Новости

09:35 МСК
Все новости

«Все якши-якши, ура-ура, Аллага шикер! Неужели у вас все в шоколаде»

Фарид Мухаметшин потребовал от представителей Ассамблеи народов Татарстана взглянуть на себя критически

Спикеру Госсовета и председателю Совета Ассамблеи народов Татарстана, видимо, приелись песни и пляски национально-культурных объединений, он посоветовал посмотреть им в сторону спорта. В ответ директор Дома дружбы народов пожаловался на дефицит площадей, а руководитель исполкома Совета — на национальные общины, которые стали «мертвыми душами». «Реальное время» с подробностями коллегии Совета Ассамблеи народов Татарстана.

Бракованные браки

Мир и согласие между народами стали брендом Татарстана. В 2016 году было два крупных события, которые укрепили этот имидж — начало воссоздания Собора Казанской иконы Божией матери и начало строительства Болгарской исламской академии. Подтверждением стал всероссийский этнографический диктант — проверка на знание традиций и обычаев народов России, по итогам которого Татарстан вышел на первое место в стране.

— Мир и стабильность позволяют решать нашу главную задачу — повышение качества жизни татарстанцев. Сформирован капитал доверия к власти, мне кажется, что мягче стал климат в Татарстане, более доверительное отношение друг к другу, — охарактеризовал достижения в области национальной политики Фарид Мухаметшин.

В то же время почивать на лаврах рано, отметил спикер, так как проблем более чем достаточно. Мухаметшин выступал первым и как бы намекнул остальным спикерам, что доклады не должны быть елейными, надо бы на себя взглянуть критически. Но посыл уловили не все, за что и получили выговор (об этом ниже).

— Я просто, отложив текст, могу вам перечислить: вопросы семьи, детства, материнства… Наша инициатива, с которой мы обращались в Госдуму, не всегда находит поддержку. Разводов больше, чем браков. Или браки бракованные, если разводов все больше? Мы выходили с тем, чтобы укрепить семью, но поддержки не получили. Сейчас выходим с республиканским законами, чтобы укрепить семью. Все складывается в семье. Чем крепче семья, тем сильнее общество, — вспомнил Фарид Мухаметшин от ворот поворот, который дали депутаты Госдумы «антиразводному» закону, предложенному Татарстаном, и передал слово руководителю исполкома Совета Ассамблеи народов Николаю Владимирову.

У Владимирова был любопытный доклад о том, сколько денег получили национально-культурные объединения и сама Ассамблея из разных источников

Сколько стоит дружба?

У Владимирова был любопытный доклад о том, сколько денег получили национально-культурные объединения и сама Ассамблея из разных источников. Доволен он этой суммой или нет, осталось загадкой. Владимиров так и сказал: «Судите сами — много это или мало».

Итак, различных ведомственных и федеральных грантов национально-культурные объединения выиграли на 1,3 млн рублей. Из них кряшены — 157 тыс. рублей, грузины — 146 тыс., удмурты два гранта на 400 тыс. рублей, Молодежная ассамблея получила 145 тыс. рублей, Ассамблея народов Татарстана — 155, Дом дружбы народов Нижнекамска — 300 тыс. рублей.

От правительства Татарстана национально-культурные объединения получили в 2016 году 60 грантов на общую сумму около 16 млн рублей. Причем, посетовал Владимиров, среди грантополучателей из года в год одни и те же НКО — «Русское национально-культурное объединение», «Национально-культурная автономия грузин», кряшены, немцы, украинцы…

— Прошу вас всех подключаться к работе на право получения ведомственных, региональных и федеральных грантов на реализацию своих проектов, — попросил Николай Владимиров.

Вообще, складывается впечатление, что многие национальные ассоциации существуют только на бумаге.

— Если русским объединением в течение года проведено 44 мероприятия, то автономией турок ни одного, по два провели НКО греков и турок-месхетинцев, булгарской общиной и объединениями народов Дагестана проведено по три мероприятия. К сожалению, похожая ситуация повторяется год за годом. Около десяти общин не принимают в деятельности никакого участия, — пожаловался Николай Владимиров.

Кстати, он отчитался и о расходах Ассамблеи. Так, за год она потратила 5,5 млн рублей. Половину этой суммы — на зарплату сотрудникам, четверть — на издание журнала «Наш дом Татарстан», еще четверть — на командировки, содержание автопарка и проведение мероприятий.

«Мы начали ощущать систематическую нехватку площадей под репетиции», — говорит Ирек Шарипов (на фото слева)

Дом не резиновый

В докладах руководителя исполкома Ассамблеи и директора Дома дружбы народов Ирека Шарипова наблюдалась некая несогласованность. Владимиров просил активнее участвовать и проводить больше мероприятий, а Шарипов — пожалеть здание Дома и актовый зал. За год там только Ассамблея провела около 300 концертов и заседаний, а всего прошло 420, в том числе с партнерами в лице разных министерств.

