Новости

18:18 МСК
Все новости

Нераспределенная прибыль: благо или ошибка в расчетах?

Нераспределенная прибыль: благо или ошибка в расчетах? Фото: glavcompany.ru

На какие цели лучше направить нераспределенную прибыль? Всегда ли ее наличие говорит о благополучии компании? Существует ли какая-то формула для использования этих средств? На эти и другие вопросы ответили опытные управленцы в еженедельном бизнес-задачнике «Реального времени».

У компании накопилась значительная нераспределенная прибыль. Что делать с накопившейся прибылью: направить на развитие бизнеса или отложить на черный день? Существует ли некая принятая формула, когда, например, не более 40% можно распределить, а остальное реинвестируется?

  • ​Ильдар Шайхутдинов

    ​Ильдар Шайхутдинов генеральный директор Института финансового развития бизнеса, член генерального совета «Деловой России» (Москва)

    Когда-то, проводя собеседование на должность финансового руководителя, я задавал вопрос кандидатам: «Руководитель поставил перед вами задачу грамотно распорядиться прибылью компании, сохранить ее и приумножить. У вас три варианта: 1) положить на депозит; 2) купить бизнес; 3) провести модернизацию оборудования». В 85% случаев кандидаты выбирали один из вариантов, даже не задавая уточняющих вопросов, и мы с ними расставались. Оставались те, кто, прежде всего, задавал вопрос о стратегии развития компании.

    Распределение прибыли зависит от стратегии компании. Если она выбрала путь развития, то должна инвестировать в НИОКР и расширение сети. Если же компания находится в рамках жесткой конкуренции, то у нее остается два варианта — снижать стоимость продукции либо предлагать дополнительные сервисы. Оба варианта снижают прибыль и повышают себестоимость. В таком случае стоит рассмотреть возможность создания резерва. Его размер каждая компания определяет самостоятельно. Но по большому счету, резервирование средств – дорога в никуда, если только их периодически направлять на реализацию новых проектов.

    Один из способов откладывать на «черный день» это выплата дивидендов акционерам с последующим возвратом в виде займов при необходимости. Таким образом, достигается баланс между стабильностью компании и возможностью инвестировать в новые проекты развития.

  • ​Борис Любошиц

    ​Борис Любошиц председатель совета директоров консалтинговой компании «Аудит Груп» (Москва)

    Если у компании возникает вопрос: «Что делать с прибылью?», это может означать одно из трех:

    • ошибка в расчетах. На самом деле прибыли нет, в расчетах забыли учесть какие-то расходы;
    • в компании отсутствуют сформулированная, продуманная и прописанная цель и стратегия ее достижения;
    • цель и стратегия есть, но они неверно сформулированы.

    У бизнеса могут быть различные цели, но, скорее всего, цель относится к одной из таких областей как:

    • экономика
    • политика
    • социальная ответственность

    Точнее и правильнее, когда компания формулирует свои цели в каждой из этих областей. И тогда соответствующим документом, являющимся результатом продуманной стратегии, принимается и подход к распределению прибыли: какая часть реинвестируется, какая часть по каким статьям распределяется. В этом же документе фиксируются все регламенты: кто, как, на основании каких документов какое решение по распределению прибыли принимает, как корректируются планы в зависимости от достигнутых результатов и в какие сроки.

  • ​Азар Измайлов

    ​Азар Измайлов генеральный директор компании «Чистое небо»

    Принципы менеджмента говорят о том, что финансы всегда должны работать. Если денежные средства компании, активы размещены в складских запасах, надо чтобы эти деньги не лежали, надо увеличить оборачиваемость товара, чтобы улучшить финансовые показатели. Вкладывая деньги компании в развитие какого-то направления, увеличивая ROI (Return On Investment) — коэффициент возврата инвестиций, показатель рентабельности вложений, компания в итоге увеличивает и чистую прибыль. На Западе управленцы не оставляют прибыль не распределенной: они или выплачивают дивиденды акционерам или вкладывают эти средства в новое направление бизнеса. Надо создавать новые направления деятельности, которые увеличивают прибыль и возврат инвестиций.

  • ​Флун Гумеров

    ​Флун Гумеров президент компании «Алмаз-Холдинг» (Москва)

    Для нынешней экономической ситуации наличие нераспределенной прибыли у компании — достаточно нестандартная ситуация. Вопрос распределения прибыли во многом зависит от того, имеются ли у компании кредиты и под какие проценты они были взяты. Поэтому часть средств надо направить на погашение кредита, если он имеется. Часть прибыли надо направить на развитие, ведь бизнес должен развиваться. Хотя я бы вкладывал умеренно, потому что не жду бурного роста экономики и значительного увеличения покупательской способности населения. Часть прибыли — до 10—15% можно инвестировать в отрасли, которые могут дать бурный рост. Но пока таких отраслей я в России не вижу. К примеру, в мире доля туризма в ВВП может достигать 20%, а в России — чуть более 1%. Еще одну часть прибыли в виде наличных средств я хранил бы в трех валютах — рублях, долларах и евро.

  • ​Екатерина Сотскова

    ​Екатерина Сотскова директор туристического агентства «Глобал Вояж»

    В нашей компании есть определенная стратегия по работе с нераспределенной прибылью. Часть ее уходит на качественное улучшение бренда и имиджа компании: обновляем брендбуки, полиграфию, запускаем новые работы над сайтом. В процессе у нас также постоянное улучшение офисных условий, хотя я и так считаю, что у нас одно из самых красивых туристических агентств в Казани. Но я очень люблю разные дизайнерские штучки и постоянно работаю, чтобы приблизить наш офис к идеалу. Естественно, мы много вкладываем в наших сотрудников, различные профильные тренинги, рекламные туры — в современном мире без этого никуда. Нужно постоянно расти и двигаться вперед. Ведь именно сотрудники, а не сам офис являются лицом компаний. Также доля прибыли в 30—40% идет в накопительную часть на черный день — в связи с нестабильностью на туристическом рынке, каждая компания должна иметь свою подушку безопасности.

  • ​Максим Головатов

    ​Максим Головатов директор казанского филиала «БКС Премьер»

    У компании, как и у человека, должен быть запас ликвидных средств (средства на расчетном счете, краткосрочные финансовые вложения). Каков оптимальный для вашей компании запас ликвидности, зависит от ежемесячных издержек, от планов по крупным приобретениям, от краткосрочных займов и кредитов. В любом случае, хорошо, чтобы соблюдалось следующее условие: средства на расчетном счете + краткосрочные финансовые вложения/краткосрочные займы и кредиты = 0,3. Данное соотношение — один из коэффициентов ликвидности.

    Второй момент — когда вы создали фонд ликвидности, незачем терять возможную доходность и все средства держать на расчетном счете. Можно в пропорции 50/50 часть средств инвестировать в краткосрочные, но в то же время достаточно ликвидные финансовые инструменты, а оставшиеся 50% оставить на расчетном счете для покрытия экстренных расходов.

    Среди вариантов краткосрочных инвестиционных инструментов можно рассмотреть депозит, облигации крупнейших компаний как в России, так и за рубежом, структурированные продукты на срок до шести месяцев с защитой капитала (полной или частичной). При этом инвестиции могут осуществляться как в российские инструменты в рублях, так и в зарубежные — в иностранной валюте, что особенно актуально для компаний, работающих с зарубежными партнерами, и ведущими оплату в иностранной валюте. Еще один вариант страховки от валютных колебаний — приобретение опционов на иностранную валюту на дату исполнения контракта в иностранной валюте.

  • ​Максим Петров

    ​Максим Петров партнер Main partner AG (Цюрих), руководитель представительства концерна «Дженерал-инвест»

    С подобными задачами, как управляющий активами состоятельных клиентов, я сталкиваюсь достаточно часто. Если деньги, вложенные в развитие бизнеса в данный момент, могут быть эффективны и принести дополнительную прибыль, так и нужно поступить. Но бывают ситуации, когда время для этого не столь благоприятно. И тогда создание резерва под реализацию будущих бизнес-задач выглядит весьма разумно. Финансовые резервы могут сослужить хорошую службу: это и средства для увеличения бизнеса в благоприятной ситуации и для его защиты в сложной. Важно только, чтобы с одной стороны данные средства как минимум были защищены от обесценивания, с другой стороны ими можно было бы воспользоваться в течение разумно короткого времени, когда такая необходимость возникла. Возможность быстрого обращения активов резерва в деньги и наоборот позволит эффективно регулировать размеры резервов, исходя из текущей ситуации и изменяющихся задач. А выработанная со временем практика использования данного механизма как стандартного инструмента, дает возможность управлять не только излишками прибыли, но и более эффективно использовать временно свободные средства.

  • ​Руслан Хабибрахманов

    ​Руслан Хабибрахманов директор агентства недвижимости «Флэт»

    Скопление нераспределенной прибыли на счету компании является показателем финансовой устойчивости и, конечно, требует грамотного ее распределения, если речь идет о планах на долгосрочное присутствие на рынке. Как правило, успешные предприниматели заранее расставляют приоритеты, действуют согласно четкой стратегии и распределяют прибыль на те цели, которые смогут обеспечить дальнейшее успешное развитие компании, а также перестраховать на случай рисковых ситуаций.

    У нас сформировалась своя стратегия по распределению прибыли. Мы, естественно, стремимся обеспечить резервные денежные ресурсы для обеспечения финансовой защищенности, а также направляем прибыль на развитие новых проектов и потенциала сотрудников: мотивация, обучение и снабжение всем необходимым для качественного и успешного труда. Таким образом, мы получаем возможность оптимального развития, совершенствования бизнес-процессов и роста потенциала персонала. Все это позволяет стабильно увеличивать размер чистой прибыли и занимать лидирующие позиции на рынке предоставляемых нашим агентством услуг.

  • ​Рауф Галямов

    ​Рауф Галямов генеральный директор группы компаний «Фортэкс»

    Наша группа компаний постоянно развивается и осваивает новые направления и технологии в строительстве, поэтому мы, по мере своих возможностей, нераспределенную прибыль вкладываем в развитие компании: приобретение нового современного строительного оборудования, обучение сотрудников. Часть прибыли расходуется на благотворительную деятельность, направленную на социализацию людей с ограниченными возможностями – поддерживаем инициативы Спортивного общества инвалидов РТ, оказываем спонсорскую помощь перспективным спортсменам, деятелям культуры. Особое внимание уделяем детям с ограниченными возможностями. Также средства из нераспределенной прибыли направляются на поощрение сотрудников. Считаю, что финансовые средства должны работать на перспективу и приносить реальную пользу.

  • ​Рустам Назипов

    ​Рустам Назипов основатель Академии лидогенерации

    Просто «откладывать» ни в коем случае не нужно — деньги обесцениваются очень быстро. Поэтому мы все наши финансы заставляем так или иначе работать.Четкой формулы нет — все меняется очень быстро. Поэтому решение об инвестициях мы принимаем на ежемесячных собраниях.

    Кроме классических схем, мы прорабатываем и не совсем стандартные — инвестируем в интернет-проекты. Но этот способ подойдет не всем. Нужно очень сильно разбираться в существующих реалиях интернета, т. к 99 процентов стартапов изначально не принесут никакой прибыли.

Евгения Газизова
комментарии 15

комментарии

  • Анонимно 28 янв
    Шайхутдинов грамотно подошёл к вопросу, понравился его ответ
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    мне тоже ближе всего его мнение, как оказалось
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    однозначно благо))
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Какое ж это благо, если ее грамотно не распределить? Тут нужен проф. подход
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    Правду говорят: сколько людей, столько и мнений
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    какой-то буфер денежный по-любому должен быть, однако все зависит от ситуации и планов компании, как тут верно заметили
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    нельзя зарывать таланты, деньги должны работать!
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    Формул масса, все зависит от целей и от профессионализма сотрудников
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    кстати, да - сейчас у большинства фирм кредиты, так что о прибыли говорить...
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    у нас тоже огромный кредит(
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    Флун - какое экзотическое имя, первый раз такое слышу
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    рост персонала - особая графа, на которой экономить нельзя. вот уж куда точно следует вкладываться, так это в своих сотрудников
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    Как здорово, что кто-то направляет нераспределенную прибыль на благотворительность!
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    ежемесячные собрания? разве это эффективно? собрания должны быть как минимум раз в неделю!
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    да, чем чаще тем лучше. хотя если собрание ради собрания - тоже неполезно
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии