Премьер-министр Саксонии о санкциях: «Наша позиция — нет, это неподходящее средство»
Несмотря на падение товарооборота, Татарстан начал восстанавливать деловые мосты с отдельными землями Германии
Приезд премьер-министра Свободного государства Саксонии (ФРГ) Станислава Тиллиха в Казань в разгар ужесточающейся риторики европейских держав в отношении России оставил привкус надежды на возобновление экономического сотрудничества немецких и татарстанских компаний, переживших в 2009-2010 годах «золотое время» создания многих СП. На экономическом форуме «Татарстан — Саксония» господин Тиллих заявил, что Саксония — одна из немногих, кто выступает против введения новых санкций и дал понять: на региональном уровне можно находить новые точки соприкосновения бизнес-интересов.
Падение товарооборота и поддержание дружбы
Международные связи татарстанских и немецких компаний во время действия экономических санкций против России заметно ослабли. И хотя Германия продолжает оставаться ведущим экономическим партнером Татарстана, который импортирует преимущественно высокотехнологичное оборудование, внешнеторговый оборот в условиях сложной геополитической обстановки замедляется. «К сожалению, в прошлом году внешнеторговый оборот с Германией упал на 36% и составил 1,2 млрд евро», — вынужден был констатировать обвал внешнеторговых сделок президент Татарстана Рустам Минниханов.
«Тем не менее Татарстан имеет хороший опыт взаимодействия с Саксонией», — заверил Минниханов, указывая, что не случайно после многолетнего перерыва глава правительства ФРГ лично прибыл в Татарстан. «Премьер-министр посещал Татарстан в 2009 году, а в июне этого года наша делегация побывала в Дрездене, — описал он хронологию отношений. — В марте будущего года мы планируем посетить Лейпцигскую международную промышленную выставку. Между регионами подписан ряд совместных протоколов о сотрудничестве, действуют межвузовские соглашения. Создана татарстано-саксонская группа».
$1 млрд накопленных инвестиций из Германии
Действительно, у Татарстана есть за что «зацепиться», и есть тот, кто продолжает «тянуть лямку» с зарубежным бизнесом. Разумеется, президент заговорил о флагмане татарстанского автопрома — КАМАЗе, вокруг которого сосредоточились немецкие высокотехнологичные компании. Как известно, на своем «тягаче» КАМАЗ «притащил» СП со многими известными немецкими компаниями — производителями автокомпонентов. «Кнорр-Бремзе», «Цанрад Фабрик» — президент назвал немецкие компании, которые решились вступить в технологический союз с автозаводом. «Своеобразным апофеозом можно считать открытие пять лет назад совместного предприятия «Мерседес-Бенц Тракс Восток», — заключил Минниханов.
Продолжая перечислять достижения, глава республики упомянул и менее грандиозные проекты казанского «Электроприбора» (производство датчиков) и Казанского электротехнического завода (автоматизированные системы управления производственными процессами). Всего в Татарстане работают 80 совместных с предприятиями Германии компаний. Таким образом, «немецкое наследие» оценивается в $1 млрд накопленных инвестиций, сообщил глава республики.
Заметим, что эти инвестиции были сделаны в 2007-2010 годы, после чего наступил полный штиль. Новые и свежие инвестиционные проекты, которые могли расширить международное сотрудничество с Саксонией, не анонсировались. За исключением одного: немецкая компания Niles-Simmons готова построить завод по выпуску высокоточных станков. По словам Минниханова, он расположится в ОЭЗ «Иннополис», но не рядом с университетом, а уже на другой площадке — рядом с Международным аэропортом «Казань». Подробности не раскрывались.
О подходящих и неподходящих средствах
Премьер-министр Свободного государства Саксонии (ФРГ) Станислав Тиллих расположил к себе аудиторию рассуждениями о том, нужны ли санкции или нет и какая от них польза: «Саксония — одна из немногих федеральных земель Республики Германии, где постоянно высказываются сомнения — необходимо ли вводить санкции для достижения неких политических целей. Наша позиция — нет, это неподходящее средство для того, чтобы добиться какой-либо цели. Поэтому мы стремимся в эти дни продолжить экономические взаимоотношения и углубить кооперацию, потому что именно в этом мы видим преимущество. Если у людей есть работа, то они довольны. Если они видят будущее для себя, то они готовы работать друг с другом и идти на компромиссы и мирным путем решать конфликты».
Он нашел много общего между Татарстаном и Саксонией: «Мы не только похожи по численности населения, но и отраслями промышленности — это авиация и облегченные конструкции. И хотя Саксония не обладает мощными нефтяными месторождениями, но есть переработка — полимерная промышленность и все, что связано с современными материалами и их использованием для производства более легких транспортных средств».
Станислав Тиллих рассказал, что за последнее время Саксония стала интересна для немецких автопроизводителей, которые готовы превратить ФРГ в центр развития электромобилей.
— «Фольскваген» решил в Дрездене устроить свою демонстрационную платформу для будущего электромобилей, BMW уже два года как производит электромобили в Лейпциге, Porsche также пошел этим путем, — перечислил он достижения. — Но важнее для нас было то обстоятельство, что в последние недели Daimler принял решение открыть в Саксонии крупнейшую фабрику по производству литий-ионных батарей. Инвестиции — 0,5 млрд евро. Это еще один шаг в будущее. И таким образом саксонские предприятия и поставщики-смежники автомобильной промышленности многое выиграют от этого, когда будет представлено второе поколение электромобилей.
По словам Тиллиха, этот визит в Казань особо важен, чтобы продемонстрировать, что, несмотря «на политические дебаты о российско-германских отношениях, мы все же хотим показать, что на региональном уровне деловые контакты должны поддерживаться». «Когда люди видят будущее для себя, то готовы идти на компромиссы и мирным путем решать конфликты», — призвал он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.