Новости раздела

«Околоноля» по-татарстански: республиканскую казну от опустошения спасли водка, граждане и керосин

Успешное исполнение консолидированного бюджета Татарстана за 2016 год позволило избежать секвестра и залезания в дальнейшие долги

В России абсолютное большинство регионов с трудом сводят свои бюджеты. Времена трудные, но в Татарстане умудрились свести консолидированный бюджет с блеском, не залезая в долги и не проводя бюджетный секвестр. По мнению экономического обозревателя интернет-газеты «Реальное время» Альберта Бикбова, такое успешное исполнение бюджета стало возможным благодаря сверхплановым доходам, образованным, главным образом, за счет роста поступлений от подоходного налога граждан и роста акцизов.

Секвестр прошел стороной

Доходы консолидированного бюджета Татарстана за 12 месяцев 2016 года составили 262 млрд рублей, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2015 года на 19,5 млрд рублей или на 8%. Просто замечательный рост для наших непростых времен. Как известно, доходы консолидированного бюджета Татарстана складываются из двух основных составляющих: собственные доходы бюджета РТ и межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции) из бюджета Российской Федерации. Начнем с последних.

Объем межбюджетных трансфертов из РФ был снижен по сравнению с прошлым годом на 5,8 млрд рублей или на 17%, что можно объяснить тем, что в первом квартале 2015 года было произведено срочное финансирование мероприятий по подготовке и проведению XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани. На эти цели были предусмотрены ассигнования из бюджета РФ в размере 3 млрд рублей (постановление от 18 марта 2015 года № 248). Так что после ухода «спортивной составляющей» 2015 года «ручеек» федеральных субсидий заметно истощился. Да и остальная экономия федерального бюджета на традиционных межбюджетных трансфертах из-за сложной финансовой ситуации в целом по стране вылилась в экономию (без спортивной составляющей) еще на 2,8 млрд руб. Но в связи с проведением в Казани в июне 2017 четырех футбольных матчей Кубка конфедераций FIFA, а также из-за подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в следующем 2017 году «ручеек» федеральных субсидий по линии спорта станет опять полноценной рекой.

Казалось бы, такое масштабное «пересыхание» в виде недобора денег «из Москвы» на 5,8 млрд рублей по сравнению с прошлым годом должно было бы здорово осложнить жизнь татарстанским казначеям, но все оказалось иначе: собственные доходы татарстанского бюджета продемонстрировали отличную положительную динамику, что с лихвой позволило компенсировать секвестр поступлений из Москвы.

В связи с проведением в Казани в июне 2017 четырех футбольных матчей Кубка конфедераций FIFA «ручеек» федеральных субсидий по линии спорта станет опять полноценной рекой. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Собственные доходы консолидированного бюджета Татарстана (без межбюджетных трансфертов из Москвы) выросли по сравнению с 12 месяцами 2015-го аж на 25,3 млрд рублей или на 12%. И это на фоне того, что в плачевном состоянии находятся практически все бюджеты регионов нашей федерации.

Основной налог Татарстана — налог на прибыль — практически не изменился по сравнению с прошлым годом (+0,2%) и составил нарастающим итогом за 12 месяцев 2016-го сумму в 72,5 млрд рублей. На стагнацию поступлений налога на прибыль организаций оказало влияние снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, а также снижение объемов производства и реализации продукции по ряду крупнейших организаций республики, увеличение производственных расходов, отрицательные курсовые разницы.

Поступление налога на доходы физических лиц за 12 месяцев 2016 года возросло по сравнению с 12 месяцами 2015 года на 11% (+6,5 млрд руб.) и составило 64,4 млрд рублей, что произошло за счет увеличения заработной платы на ряде крупных предприятий республики, а также в связи с введением квартальной налоговой отчетности, дисциплинирующей налогоплательщиков и позволяющей оперативно применять меры принудительного взыскания к должникам.

В дополнение к этим «приятностям» сложилась отличная положительная динамика по акцизам, которая резко вытянула вверх всю доходную часть бюджета. Здесь увеличение на 14,7 млрд рублей по сравнению с прошлым периодом (+71%) — обусловлено целым рядом факторов*:

  • Наибольшее увеличение поступления — в 27 раз (+7,6 млрд руб.) отмечается по акцизам на средние дистилляты (в т. ч. топливо печное) и дизельное топливо — в 1,8 раза (+4,2 млрд руб.) — в связи с увеличением объемов их производства, а также за счет увеличения с 01.04.2016 ставки акцизов на дизельное топливо и средние дистилляты на 27,5%. Всего за 2016 год поступило акцизов на средние дистилляты 7,9 млрд руб., на дизельное топливо 9,4 млрд руб.
  • По акцизам на бензин автомобильный за 2016 год поступления составили 5,4 млрд руб. и увеличились относительно 2015 года в 1,4 раза (+1,5 млрд руб.) — за счет увеличения с 01.04.2016 ставки акциза на автомобильный бензин класса 5 на 34%, на бензин, не соответствующий классу 5, — на 24,7%.
    При этом, в 2,1 раза возросла сумма налоговых вычетов по акцизам на прямогонный бензин, в связи с чем сумма возмещения данного акциза в 2016 г. составила 9,3 млрд руб. (в 2015 году — 4,4 млрд руб.).
  • По акцизам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию поступление в 2016 году возросло относительно 2015 года в 1,3 раза (+5,3 млрд руб.) и составило 23,3 млрд руб. — в связи с ростом производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%.

* данные взяты с официального сайта ФНС

Декабрьский «бюджетный навес» не смог испортить 2016 финансовый год

Фактические расходы бюджета за 12 месяцев 2016 года оказались немногим больше (+5%), чем в аналогичном периоде 2015-го и составили 261,5 млрд рублей. Почти все крупные статьи расходов оказались профинансированы на уровне прошлого года или даже выше. Так, по статье «образование» финансирование по сравнению с прошлогодним оказалось на 10% больше.

Лишь по статье «национальная экономика», где расходы большей частью инфраструктурного характера, был изначально принят более жесткий бюджет, нежели в 2015 году, поэтому там наметилось некоторое отставание (–5%).

Понятно, что если доходы бюджета растут опережающими темпами (+8%), а расходы, наоборот, растут медленнее (+5%), то неизбежным следствием является профицит бюджета. Доходы, таким образом, превысили расходы.

По итогам 2016 года профицит консолидированного бюджета составил 0,5 млрд рублей. Сумма профицита стала заметно меньше августовской, когда был отмечен рекордный профицит в 22,6 млрд рублей. Но все же это существенно больше по сравнению с 2015 годом, когда по исполнению был зафиксирован вообще дефицит бюджета (–6,5 млрд рублей). При этом не забывайте, каким экстремально сложным для экономики был январь 2016-го, когда резко до $27 за баррель падали мировые нефтяные цены!

Успехи на бюджетной ниве подвигли законодателей уменьшить планируемый дефицит консолидированного бюджета РТ по итогам всего 2016 года до 10,5 млрд рублей. А ведь ранее, на протяжении 8 месяцев 2016 года, Минфин РТ планировал только увеличение дефицита консолидированного бюджета аж до 12,2 млрд рублей!

И еще: в предыдущих обзорах бюджета мы боялись так называемого «бюджетного навеса», то есть ситуации, характерной для конца года, когда резко возрастают бюджетные расходы. «Бюджетный навес» образуется оттого, что в декабре бюджет несет фактически двойной расход по зарплатам, пенсиям и прочим социальным выплатам января, выдаваемым перед Новым годом. Вдобавок к ним прибавляются расходы по закрытию госконтрактов в последние месяцы года. Так что конец года в нашей казне всегда жаркий — ежемесячные расходы возрастают примерно в 1,5—2 раза от средних значений.

В 2016 году «бюджетный навес» наблюдался в полной мере. Так, ежемесячные расходы бюджета в декабре (40,2 млрд. руб.) оказались выше ежемесячных расходов в «нормальном» октябре (20,1 млрд руб.) в два раза!

Но, несмотря на этот пугающий размер «бюджетного навеса», в общем итоге удалось свести казну с маленьким, но профицитом. Чего не скажешь о подавляющем количестве бюджетов регионов Российской Федерации, которые закончили год с большими дефицитами бюджетов.

В Татарстане пока все хорошо, но в целом по России — плохо. По России дефицит консолидированного бюджета РФ в январе — декабре 2016 года составил 3,0 трлн рублей. Президент России Владимир Путин еще 24 ноября 2016 года подписал закон с поправками в федеральный бюджет 2016 года, в котором дефицит бюджета увеличивается с 2,36 до 3,034 трлн рублей, или 3,7% ВВП.

Закрывать столь огромную «дыру» пришлось за счет резервных фондов. По состоянию на 01.01.2017 объем средств Резервного фонда РФ составил 0,9 трлн рублей (уменьшение с начала года на 2,7 трлн рублей), а объем средств Фонда национального благосостояния РФ составил 4,3 трлн рублей (уменьшение с начала года на 0,9 трлн рублей).

Таким образом, за 12 месяцев текущего года объем средств в наших «кубышках» уменьшился на 3,6 трлн рублей, так что перспективы российского бюджета в 2017—2018 годах выглядят, мягко говоря, невеселыми.

У нас же, даже при небольшом профиците консолидированного бюджета РТ по итогам года в 2016 году продолжались заимствования по бюджетным кредитам из Москвы. Согласно долговой книге Республики Татарстан, объем внутреннего долга у нас составил на 1 января 2017 года 93,4 млрд рублей (где 84,86 млрд рублей — бюджетные кредиты из Москвы, а 8,5 млрд рублей — гарантии в иностранной валюте за ОАО «КАМАЗ»).

Хочется обратить внимание на такую деталь — задолженность по бюджетным кредитам перед Москвой выросла на 0,8 млрд рублей в апреле 2016 (впервые с июня 2015-го). А в июне 2016-го дополнительно заняли еще 4,1 млрд рублей. Правда, в августе вернули 2,2 млрд рублей из взятых ранее федеральных бюджетных кредитов. Так что чистый прирост по федеральным бюджетным кредитам с начала года за 12 месяцев составил всего 2,7 млрд рублей.

Напомним, что ранее мы переживали на тему как закрывать дефицит бюджета и сводить казну, если нас накроет «бюджетным навесом»:

«Вроде бы и заняли не так уж много, но все же долги приходится наращивать, чтобы закрыть ожидаемый дефицит консолидированного бюджета 2016-го, а он достаточно большой — 10,6 млрд рублей. Его планируется частично покрыть за счет остатков бюджетных средств на счетах казначейства на начало года — это 3,8 млрд рублей, но остальную сумму придется, по всей видимости, занимать».

Но, как видите, наличие небольшого профицита по итогам года полностью разрешило эту проблему — бюджетные заимствования в конце года наращивать не пришлось! Казна сведена «околоноля», но сведена же!

Увеличение задолженности по бюджетным кредитам в целом по итогам года вряд ли можно рассматривать как негативный фактор, ведь они берутся на 3 года по ставке 0,1% годовых, что даже при нынешней низкой инфляции можно расценивать как подарок. Так что смысл и логика в действиях татарстанского Минфина имеются. Главное — не подойти к ограничениям, наложенным Бюджетным кодексом РФ (не более 100% от доходов). Весь госдолг РТ по состоянию на 1 января 2017 года составил 35,6% от исполненных годовых доходов бюджета, что не является критичным уровнем. Но уже в 2017 году Татарстан должен вернуть в федеральный бюджет около 7 млрд рублей. В отличие от 2016 года, когда вернули 2,2 млрд. руб. бюджетных кредитов, нагрузка по возврату федеральных долгов существенно выросла.

2017 год ожидается достаточно тяжелым: общий объем доходов консолидированного бюджета Татарстана на 2017 год прогнозируется в сумме 203,3 млрд рублей, расходная часть консолидированного бюджета Татарстана на 2017 год прогнозируется в объеме 210,8 млрд рублей. Как следствие ожидаемый дефицит консолидированного бюджета в 2017 году — 7,5 млрд рублей.

Но, мы помним, точно так же в начале 2016 года ожидался плановый дефицит бюджета около 7,0 млрд руб., и начало года было тяжелое из-за падения цен на нефть в январе 2016 года до $27 за баррель. Но, как получилось, в течение всего года вместо планового дефицита был фактический профицит бюджета. Образовались сверхплановые доходы бюджета аж на 8,6 млрд руб., что и позволило закрыть ожидаемую в начале года финансовую «дыру». И вытащили бюджет сверхплановые поступления по акцизам (+14,7 млрд руб.) и по сверхплановые поступления по подоходному налогу (+6,5 млрд руб.). Так что повторимся, что граждане и их потребление (акцизы) спасли в 2016 году бюджет Татарстана!

Консолидированный бюджет РТ за 12 месяцев 2016 и 2015 годов (в млрд рублей) по фактическому исполнению.

СТАТЬИ

2016

2015

АБС. ИЗМ.

ОТН. ИЗМ.

1. Доходы бюджета

262,0

242,5

19,5

8%

1.1. Собственные доходы бюджета

233,9

208,6

25,3

12%

1.1.1. Налог на прибыль

72,5

72,3

0,2

0%

1.1.2. НДФЛ

64,4

57,9

6,5

11%

1.1.3. Налог на имущество

35,4

33,7

1,7

5%

1.1.4. Акцизы

35,5

20,8

14,7

71%

1.1.5. Налог на совокупный доход

8,1

7,6

0,5

7%

1.1.6. Доходы от использования госимущества

3,8

3,7

0,1

3%

1.1.7. Штрафы, санкции

4,0

4,3

-0,3

-6%

1.2. Безвозмездные поступления (трансферты)

28,1

33,9

-5,8

-17%






2. Расходы бюджета

261,5

248,9

12,6

5%

2.1. Образование

72,2

67,7

4,5

7%

2.2. Национальная экономика

70,2

73,9

-3,7

-5%

2.3. Здравоохранение

34,8

31,7

3,1

10%

2.4. Социальная политика

25,0

24,4

0,6

2%

2.5. ЖКХ

20,4

19,0

1,4

7%

3. Профицит/дефицит бюджета

0,5

-6,5

7,0


Альберт Бикбов

Новости партнеров