задержании перед госпитализацией к психиатрам.

Адвокат уверяет, что известила и сотрудников МВД о местонахождении Мещанова, а 17 февраля лично вручила следователю ГСУ Гильфановой справку из больницы. «Она сказала: «Хорошо». А на следующий день на сайте МВД появляется информация о розыске моего подзащитного. О чем это говорит? О недобросовестном исполнении обязанностей», — утверждает Идрисова, полагая, что полицейские умышленно создавали основания для задержания и ареста.

«Я не управлял этими деньгами»

По мнению защитника, задержание Мещанова 28 февраля было проведено с нарушением закона: «Несмотря на лечение в условиях стационара, он был принудительно доставлен в Казань». Идрисова заявила, что ее адвокатское расследование в действиях Мещанова не выявило того, что «ему приписывается органами следствия», а еще попросила приобщить к делу благодарственные письма в его адрес за подписью премьер-министра РТ Ильдара Халикова и предправления ВТБ 24 Михаила Задорнова.

Сам обвиняемый также указал на некорректность действий полицейских, а также открестился от обвинений:

— Я в Татфондбанке работал 6 лет. Курировал региональную сеть или розничный бизнес… В силу своих должностных обязанностей я не создавал какие-либо инвестиционные продукты, не занимался инвестициями в ценные бумаги, в облигации, не направлял денежные средства куда-либо, потому что это не входило в мои должностные обязанности. В них входило внедрение тех продуктов, которые были согласованы в рамках коллегиальных органов, и транслирование их в региональную сеть.

Мещанов объясняет, что инвестиционные проекты «Доходные инвестиции» и «Доходные инвестиции+» были «созданы инвестиционным блоком банка», а коллегиальный орган банка принял решение об их легитимности, о чем было «заключение всех профильных служб». Дальше, по словам обвиняемого, на рассмотрение «коллегиальных органов» выносились «плановые показатели, которые транслировались по сети».

— Я, как куратор региональной сети, эти планы транслировал и на регулярной основе, еженедельно, уточнял статус по их исполнению… Как следствие, все обвинения, которые говорят, что есть какая-то тематика, касающаяся статьи 159 УК РФ (мошенничество), необоснованны. Она не входит и в мои должностные обязанности и, как следствие, я не мог это совершить! В силу того, что я не управлял этими деньгами, не создавал этот продукт и, как следствие, не инвестировал куда-либо.

Прокурор на посадке не настаивал, так как Мещанов «указал на причастных»

О том, что прокуратура не вполне согласна со следствием, можно было заподозрить, когда представитель надзорного ведомства Камиль Даишев сказал судье, что выскажет свое мнение по аресту после защиты. Получив слово повторно, он заявил следующее: из протокола допроса Мещанова следует, что он подробно описал преступную схему вывода средств и указал на причастных к этому. «Можно сделать вывод, что Мещанов готов к сотрудничеству с правоохранительными органами для установления истины», — заключил Даишев и попросил суд учесть состояние здоровья обвиняемого, ограничившись домашним арестом. Защита такую позицию поддержала, представив доказательства, что казанская теща Мещанова готова предоставить ему кров. Теща, поднявшись с места, эту информацию подтвердила.

Пока судья Алсу Шайхутдинова находилась в совещательной комнате, фигурант успел поговорить с женой и адвокатом, а также дать мини-интервью журналистам. «Реальному времени» он рассказал, что не долечился: «Но состояние удовлетворительное, если я могу стоять, находиться здесь...» Деятельность своих коллег по согласованию и предложению клиентам банковского продукта Мещанов назвал абсолютно легитимной. «Данный продукт продают абсолютно все банки, если вы зайдете в топ-10 банков, вы увидите в том числе и 100%-ные инвестиции в облигации управляющей компании того же банка», — обосновал он.

А вот о том, что происходило с такими инвестициями в «ТФБ Финанс», Мещанов рассказывать не готов: «Это не входило в мои обязанности, куда уходили денежные средства, я не знаю». На вопрос «Реального времени» о том, мог ли он, будучи топ-менеджером ТФБ, предполагать крах, он ответил: «Не мог… Потому что я сам работал в этом банке и всегда, соответственно, был гарантом качества работы банка…»

По решению суда, сегодня Мещанова все же арестовали. Из судебного решения следовало, что болезней, препятствующих посадке, у обвиняемого нет, что подтверждают и два медработника подмосковной больницы. Защита назвала решение об аресте заказным. Мол, дана команда успокоить вкладчиков. А для этих целей и судебные шоу хороши.

Ирина Плотникова, фото и видео автора

Новости партнеров