Новости раздела

«Вот тебе и Юрьев день»: Александр Ткачев привяжет фермеров к земле на долгий срок

Правительство ударит запретом на краткосрочную аренду по аферам с субсидиями, пополнит этим казну и спасет землю от истощения

Минсельхоз России готовится запретить краткосрочную аренду сельхозугодий. Основная мотивация, зафиксированная в поправках к закону, — избежать «рисков, связанных с ненадлежащим выполнением арендаторами обязанностей по воспроизводству плодородия земель». Однако эксперты «Реального времени» уверяют, что главная цель — прекратить аферы с субсидиями и увеличить объемы поступлений госпошлин. В то же время поправки могут серьезно ограничить свободу агропредприятий.

Минсельхоз РФ озаботился рисками, связанными с плодородием земель

Министерство сельского хозяйства РФ готово ужесточить закон «Об обороте земель сельхозназначения». В частности, ведомство намерено поменять допустимые сроки аренды земель сельхозназначения для участков, находящихся в частной собственности. Сейчас существенно ограничена аренда участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности сроком от 3 до 49 лет. Земли, принадлежащие частным лицам, можно сдавать в аренду на краткосрочный период, до одного года.

«Во многих субъектах России сложилась практика заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на срок до одного года, что, в свою очередь, создает риски, связанные с ненадлежащим выполнением арендаторами обязанностей по воспроизводству плодородия земель, а также иных мероприятий, направленных на поддержание участков в состоянии, пригодном для сельскохозяйственного производства», — приводят «Известия» текст пояснений к проекту закона.

Закон может вступить в силу уже в июле 2017 года.

Возможность для афер или защита от них?

Несмотря на то что министерство объясняет нововведение заботой о восстановлении плодородности земель, речь идет и о прекращении афер с субсидиями, и увеличении объема поступлений госпошлины. «Минсельхоз хочет выдавать субсидии, поэтому хочет подстраховаться, чтобы не было денежных афер. В министерстве хотят, чтобы земельные участки сдавали в долгосрочную аренду, а долгосрок надо регистрировать в Регистрационной палате», — считает Нурвиль Гарипов, заместитель директора департамента земельных и имущественных отношений ЗАО «Поволжский антикризисный институт». Кроме того, договоры долгосрочной аренды необходимо не только регистрировать в Регистрационной палате, но и вносить при этом пошлину. При краткосрочной же аренде госпошлина не оплачивается. Однако Камияр Байтемиров, председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана, уверен, что возможностью такой экономии мало кто пользуется: «Что для вас ценно — ваш бизнес или мизерная госпошлина».

Фермер Алена Белоглазова рассказывает, что такая лазейка не редко используется для других афер, например, чтобы «перебить контракт у того, кто работает на земле». В то же время известно, что фермеры используют лазейку и как защиту от таких действий. Если на участок появляется еще один претендент, госорганы должны проводить конкурс. Таким образом, появляется возможность шантажировать фермера «конкуренцией». Поэтому иногда фермеры предпочитают договариваться с собственником земли и каждый год продлевать аренду, нежели идти на регистрацию и конфликт с возможным «конкурентом».

«Собственник должен самостоятельно принимать решения об условиях договора аренды»

Однако Владислав Новоселов, управляющий директор аудиторско-консалтинговой компании BEFL, отмечает, что существует масса ситуаций, в которых есть экономическая целесообразность оформлять краткосрочную аренду или откровенная нужда: «Два соседних агропредприятия «обмениваются» полями на один-два агросезона. Это может быть необходимо и выгодно как для соблюдения агротехнологий и севооборота, так и в целях более эффективной логистики. Другой пример. В один из годов собственник принимает решение не осуществлять обработку определенного участка/поля и передает землю в краткосрочную аренду лицу, которое желает выращивать на данном участке какие-либо культуры. Кроме того, участки, занятые многолетними травами, например, даже в рамках одного агросезона могут находиться в аренде разных агропредприятий/фермеров».

Еще одним примером, по словам Новоселова, могут быть сделки купли-продажи земель. Часто в таких сделках, продав землю задолго до конца агросезона, продавцу, например, нужно еще убирать урожай. В таком случае на период до завершения уборки урожая земля передается в аренду продавцу.

Наконец, Новоселов напоминает, что все-таки речь идет о частной собственности.

— По нашему мнению, собственник должен самостоятельно принимать решения об условиях договора аренды, в том числе и по сроку, говорит Новоселов. — И если он считает для себя рациональным передать землю в аренду на короткий период — от нескольких месяцев до нескольких лет, — то его не должны ограничивать в этом праве.

Фермеры только выиграют

Однако большинство экспертов, видят в инициативе больше плюсов, чем минусов.

— Я считаю, что министерство делает правильный шаг: долгосрочная аренда — это очень хорошо, — говорит Нурвиль Гарипов. — При краткосрочной аренде собственник всегда может сказать: «На следующий год я землю у тебя отберу». А фермеру это невыгодно — он землю обработал, средства вложил. Ему выгодно брать землю в долгосрочную аренду — на три—пять лет.

Камияр Байтемиров развивает мысль: «Мы говорили и говорим о том, что срок аренды должен быть даже не три года. Для сельского хозяйства, когда земля находится в обороте, три года — это ничто. Если говорить об аренде, то срок должен быть не менее 8—12 лет. Наверное, в этом случае Министерство сельского хозяйства России поступает правильно».

По словам главы ассоциации фермеров, нет ничего положительного в том, что иногда землю берут в аренду на короткий срок ради того, чтобы увеличить в какой-то год производство: «Как я могу создавать устойчивый бизнес, если средство производства арендовано на год».

Наконец, Алена Белоглазова уверяет, что заявленные министерством мотивы сбрасывать со счетов не стоит: «Следует иметь ввиду, что плодородие земли — ресурс исчерпываемый. Если только снимать урожай, не обогащая и не удобряя ее, она превращается в степь, тот кто планирует работать на земле всю жизнь, не будет выжимать из нее все до последней капли, а тот кто планирует снять сливки, а потом перейти на другую территорию, в обогащение земли ни копейки вкладывать не будет, зальет все химией, стимуляторами роста и т. д.»

Гуландам Зарипова, Дмитрий Семягин

Новости партнеров