Новости раздела

Валерий Гергиев не смог обойтись без солистов казанской оперы

Четырнадцатый Московский пасхальный фестиваль, стартовавший в первопрестольной в пасхальное воскресенье, добрался до Казани. Накануне в ГБКЗ РТ им. С. Сайдашева художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра дали концерт, прошедший при аншлаге. О том, какие планы, связанные с Казанью, есть у Гергиева и кого он пригласил для участия в концерте, узнавала корреспондент «Реального времени».

«Казань может позволить себя тысячный хор»

За девятнадцать фестивальных дней Гергиев и его команда дали концерты уже в восемнадцати регионах. Казань в последние годы избалована вниманием маэстро — Гергиев приезжает в столицу Татарстана практически каждый год, привозя интереснейшие программы и топовых исполнителей. Помимо приездов в рамках Пасхального фестиваля Гергиев сотрудничает и с ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля.

Впрочем, вряд ли Пасхальный фестиваль попал бы в Казань, не будь поддержки руководства республики. Вот и на этот раз проект был поддержан временно исполняющим обязанности президента РТ Рустамом Миннихановым и минкультом республики. Казань же в программе была представлена солистами казанской оперы, поющими на лучших сценах мира, Альбиной Шагимуратовой и Михаилом Казаковым.

За несколько часов до концерта маэстро проводит репетицию — несколько замечаний, Шагимуратова и Казаков не поют в полный голос, сам Гергиев дирижирует довольно скупыми жестами, впрочем, демонстрируя при этом знаменитую «мусинскую» школу своего педагога — легендарного Ильи Мусина.

Встреча с журналистами проходит накоротке, возле грим-уборной маэстро. Гергиев собран перед концертом, но общается охотно. На вопрос корреспондента «Реального времени» о зрителях фестиваля дает очень пространный ответ.

«Публика в Санкт-Петербурге несколько избалована, В Мариинском театре идет множество оперных постановок, у нас одна из лучших в мире балетных трупп, огромное количество музыкальных абонементов. Но процесс обогащения музыкальными шедеврами хочется продолжать, у нас в городе в смысле музыкальных событий много что происходит. В Казань мы начали приезжать с 2001 года, и сейчас уже думаешь, когда составляешь программу: а не исполняли ли мы у вас в городе это произведение?» — пояснил Гергиев.

В программу концерта в Казани он включил шестую симфонию Сергея Прокофьева. «Это говорит о том, что мне интересно: эту симфонию исполняют нечасто, наш оркестр не исключение, но симфония эта — великая», — рассказал маэстро.

Он полагает, что страна сейчас, как это ни странно, находится на подъеме. Искусство и политика часто пересекаются: несмотря на санкции, Гергиеву и его музыкантам часто приходится выступать и в Европе, и в Америке. «Да, иногда приходится отвлекаться на немузыкальные моменты, но мы знаем, что наша главная задача — хорошо выступить», — полагает Гергиев.

Кстати, маэстро, увлеченный сейчас идеей создания детских хоров, считает, что в Казани мог бы прозвучать огромный, тысячный детский хор. Естественно, зал им. С. Сайдашева будет для него мал, но место найти можно. Можно предположить, что для Гергиева хор — символ единения в музыке тысяч сердец. Кстати, на концерте Пасхального фестиваля на Поклонной горе в Москве иногда бывает не менее 200 000 зрителей.

«Работа с ними доставляет мне удовольствие»

Пасхальная программа в БКЗ началась со светлого двадцатого концерта Моцарта для фортепиано с оркестром, и оркестр Мариинского театра с блеском исполнил это романтичное и мудрое сочинение. Как контраст Моцарту прозвучала шестая симфония Сергея Прокофьева, завершающая Пасхальный концерт. И оркестр, и дирижер были другими — немного резкими, динамичными, драматическими. Прочтение Прокофьева Гергиевым философское, он словно слышит фразу композитора, которую тот сказал однажды о своем сочинении: «Что же такое жизнь?»

Симфония Прокофьева, создававшаяся в послевоенные годы, полна трагического мироощущения, предчувствия, в ней нет оптимизма, царящего в стране советов в это время. Композитор словно знает то, о чем другие не догадываются. И эти загадки пытается разгадать дирижер.

Альбина Шагимуратова в очередной раз поразила публику хрустальным тембром голоса


Украшением Пасхального концерта стало участие в нем Альбины Шагимуратовой, недавно покорившей американскую публику виртуозно исполненной партией Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Гаэтано Доницетти на сцене Метрополитен-оперы, и Михаила Казакова.

Еще на встрече с журналистами Гергиев проанонсировал: «Буду выступать с вашими любимцами, работа с ними доставляет мне удовольствие». Альбина Шагимуратова, похорошевшая, в элегантном черном платье, в очередной раз поразила публику хрустальным тембром голоса. Особенно хороша была певица в арии Шемаханской царицы из «Золотого петушка».

Михаил Казаков исполнил арии короля Рене из «Иоланты» и Гремина из «Евгения Онегина»



Михаил Казаков исполнил две арии — короля Рене из «Иоланты» и Гремина из «Евгения Онегина». Выбор, очевидно, был неслучаен: Пасхальный фестиваль этого года посвящен не только юбилею Великой Победы, но и 175-летию со дня рождения Петра Чайковского. Как всегда, пение этого баса было проникновенным и выстроенным.

Кстати, оба — и Казаков, и Шагимуратова — золотые призеры конкурса Чайковского. В этом году они вошли в состав жюри этого престижного соревнования музыкантов мира и будут судить вокалистов.

Уже сегодня Валерий Гергиев и участники Пасхального фестиваля отправились в Москву: здесь музыканты дадут сразу два концерта в день. Впрочем, такой напряженный график привычен и для Валерия Гергиева, и для его оркестра.


Татьяна Мамаева, фото Романа Хасаева, belcanto.ru

Новости партнеров