Новости раздела

Скользкий вопрос об инвестициях: почему Следком закрыл дело о тяжелейшей травме в казанском аквапарке?

Жительница Казани лишилась возможности ходить, посетив развлекательный центр, оборудованный из сырейно-красильного цеха меховой фабрики

В Вахитовский райсуд Казани направлена жалоба 62-летней потерпевшей по уголовному делу Ирины Александровой. 3 июля 2014 года в казанском аквапарке «Барионикс» она поскользнулась, упала, получила оскольчатый перелом бедра, после чего 20 месяцев была прикована к кровати. В суд пенсионерка обратилась, чтобы оспорить постановление следователя о прекращении уголовного дела, возбужденного по признакам оказания небезопасных услуг в аквапарке. Сам же аквапарк, несмотря на банкротство, уголовные дела и проверки, продолжает работать.

Пенсионерке — скидка и неправильная страховка

Из дома Ирина Николаевна не выходит до сих пор. Когда нужно в больницу — выносят на носилках. С недавних пор доступно и инвалидное кресло. Бедро Александровой собирали по кусочкам, нанизывая на титановую пластину, в травмоцентре РКБ. Именно там Ирина Александрова до пенсии работала врачом-бактериологом. Незадолго до похода в аквапарк она строила планы вернуться к работе. Но сейчас способна сделать лишь несколько шагов по квартире.

«Вся жизнь разделилась на до и после. Уже 2,5 года я не могу выйти на улицу, навестить свою престарелую мать в Нижегородской области. Кто-то должен за это ответить!» — считает клиентка «Барионикса». В аквапарк в тот день она пришла вместе с приехавшей из Нижнего подругой, по пенсионным удостоверениям обе получили скидку, вспоминает Александрова: «Я не в первый раз там была — знала, на входе требуют обуть бахилы, без этого и к раздевалке не пускают. Очень пристально за этим следят! А вот резиновые тапочки в самом аквапарке никто не требовал!»

— Никаких расписок об ознакомлении с правилами у нас не брали. Я была в сланцах, Ирина Николаевна босиком, никто не предупреждал, что так нельзя, — подтверждает подруга пострадавшей Валентина Символокова. — Честно сказать, я была неприятно удивлена, когда в джакузи увидела на стенах каких-то мелких букашек, а на дне аттракциона «Волна» почувствовала слизь. А потом моя подруга поскользнулась на ступеньке.

Обе женщины уверяют, что пол на дорожке аквапарка был мокрый и скользкий, а табличек с предупреждением об осторожности не было. «Их и на записи падения нет, той самой, что у следствия пропала, — говорит сын пострадавшей Михаил Александров. — Мне запись бывший гендиректор аквапарка «Барионикс» Николай Котов показывал, почему-то они боялись, что мы заявим еще и о неоказании помощи в аквапарке». По словам Александрова, в аквапарке ему показали и договоры страхования посетителей, и по этому договору его мать должна была получить около 12 тысяч рублей, но не получила: «Сотрудники аквапарка неправильно документы оформили — перепутали отчество матери».

«Засекреченный» проект реконструкции красильного цеха в аквапарк

Еще в августе 2014 года Александрова написала заявление в Следком по РТ, просила проверить действия сотрудников аквапарка на предмет оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, — статья 238 УК РФ. Напомним, именно эта статья фигурирует в громких делах о пожаре в ТЦ «Адмирал» и крушении теплохода «Булгария». В октябре материалы проверки Вахитовского следственного отдела переслали в полицию, а в ноябре зарегистрировали как вновь поступившее сообщение о преступлении. Тогда же эксперт Средне-Волжского центра судебных экспертиз Геннадий Имайкин установил ряд любопытных фактов.

Имайкин выяснил, что первый казанский аквапарк появился в процессе реконструкции здания сырейно-красильного цеха [меховой фабрики «Мелита»] под культурно-развлекательный комплекс. Сейчас на базе этого комплекса появились и новые заведения — круглосуточный центр «ФАН-24», спортивно-развлекательный центр «Дистанция», океанариум. Вот только разрешения на производство строительных работ по реконструкции здания, а также техпаспорт объекта эксперту найти не удалось. Как и документ, что комплекс с аквапарком в 2004 году вообще официально принят в эксплуатацию: представленный акт госкомиссии о приемке не был оформлен «должным образом», — писал следователям в своем заключении Имайкин. Попытки Следкома и полиции разыскать проектную документацию на «засекреченный» объект массового отдыха успехом не увенчались.

Причиной травмы Александровой на обходной дорожке бассейна Имайкин называл недостаточное сцепление между скользкой «обувью» клиентки и скользким полом, отмечая: «покрытие пола дорожки выполнено из гладких керамических плиток». С одной стороны, налицо нарушение строительных нормативов, предъявляемых к плавательным бассейнам, с другой — нарушение правил посещения аквапарка «Барионикс», констатировал эксперт. Впрочем, уже после возбуждения уголовного дела (в июне 2015 года) тот же Имайкин вдруг покаялся — мол, первое заключение давал вообще без выезда на место, осенью 2015 года плитка на месте ЧП оказалась… шершавой. Работники аквапарка утверждали: ремонт не проводился, плитка лежит с 2003 года. Но подтверждающих это документов нет.

Сама виновата?

Ответственность за ЧП все ответственные работники аквапарка возложили на упавшую. Мол, нарушила один из запретов правил посещения аквапарка — без резиновой обуви у бассейна не ходить. Гендиректор «Барионикса», он же гендиректор ООО «Центр проектного финансирования» (субарендатор аквапарка) Николай Котов заявлял, что с правилами этими на 20 листах знакомят каждого клиента, причем под роспись. Вот только расписку Александровой следствию никто почему-то так и не представил.

На допросах работники водного комплекса рассказывали о наличии желтых предупреждающих табличек для посетителей: пол скользкий и мокрый. Правда, на видеозаписи за 3 июля 2014 года их нет. На стадии прекращения дела из него вдруг пропал и сам диск. «Я обнаружила это, знакомясь с материалами дела, в описи он указан, в деле — нет. Пояснить, где он, никто не смог», — сообщила «Реальному времени» на прошлой неделе адвокат пострадавшей Алла Павлова. Заметим, это не первая пропажа важных вещдоков в Следкоме по РТ. Правда, стоило корреспонденту «Реального времени» поинтересоваться новым ЧП у начальника отдела процессуального контроля Следкома по РТ Павла Каюмова, как диск… нашелся. Об этом уже через пару дней известили адвоката пострадавшей и вчера дали ознакомиться с записью. На ней хорошо видно — в водной зоне нет ни табличек, ни жесткого запрета на прогулки без обуви.

Алла Павлова отмечает, с момента возбуждения дела прекратить его пытались уже дважды — в сентябре 2015-го и в апреле 2016-го. Последнее постановление сейчас и оспаривается в суде. Адвокат и пострадавшая считают, что следователи не доработали — не провели судмедэкспертизу о тяжести причиненного вреда здоровью пострадавшей, не нашли очевидцев падения Александровой из числа незаинтересованных лиц. А еще не исследовали саму плитку на предмет давности укладки и износа. Жалоба в суд поступила 13 декабря, заседание пока не назначено.

«Непотопляемый» центр развлечений и его владельцы

Напомним, аквапарк «Лето, стоп» сменил вывеску на «Барионикс» после трагедии 2007 года — 14-летнего подростка из Перми засосало в сливную трубу бассейна на аттракционе «Медленная река», за что главного инженера аквапарка отправили в колонию-поселение на 2 года. В 2013 году условный срок в 1,5 года за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (п. «В» ч. 2 ст. 238 УК РФ), получил и управляющий аквапарком Николай Котов. Его признали виновным в эксплуатации опасного аттракциона «Косичка», где в январе 2012 года при катании с горки разбил нос, челюсть и основание черепа 34-летний москвич. Причем за 2011 год травмы на «Косичке» получили еще 17 человек, так что после нового ЧП прокуратура добилась судебного запрета на работу аттракциона «до прохождения сертификации». Что не помешало реальным хозяевам объекта продвинуть осужденного Котова по службе, назначив его гендиректором компании-субарендатора ООО «Центр проектного финансирования».

В 2015-м трагедия в ТЦ «Адмирал» и массовые проверки вскрыли еще большую проблему бывшего красильного цеха — после 10 лет эксплуатации объекта индустрии развлечений в нем вдруг выявили больше 40 нарушений требований пожарной безопасности. В сентябре 2015-го Вахитовский райсуд обязал ООО «Развлекательный комплекс «Калейдоскоп» и ООО «ТФК» прекратить эксплуатацию объекта до устранения нарушений законодательства. На деле же опасный, по мнению проверяющих и суда, объект продолжал работать. Пока новая проверка не признала большинство выявленных нарушений… устраненными, а представитель прокуратуры в марте 2016 года не отказался от большей части исковых требований при рассмотрении апелляций в Верховном суде РТ.

В итоге Верховный суд РТ отменил решение Вахитовского райсуда и вынес новое — обязал ООО «РК «Калейдоскоп» приостановить эксплуатацию одной лишь подземной стоянки, до получения разрешения на ввод в эксплуатацию, а ООО «Камелия» как собственника земельного участка обязал обеспечить на объекте круговой проезд для пожарной техники. Еще более весомую победу представители компании-банкрота одержали 7 сентября 2016 года в Арбитражном суде РТ: в иске исполкома Казани о признании четырехэтажного пристроя к основному зданию на Гафури, 46 самовольной постройкой было отказано. И 7 декабря апелляционный суд оставил это решение в силе.

Еще более весомую победу представители компании-банкрота одержали 7 сентября 2016 года в Арбитражном суде РТ: в иске исполкома Казани о признании четырехэтажного пристроя к основному зданию на Гафури, 46 самовольной постройкой было отказано. realnoevremya.ru/Максима Платонова

ООО «РК «Калейдоскоп» было создано в 2002 году с участием московского «Аква холдинга». В свое время сообщалось, что строительство этого аквапарка обошлось в $12 млн, причем «ИнтехБанк» выступал инвестором. Открывали объект с помпой, при участии первого президента РТ, а через десять лет «Калейдоскоп» обратился в арбитраж, объявив себя банкротом. В 2014 году, еще до визита Александровой в аквапарк, в отношении этой компании было начато конкурсное производство. Согласно определению АС РТ, размер кредиторской задолженности должника тогда составлял 2,4 млрд рублей, а его имущество — лишь 1 млрд рублей (из которых 688 млн составляла дебиторская задолженность, а 287 млн — финансовые вложения).

В мае 2015-го имущество парка-банкрота на торгах за 1,41 млрд выкупило казанское ООО «Камелия» (учредитель и директор Дмитрий Минкин). Тут стоит отметить, что с официальной сменой собственника в работе аквапарка ничего не поменялось. Раньше «Калейдоскоп» сдавал аквапарк в аренду ООО «ТФК» (учредитель Евгений Родионов), а «ТФК» пересдавало его уже в субаренду ООО «Центр проектного финансирования» (экс-гендиректор Николай Котов, новый директор и учредитель Венера Губайдуллина). Потом по той же схеме стала работать «Камелия».

С 7 ноября 2016 года аквапарк закрылся добровольно. На реконструкцию. Автоответчик заведения анонсирует открытие после 23 декабря.

«Реальное время» попыталось связаться с ООО «Центр проектного финансирования». Однако по номерам, указанным в системе «Спарк», сделать это не удалось: один из номеров не ответил, а второй оказался недоступен.

Ирина Плотникова, Максим Матвеев

Новости партнеров