Новости раздела

Автор петиции против «Викинга»: «Мы получили гитлеровскую агитку Геббельса, что славяне звероподобные»

Эмоциональное воззвание против фильма о Киевской Руси времен князя Владимира собрало уже 18 тысяч сторонников

За два дня до Нового года в российский прокат вышел исторический фильм «Викинг». Несмотря на дичайшую популярность и сборы в один миллиард рублей, не все зрители остались в восторге от ленты, включая дипломированного психолога и преподавателя традиции славян под названием «Спас» из Саратова Яну Голощапову. Она создала петицию за запрет фильма «Викинг», которая уже собрала подписи более 18 тысяч сторонников. «Реальное время» побеседовало с автором петиции и выяснило, почему, по ее мнению, фильм является «геббельсовской агиткой», и какая кара должна настичь создателей «Викинга».

«Обертка действительно плохая, но конфетка-то вообще ядовитая»

— Яна, я правильно понимаю, что петиция возникла не после прочтения рецензий и комментариев в интернете, и вы сами ходили на фильм? С какими ожиданиями вы шли на него? Пожалели потраченных денег на билет?

— Ожидания были простые: 31 декабря хорошо провести время. А 300 рублей не идут ни в какое сравнение с тем, о чем я пожалела. Речь о том, что мы — страна-победитель нацизма. Весь мир осудил нацизм, и вот в 2016 году мы получаем гитлеровскую агитку Геббельса о том, что славяне звероподобные, не знают гигиены и так далее. Фильм об этом. У меня вопрос: как это могло произойти, как его могли принять?

Представляете, мой дед, участник Великой Отечественной войны, он год назад только умер, и выходит в прокат фильм, который соответствует нацистской пропаганде — идеологии унижения славян. Как это произошло? 300 рублей — это не тот уровень печали, о котором, в принципе, можно говорить.



Яна Голощапова: «Весь мир осудил нацизм, и вот в 2016 году мы получаем гитлеровскую агитку Геббельса о том, что славяне звероподобные, не знают гигиены и так далее. Фильм об этом. У меня вопрос: как это могло произойти, как его могли принять?». Фото facebook.com

— Так чем конкретно вас возмутил фильм «Викинг»? Давайте пройдемся по пунктам.

— Вообще, говорить о низкопробном продукте как о кинопродукте, могут и другие специалисты: историки, реставраторы, киноведы. Они, к слову, находят сходство с другими низкопробными сериалами на эту тему. Дело не в этом: знаете, обертка действительно плохая, но конфетка-то вообще ядовитая. Отвлекаясь на плохую обложку, критикуя ее, зачастую съедается основа — в этом опасность.

Надо смотреть вглубь, в корень — там нам показали, что мы не в состоянии быть государством, державой. Князья у нас представляют из себя не понятно что, религии у нас своей нет — она звероподобна, чудовищна, бесчеловечна. И поэтому все чистое, доброе, светлое, слава Богу, пришло к нам от других. Ничего своего светлого и святого у нас нет. Это же удар по корням, по самосознанию народа.

— Вы говорите о сходстве с одноименным зарубежным сериалом — вы его смотрели?

— Я смотрела его. Там, к примеру, жрецы тоже были представлены в виде не понятно кого. Это тоже продукт, который, может быть, и меньше коробит, потому что растянут во времени, а в фильме все довольно спрессовано, сжато, поэтому смотреть это было очень тяжело морально.

— Вы все-таки досмотрели его до конца или не выдержали и ушли?

— Я досидела до конца. Хотя, был момент — сцена на капище — когда хотелось встать и уйти. Хотелось кричать: «Спасайте детей — выводите их!», «Позор!». К слову, два взрослых мужчины при мне встали и ушли как раз после той сцены, когда мне самой захотелось уйти, когда это до немоготы уже дошло, когда стало понятно, что это полностью идеологический продукт.

Нам за наши же деньги рассказывают, насколько мы низки интеллектуально, духовно, насколько мы не организованы, насколько мы были не в состоянии быть государством, мы не могли править — у нас нет князя, который мог бы принимать решения, выполнять их. Это на уровне передачи «Дом-2», это продукция оттуда по своему уровню деструктивности.

Хочется, чтобы эксперты высказали свое мнение о том, есть ли в фильме элементы экстремизма и соответствует ли он принципам геббельсовской пропаганды. Как говорится, найдите 10 отличий, сопоставьте — я думаю, что сходства будут найдены

«Когда с неба падает нацистская агитка, а мы говорим: «Бумага дешевая, шрифт не тот» — это безумие»

— А почему вас возмутил образ печенегов, созданный в фильме?

— Я не являюсь историком и просто поискала источники в интернете, опять же, которые показали… Вы поймите петиция создавалась в шоковом состоянии — это был практически аффект. Поэтому сейчас разбирать слова петиции дословно, как-то их анализировать, наверное, будет не очень. Более подробно мы с группой энтузиастов сняли видео, которое тоже выложили в интернете — там на 20 минут рассудительной речи.

— В петиции вы указываете на то, что славяне были выставлены не в самом хорошем свете — может быть это просто художественный прием или вы думаете, что это было сделано по совсем иным причинам? Кому это нужно и зачем?

— Я не возьмусь судить. Я очень хочу, чтобы экспертизу подлинную сделали специалисты не ангажированные. У этого фильма уже был специалист, который консультировал их… Хочется, чтобы эксперты высказали свое мнение о том, есть ли в фильме элементы экстремизма и соответствует ли он принципам геббельсовской пропаганды. Как говорится, найдите 10 отличий, сопоставьте — я думаю, что сходства будут найдены.

— И все-таки, чего вы хотите добиться в конечном итоге: смены рейтинга фильма или снятия его с проката?

— Смена возрастного ограничения — это такая мелочь. Дело в том, что фильм аморален и смотреть его нельзя никогда. Его можно смотреть, только в качестве примера, когда он будет осужден и войдет в историю, как идеологический продукт (вот как мы храним всю доказательную базу о преступлениях нацизма).

Смена возрастного ограничения — это такая мелочь. Дело в том, что фильм аморален и смотреть его нельзя никогда. Его можно смотреть, только в качестве примера, когда он будет осужден

Первое, чего хотелось бы — это никакого мирового проката, потому что это позор. Мир осудил нацизм и вдруг мы сами вот такой выдаем продукт. Что о нас скажет мировая общественность? Мы прогнили духовно? Что с нами произошло?

По-хорошему — деньги должны быть возвращены в бюджет. Касса, которую собрал фильм, должна быть отдана на содержание музеев, этнографических коллективов, которые ездят и собирают вышивки, песни, которые хранят историю и культуру народа, они должны пойти на содержание русских культурных домов в нашей стране, на открытие таких домов за рубежом. Касса фильма должна послужить этому. Собрали — отдайте. Пусть люди становятся грамотными.

К ответу должны быть призваны все инстанции, через которые проходило утверждение фильма, которые его финансировали, которые дали ему возможность выйти в прокат. Должен быть очень серьезный разбор профессиональной компетенции Министерства культуры, Фонда кино, всех, кто был причастен.

Я бы не хотела, чтобы на этом все останавливалось. Я бы хотела, чтобы была создана независимая комиссия грамотных людей, патриотов своей родины, которая пропускала бы через себя все фильмы, выпускаемые российским кинематографом, и вообще все фильмы, которые приходят на нашу территорию и внедряются в сознание людей. Они должны быть при открытом народном голосовании — я верю, что у нас грамотных, адекватных, здоровых людей больше, потому что есть люди, которые пишут: «А я посмотрел — мне понравилось». Я боюсь, что это провокаторы и они знают, что делают, либо это просто больные люди или не глубокие, либо это откровенные враги.

Очень бы хотелось, чтобы были принесены извинения. Реальные уголовные дела должны последовать за этим удивительным явлением в наше-то время.

Мне хочется, чтобы на этой народной волне (а она есть, хотя «Первый канал» делает вид, что ничего не произошло и продолжает массировано рекламировать фильм) были подвергнуты проверке на уровень культуры и адекватности все продукты, которые несет в себе телевидение. Точка кипения слишком высока, чтобы продолжать не замечать, что люди выбрасывают телевизоры. Это все равно, что сморкаться в шторку: «Вы телевизор смотрите?», «Да боже упаси — мы такими глупостями не занимаемся».

— Верите ли вы в то, что вам удастся добиться каких-либо результатов?

— Я воздержусь от предсказывания будущего. Оно зависит от каждого из нас. Если мы к этому грамотно отнесемся и не будем говорить, что, мол, шлем в фильме времени не соответствует… Послушайте, когда с неба падает нацистская агитка, а мы говорим: «Бумага дешевая, шрифт не тот» — это безумие. Ее в принципе быть не должно.

«Не смотрела этот мультик, к сожалению. Я человек, который себя старается держать в информационном вакууме. Какой-то лишней информацией, низкопробной я стараюсь не загружать себя…». Фото pri.org

«Как говорил товарищ Сталин: «Либо враг, либо дурак»

— У вас очень интересная картинка в шапке петиции. А если представить, что у нас есть такая статья, как «Оскорбление чувств думающих», то что, помимо «Викинга», попало бы под ее действие?

— Ну, я отношусь к тем людям, которые уже давно телевизор не смотрят. Еще давным-давно я видела передачу «Публичный дом-2», и она до сих пор жива, по некоторым слухам. Пытались еще делать похожие «Мексиканские каникулы» и так далее… Да очень много безобразия.

Профессия певицы сейчас стала… Смотришь клипы, и тебе обязательно покажут место между ног — почему нельзя просто в стиле Зыкиной выйти одетой, встать к микрофону и, не дергаясь, спеть? Почему нельзя выражать женственность, лиричность, мягкость, как Толкунова это делала? Почему обязательно надо быть в купальнике или в нижнем белье и показывать своими телодвижениями соитие?

— А вы не смотрели православный мультик «Дети против волшебников»? Как думаете, не попадает он под эту «статью» да и под вполне реально существующую 282-ю?

— Не смотрела этот мультик, к сожалению. Я человек, который себя старается держать в информационном вакууме. Какой-то лишней информацией, низкопробной я стараюсь не загружать себя… Как вообще меня занесло на фильм 12+ 31 декабря, после чего я уже шесть дней не встаю из-за ноутбука? Отзывы, переписка, звонки: я понимаю, что надо выстоять, надо это доделать — нельзя уже бросать это дело. Мой Новый год он полностью в этом всем прошел.

— А есть ли те, кто нападает сейчас на вас в интернете и осуждает вашу точку зрения?

— Прямых писем не было, но в комментариях иногда вижу подобное. Присылали мне какой-то видеообзор, где в начале автор говорит: «Мне фильм понравился» — я не стала продолжать его смотреть. Как говорил товарищ Сталин: «Либо враг, либо дурак», поэтому ни того, ни другого я слушать не хочу. Если человеку это нормально, пусть своим детям показывает с утра до вечера — вот такой извращенный секс показывает пусть. А здоровое население надо оставить в покое.

Лина Саримова, фото с официального сайта фильма viking.1tv.ru
Мероприятия

Новости партнеров