Трагедия в чаше «Афины»: за утонувшую в «партнерском» бассейне девочку КАМАЗ не в ответе
О спасателях-неучах, воде с запахом испражнений и заражении глистами рассказали свидетели по делу о смерти в челнинском бассейне некоммерческого партнерства, учрежденного КАМАЗом
В Татарстане направлено в суд уголовное дело о смерти 11-летней Кати Чупровой. 19 ноября 2016 года ее нашли утонувшей в частном бассейне «Афина» Набережных Челнов. Как выяснило следствие, бассейн этот функционировал с большим числом нарушений, но за частной лавочкой стояли два учредителя — ПАО «КАМАЗ» и 53-летняя Наталья Мавренкова, ранее 20 лет возглавлявшая дворец культуры «КАМАЗ». Подробнее — в материале «Реального времени».
Билет на тот свет
53-летняя Наталья Мавренкова и 34-летняя Олеся Шадрина обвиняются в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших по неосторожности смерть человека. Обе сейчас под домашним арестом. По данным Следкома по РТ, вину в преступлении признают лишь частично. Пытаются переложить ответственность за ЧП друг на друга. Ну а мать утонувшей Кати Чупровой винит весь персонал бассейна «Афина» некоммерческого партнерства «Культурно-деловой комплекс».
НП «КДК» было создано в 2009 году Натальей Мавренковой и ОАО «КАМАЗ», причем автогигант в качестве вступительного взноса передал «КДК» здание спортивно-досугового центра «Автозаводец» (Набережные Челны, пр. Московский, 122). В январе 2015 года в этом центре был введен в эксплуатацию бассейн «Афина», а сам центр сменил вывеску на СДЦ «Афина». В ноябре того же года здание центра отошло «Автоградбанку» по соглашению об отступном, но НП «КДК» продолжило работу — на правах арендатора.
«Мы действительно являлись соучредителями некоммерческого партнерства. Но фактически с 2009—2010 годов никакого участия в его деятельности не принимали и никак его работу не контролировали», — изложил позицию ПАО «КАМАЗ» пресс-секретарь предприятия Олег Афанасьев. По его словам, при создании партнерства решалась задача — передать социальный объект, но позже выяснилось, формат НП не предполагает возможности выхода из состава его учредителей…
По данным следствия, Мавренкова на день ЧП числилась в «КДК» всего лишь консультантом директора, но на деле управляла всем бизнесом. Что до второй обвиняемой — Шадриной, то она работала на ресепшене — продавала билеты посетителям и должна была следить за соблюдением санитарных и иных норм. Клиентов без медицинских справок в бассейн пускать не разрешалось, а внутренние правила «КДК» закрывали двери и для детей младше 14 лет без сопровождающих взрослых. Тем не менее 19 ноября 2016 года в 16.20 Шадрина пустила поплавать двух 11-летних девочек, взяв с каждой по 110 рублей (за билет и резиновую шапочку). Минут через 20 Катю нашли в бассейне на глубине двух метров.
На дежурстве — юный не спасатель и не врач
Уже после трагедии часть клиентов «Афины» рассказали следствию, что персонал центра явно недорабатывал. Мол, медсправки на входе не спрашивали, воду в бассейне меняли не очень регулярно, иногда чувствовался «запах испражнений», а одна из клиенток вообще заподозрила, что глисты у ее дочки появились именно после купания здесь. Впрочем, та же дама рассказала, что хотя цены в «Афине» кусались, по вечерам народу было много. В бассейне было две чаши для плавания — детская (глубиной 70 см) и взрослая (2 м 20 см) с участком искусственного течения, мини-водопадом и фонтаном.
Со слов подруги Кати, в тот день они сначала грелись в малой чаше, потом стали плавать вдоль бортика в большом бассейне, используя для поддержки резиновый мячик. Затем подружка поплыла к участку с искусственным течением и стала играть там, удерживаясь за поручень. Обернулась через несколько минут — Кати на воде нет, есть тело на дне. На крик девочки прибежал сидевший у малой чаши 16-летний Степан, дежуривший в бассейне в качестве… инструктора-спасателя. Мальчишка достал утонувшую со дна, затем он и одна из клиенток стали делать искусственное дыхание, позже в реанимационных мероприятиях поучаствовал и родственник Мавренковой. Наконец, прибыли сотрудники скорой, но вернуть Катю к жизни не смогли.
Своего врача или фельдшера в бассейне просто не было. Следователи установили: обязанности оказания первой медпомощи администрация возложила на спасателей-инструкторов. В числе других требований к этим специалистам было наличие высшего образования и стажа работы не меньше 3 лет. У 16-летнего Степки ничего этого не было, он вообще не был официально устроен в «КДК». В день ЧП его вызвали на замену уволенному сотруднику, обещав заплатить, как раньше, за каждый час работы по 60 рублей. Причем на работу мальчишка пришел после 16 часов, а ведь бассейн работал с 7 часов утра! Впрочем, в ходе следствия выяснилось, что и у взрослого спасателя «КДК» навыки спасения были лишь теоретическими…
Пропавшее видео
А еще выяснилось — родственник Мавренковой 19 ноября пытался укрыть от следствия доказательства. Выехавший на место ЧП оперативник полиции сразу обнаружил: бассейн оборудован камерами наблюдения, а системного блока с монитором в серверной нет. Полицейский приказал заблокировать все входы-выходы «Афины» и спустя некоторое время получил признание от Данила Мавренкова — системник был спрятан. В общем, важный вещдок изъяли.
Обвиняемая работница ресепшена Шадрина, сама мать троих детей, заявила следствию, что еще при трудоустройстве получила указание от Мавренковой — «пропускать посетителей вне зависимости от возраста и медсправок, для увеличения выручки»… В выполнении этого указания Шадрина теперь раскаивается. В свою очередь обвиняемая Мавренкова отрицала существование подобных директив, а также свою осведомленность в том, что заменой опытному спасателю стал несовершеннолетний.
Пост директора ДК «КАМАЗ» Наталья Мавренкова покинула в 2015 году, через год после того, как стала фигуранткой исследования Фонда борьбы с коррупцией и двух административных дел. Одно касалось сдачи в аренду площадей ДК без согласия их собственника — исполкома города, а другое — праздничного концерта в честь 8 марта. На его организацию КАМАЗ выделил 1 млн рублей, организаторы решили пригласить коллектив «Тенора XXI века», но в итоге приехала группа «Премьер-министр».
Юристы Навального, а позже и прокуратура раскопали: договор о выступлении «теноров» с ДК заключал ИП Виталий Елькин, тогда как сами «тенора» с ним даже не были знакомы, а расценки называли сильно завышенными. Тот же Елькин, кстати, являвшийся концертным директором артистки Натальи Бабкиной, в 2015 году предстал перед судом по делу об «откате» за госконтракт Минкульта РТ на 39 млн рублей. После долгого разбирательства он был признан виновным в покушении на коммерческий подкуп и использовании подложной доверенности. Но освобожден от наказания в связи с амнистией и истечением срока давности.
Решать судьбу сотрудниц «КДК» будет Набережночелнинский горсуд. В том же суде, по данным следствия, скоро будет решаться вопрос о дальнейшей судьбе бассейна «Афина» — после трагедии его деятельность была приостановлена. Но, судя по рекламе на официальном сайте, в новогодние каникулы на воде проходили праздники для детей.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.