— Мы начали ощущать систематическую нехватку площадей под репетиции, проведение встреч в зале торжеств… Из-за интенсивной возрастающей нагрузки мы начинаем наблюдать износ концертного зала, оборудования сцены, — окинул зал глазами Ирек Шарипов и пожаловался, что некоторые граждане пользуются их добротой.

— Были случаи, когда партнеры наших НКО пытались провести мероприятия на базе Дома дружбы, просто желая избежать аренды. Давайте помнить, что Дом дружбы народов создан дня НКО, а всем хорошим людям мы помочь не можем, — сравнил Шарипов здание с автомобилем, у которого есть определенная грузоподъемность и количество посадочных мест.

Прямой просьбы построить новое здание не звучало, но Фарид Мухаметшин все понял.

— Может поменьше грузить, но почаще возить? В году 365 дней, не обязательно к какому-то конкретному празднику повести мероприятие. Пока в планах у нас расширения площадки в ближайшие год-два точно нет, пока кризис не пройдет. Дальше война план покажет, как говорится, — ответил Мухаметшин.

Учиться не хотят, учить некому

При Ассамблее работает Межнациональная воскресная школа, по идее, каждое НКО может там открыть отделение, где дети будут изучать традиции, язык и культуру. Но в последнее время большого желания отдать туда отпрысков у родителей нет, посетовала Маринэ Хухунашвили, директор школы.

— Большая часть родителей считает, что родной язык — помеха. Они предпочитают водить детей на иностранные языки, спортивные секции, — говорит Хухунашвили.

Прямой просьбы построить новое здание не звучало, но Фарид Мухаметшин все понял. Фото idellift.ru

Правда, потом выяснилось, что дело не только в родителях. Носители языка обычно профессионального педагогического образования не имеют, значит, не могут преподавать.

— Все должны пройти дополнительные послевузовские курсы, а это связано с определенным финансированием и в этом мы ждем помощи от общин, — обратилась Маринэ Хухунашвили к руководителям НКО.

Фарид Мухаметшин поддержал.

— Нужно помочь подобрать квалифицированных преподавателей со специальным образованием, чтобы ваши национальности не были обделены, чтобы имелась возможность обучать ваших детей на родном языке, — сказал председатель Совета Ассамблеи народов Татарстана.

«Все якши-якши, ура-ура»

Несмотря на то, что почти все докладчики затронули те или иные проблемы, Фариду Мухаметшину показалось этого мало. Подводя итоги, он попросил критически взглянуть на свою работу.

— Все якши-якши, ура-ура, Аллага шикер. Но надо двигаться дальше! Каждый выступил и посмотрел на себя соседскими глазами: «Подожди-ка, неужели у меня все в шоколаде?» Мы преуспели в том, чтобы творчество народов нашей республики подтянуть — концерты, праздники, песни, кухня и все остальное. Якши, нет проблем. А к спорту приобщить наши НКО? Мы спортивная столица, есть волейбольный центр, есть плавание — у многих народов культивируются эти виды спорта. Почему в рамках Ассамблеи это направление не организовать? Таких предложений не прозвучало. Все Аллага шикер, тартиб, порядок полный! — намекнул Фарид Мухаметшин, в том числе и Иреку Шарипову, как можно решить проблему с дефицитом мест в Доме дружбы народов.

В этом году работы Ассамблее предстоит много в связи с еще одним мероприятием. Осенью пройдет третий съезд народов Татарстана, второй проходил 10 лет назад. Мухаметшин поставил задачу обеспечить присутствие представителей всех народов Татарстана, а Николай Владимиров уточнил еще и то, что все должны быть в национальных костюмах. К съезду надо сформулировать основные проблемы и пути их решения, так как его итоги лягут в основу предложений, реализовывать которые будут все следующие 10 лет — до очередного съезда.

1/21
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Дарья Турцева, фото Олега Тихонова
комментарии 23

комментарии

  • Анонимно 16 февр
    да в РТ и так всегда был мягкий климат) особенно с того момента, как Минтимер Шаймиев у руля встал
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    Для кого то мягко, но не для нас. Хуже некуда.
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    вы - это кто?
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    Чем крепче семья, тем сильнее общество- золотые слова!
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    На ТВ нужно выпускать отдельную передачу о народах проживающих в Татарстане. Раз в неделю, в смотрибельное время, посвятить передачу одному из народов (история, культура, обычаи, кухня и т.д., но не забывая о проблемах и сложностях). Ирек.
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    грамотный совет
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    На ТНВ выходит передача "Каравай" .Как раз о коренных жителях Татарстана рассказывает.
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    "Каравай" не рассказывает о всех народах проживающих в Татарстане, но только лишь о немногих. Ирек.
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    о всех сразу? Или вам лишь бы возразить?
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    Правильно, критически всегда нужно смотреть и знать, что всегда есть к чему стремиться
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    на такие гранты надо еще умудриться столько мероприятий провести по-моему.. кажется, кого-то недооценивают
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    Обычное дело. Дают кутарки, и хотят чтобы по концерту в неделю было, да с артистами хорошими в красивых костюмах, с конкурсами и призами, дискотеками, только на что это все организовывать?
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    все давно уже не якши
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    все давно уже не якши
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    Суровый Мухаметшин
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    Может Татарстан переименовать уже пора Толерастостан?
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    если бы. это все только на словах, к сожалению. вы бы послушали, о чем титульная национальность в кулуарах говорит...
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    Я и есть титульная национальность, живущая в своей национальной республике, на родной земле, в которой думают о ком угодно, но только не о татароговорящих.
    Ответить
    Илдар Сафин 16 февр
    Недавно прочитал книгу русского историка Евгения Арсюхина «Полумесяц над Волгой» Издание Нижний Новгород -2005г. Автор свой труд посвятил тысячелетию Казани.
    Очень интересный вывод автора в разделе Принятие Ислама в Волжской Булгарии. «Если народ дозрел до принятия одной из мировых религий, причем дозрел сам, без насильственного давления со стороны, значит, этот народ много стоит» (стр.55).
    Привожу и высказывание русского историка из книги «Тысячелетняя Казань» Казань 2006г. С.М. Соловьев (1820-1879 г.г.) «. Стр.6: «Издавна, когда русский славянин не начинал строить на Оке церквей христианских, не занимал еще этих мест во имя европейской гражданственности, болгарин уже слушал Коран на берегах Волги и Камы». И в самом деле, волжские болгары еще с IX-X веков чеканили серебряные монеты и закладывали новые города».
    Вызывает интерес вывод автора об одном из народов Поволжья – мордвы.
    «Собственно формирование современной мордвы относиться к развитому булгарскому времени. Сегодня мы вряд ли нашли бы этот народ на этнической карте, кабы не Булгария. Дело в том, что племена, которые, судя по археологии, являются предками мордвы, обитали на огромных пространствах от Камы до Финляндии. Однако процессы ославлянивания мордвы на землях, попавших в состав русских княжеств, были настолько интесивными, что от «тверской» или «костромской» мордвы остались разве что археологические воспоминания, некоторые топонимы на картах, да особый антропологический облик населения … предки мордвы, попавшие в состав Булгарии, сохранили свою самость и в конечном счете благодаря этнической и религиозной терпимости булгар сформировались в четко очерченный народ» (стр.55)
    Невольно возникает вопрос. Если мордва сохранилась как нация благодаря терпимости булгар, то куда же делись сами булгары? Но ведь сохранилась не только мордва, но и другие народы Поволжья: марийцы, удмурты, башкиры, чуваши...
    Шаукат БОГДАНОВ.
    11 февраля в 20:44
    Ответить
    Damir Nabi 17 февр
    Илдар, ну ладно там Арсюхин , а этого татарофоба Богданова зачем сюда ?
    Ответить
    Илдар Сафин 16 февр
    вернее будет - Болгарстан..., ведь именно память о государственности Волжских Болгар и принятие им Ислама стали толчком для НАРОДА иницировать государственную самостоятельность республики - и проведённый Референдум сделало такую инициативу свершившимся де-ЮРЕ.., а де-ФАКТО уже дело ВРЕМЕНИ...
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    Фотки интересные
    Ответить
  • Илдар Сафин 16 февр
    Недавно прочитал книгу русского историка Евгения Арсюхина «Полумесяц над Волгой» Издание Нижний Новгород -2005г. Автор свой труд посвятил тысячелетию Казани.
    Очень интересный вывод автора в разделе Принятие Ислама в Волжской Булгарии. «Если народ дозрел до принятия одной из мировых религий, причем дозрел сам, без насильственного давления со стороны, значит, этот народ много стоит» (стр.55).
    Привожу и высказывание русского историка из книги «Тысячелетняя Казань» Казань 2006г. С.М. Соловьев (1820-1879 г.г.) «. Стр.6: «Издавна, когда русский славянин не начинал строить на Оке церквей христианских, не занимал еще этих мест во имя европейской гражданственности, болгарин уже слушал Коран на берегах Волги и Камы». И в самом деле, волжские болгары еще с IX-X веков чеканили серебряные монеты и закладывали новые города».
    Вызывает интерес вывод автора об одном из народов Поволжья – мордвы.
    «Собственно формирование современной мордвы относиться к развитому булгарскому времени. Сегодня мы вряд ли нашли бы этот народ на этнической карте, кабы не Булгария. Дело в том, что племена, которые, судя по археологии, являются предками мордвы, обитали на огромных пространствах от Камы до Финляндии. Однако процессы ославлянивания мордвы на землях, попавших в состав русских княжеств, были настолько интесивными, что от «тверской» или «костромской» мордвы остались разве что археологические воспоминания, некоторые топонимы на картах, да особый антропологический облик населения … предки мордвы, попавшие в состав Булгарии, сохранили свою самость и в конечном счете благодаря этнической и религиозной терпимости булгар сформировались в четко очерченный народ» (стр.55)
    Невольно возникает вопрос. Если мордва сохранилась как нация благодаря терпимости булгар, то куда же делись сами булгары? Но ведь сохранилась не только мордва, но и другие народы Поволжья: марийцы, удмурты, башкиры, чуваши...
    Шаукат БОГДАНОВ.
    11 февраля в 20:44
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии