Новости раздела

Чего ждать бизнесу от 2017 года: ужесточения законодательства, усиления «налогового гнета» и вала исков

Юридические компании рассказали о тенденциях в бизнес-законодательстве

Чего ждать бизнесу от 2017 года: ужесточения законодательства, усиления «налогового гнета» и вала исков
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

В рамках очередного бизнес-бранча «Реального времени», посвященного бизнес-законодательству и рынку юридических услуг, руководители казанских юрфирм рассказали о сложностях при взаимодействии бизнеса с налоговой, ужесточении регулирования деятельности компаний со стороны государства, прокомментировали проблемы пострадавших клиентов Татфондбанка и «ИнтехБанка» и посетовали на то, что из-за политики банков и налоговой на должности руководителей скоро некого будет ставить.

«Суды, как правило, занимают пробюджетную позицию»

На этот раз бизнес-бранч «Реального времени» собрал за одним столом представителей юридических фирм, которые рассказали о том, какими изменениями им запомнился 2016 год и чего ждать от 2017-го. Прошлый год в плане изменений выдался действительно бурным. Как отметил Тимур Сергеев, управляющий партнер коллегии адвокатов Sergis, существенно выросло количество судебных производств по банкротству и по корпоративным спорам.

Худшие ожидания оправдались в области налоговых проверок. Кристина Федулова, заместитель генерального директора «Юридическое агентство ЮНЭКС», отметила, что кризис отразился негативно на налоговых практиках — количество судебных налоговых споров в 2016 году в 3—4 раза уменьшилось по сравнению с 2015 годом: «Мы связываем эту тенденцию с недоверием к судебной системе в нынешнее время, поскольку сейчас суды, как правило, занимают пробюджетную позицию, видимо, в связи с нехваткой денежных средств в бюджетах всех уровней».

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Кристина Федулова: «Мы надеемся, что законодатель и, в принципе, вся исполнительная власть на какой-то границе остановится и начнет поддерживать наш бизнес для роста экономики в целом»

По ее словам, сейчас в судах преобладает презумпция виновности налогоплательщика, и ему необходимо доказывать правомерность своих действий. Поэтому, не веря в беспристрастность суда, предприниматели стараются снизить претензии налоговых органов еще на досудебной стадии. Растет также интерес к такой услуге юристов, как сопровождение налоговой проверки, чтобы защититься от необоснованных требований налоговой.

При этом, как отмечают юристы, дополнительные сложности возникают не только у компаний, но и у их топ-менеджеров. Сейчас в сфере налогообложения проверки сопровождаются сотрудниками МВД, и заводятся уголовные дела. На фоне этого стремительно сокращается количество людей, способных быть руководителями, так как банки и налоговые составляют свои «черные списки».

Говоря об ожиданиях в 2017 году, Кристина Федулова заметила: «Мы надеемся, что законодатель и, в принципе, вся исполнительная власть на какой-то границе остановится и начнет поддерживать наш бизнес для роста экономики в целом».

Рынок юруслуг обеляют

По словам Рамиля Гильмудинова из юридической фирмы «Империя права», 2016 год также стал годом борьбы налоговых органов с альтернативными методами ликвидации компаний. Так, в судебный обиход были введены такие понятия, как мнимая реорганизация, мнимая смена адреса при отсутствии их законодательного определения. Но в судах налоговые органы уже оперируют такими понятиями и выигрывают.

— Проиграно уже очень много процессов, хотя, если рассматривать с точки зрения закона, нет такого понятия, как мнимая реорганизация, — рассказал юрист.

По словам Рамиля Гильмудинова, 2016 год также стал годом борьбы налоговых органов с альтернативными методами ликвидации компаний Максим Платонов/realnoevremya.ru

Джаудат Латыпов, генеральный директор «Казанского юридического центра», говоря о тенденциях в законодательстве и регулировании бизнеса, разделил услуги юридических фирм на две категории: «технические» — стандартные юридические процедуры, например, реорганизация, ликвидация фирмы, и непосредственно юридические. Рынок «технических» услуг, по его мнению, движется в сторону обеления, и те юридические компании, у которых большой объем занимали «серые» услуги, уходят с рынка. К слову, 2016 год отметился и волной обысков в юридических компаниях, которые специализировались на «полукриминальной» схеме ликвидации фирм. Но ничем серьезным тогда это не закончилось.

Среди собственно юридических услуг, как считает Латыпов, самыми популярными являются банкротства юридических лиц. И если раньше заказчиком услуги выступали сами банкроты, то сейчас к юристам обращаются кредиторы. При этом, несмотря на ожидания, после вступления в силу закона о банкротстве физлиц, данное право не получило широкой популярности. Юристы связывают этот факт с тем, что зачастую физлица не в состоянии оплатить все расходы на эту процедуру.

По мнению Рустема Ахметсафина, руководителя юридической компании «Деловой советник», налицо в 2016 году также массовая автоматизация юридического бизнеса, массовое появление компаний, которые пытались наладить конвейер простых юридических услуг — страховые споры, реорганизация, ликвидация фирм.

Павел Тубальцев говорит о том, что в целом на рынке Казани остались работать уже всем знакомые юридические компании Максим Платонов/realnoevremya.ru

Эхо «Адмирала»

На регулировании деятельности в области недвижимости, как выяснилось, сказалась печально известная трагедия с торговым центром «Адмирал», который сгорел в Казани в 2015 году.

— Если сразу после этого на рынке оказания юридических услуг в сфере недвижимости возник хаос, то сейчас это уже становится закономерным и юридические лица со своими нежилыми коммерческими помещениями очень сильно почувствовали это на себе, — говорит Рустем Ахметсафин, руководитель юридической компании «Деловой советник». Если раньше сделать перепланировку и все оформить юридическому лицу было проще, нежели физическим лицам, то сейчас растет затратная часть, и юрлица в связи с дополнительными трудностями становятся более осторожными в принятии решений. Прибавилась к этому и инициатива исполкома Казани по выявлению самовольных построек, перепланировок и последующему предъявлению исков о сносе здания.

Директор «СтройКапиталКонслатинг» Константин Егоров в продолжение темы о недвижимости рассказал о том, с чем они столкнулись, работая в сегменте строительства. Он напомнил, что большие изменения произошли в 214 ФЗ, в результате чего появились новые требования по формированию уставного капитала компаний-застройщиков, которые занимаются жилым строительством, и нового закона о СРО. Согласно последнему, строительные компании должны работать только в тех регионах, где они получили допуск СРО. С 1 января появился и Единый реестр прав на недвижимое имущество, и хотя все участники отмечают важность и полезность этого нововведения, сейчас пока возникают трудности при работе с Росреестром.

Спрос от клиентов ТФБ есть, но выхода нет?

Не могли не обсудить на бранче и животрепещущую тему с крахом татарстанских банков. По словам Джаудата Латыпова, проблема заключается в том, что клиенты заказывают услуги по оспариванию сделок в случае краха того или иного банка, но реальную защиту им предоставить невозможно, так как АСВ в суде выигрывает 100% исков. Павел Тубальцев добавляет, что пока в республике нет соответствующей кризисной практики, и, например, решить главную просьбу юрлиц — «вытащить» средства с расчетных счетов, невозможно. При этом несколько десятков исков от пострадавших клиентов Татфондбанка и «ИнтехБанка» уже находятся в суде.

Как оказалось, запрос на оказание юридических услуг также есть от предпринимателей, у которых незадолго до введения временной администрации в Татфондбанке права требования по кредитным договорам были переуступлены другим банкам. Подобные подозрительные сделки, по мнению Тимура Сергеева, управляющего партнера коллегии адвокатов Sergis, могут быть оспорены.

Что касается ситуации с клиентами «ТФБ финанс», многие из которых даже не знали, что их средства были отданы в доверительное управление директор «СтройКапиталКонслатинг» Константин Егоров cчитает, что шанс получить обратно эти деньги есть, но он небольшой. «Не думаю, что, с учетом нехватки денег в бюджетах всех уровней, кто-то будет сегодня проводить какое-то политико-правовое решение, ориентированное на поддержку малого и среднего бизнеса. Это мое ощущение», — резюмировал Егоров.

Джаудат Латыпов, в свою очередь, со своим коллегой не согласился и заметил, что, по его мнению, как раз удастся «вытащить» средства вкладчиков «ТФБ финанс», поскольку там реально имел место обман.

Мария Горожанинова, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова
МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров