Новости раздела

София Губайдулина: «Мне важно слышать, как звучат цветы, как звучит дерево»

София Губайдулина: «Мне важно слышать, как звучат цветы, как звучит дерево»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

По случаю юбилея Софии Губайдулиной в столице Татарстана пройдет ряд концертов. Сама великая землячка казанцев прилетела на родину вчера вечерним рейсом из Москвы, а сегодняшнее утро начала со встречи с творческой интеллигенцией в Ратуше. Стоит ли с возрастом пересматривать свое творческое кредо, в чем она видит миссию композитора, о чем говорила несколько лет назад с тогдашним мэром Казани Камилем Исхаковым — на эти и другие вопросы Губайдулина отвечала весьма обстоятельно.

«Я все казанские улицы исходила пешком»

Банкетный зал Казанской ратуши полон, всем желающим поприсутствовать на встрече с Софией Губайдулиной не нашлось свободных кресел. Композитор появляется с сопровождающими, зал дружно встает и начинает приветствовать Софию Асгатовну аплодисментами. По сути, это даже не обещанная пресс-конференция, а встреча с творческой интеллигенцией Татарстана: среди гостей оказалось много коллег-композиторов.

Разговор начинается традиционно — с вопроса, что для Губайдулиной значит Казань. «Казань — это моя юность. А что такое юность? Это время, когда закладывается фундамент будущего. Я все казанские улицы исходила пешком, ходила по стенам Кремля (тогда по ним еще можно было ходить). Казань — моя родина. С теплотой вспоминаю годы учебы в первой музыкальной школе, моего первого педагога Екатерину Леонтьеву — ей меня отдали в пять лет. Вспоминаю директора школы Рувима Полякова. Это были люди такого масштаба! Я встречаюсь со многими людьми, но не встречала позже людей такого масштаба. Казань занимает особое место в моей жизни. Судьба сделала мне такой подарок — в дни моего 85-летия я на родине», — ответила композитор.

Поскольку София Асгатовна заговорила о своей музыкальной школе, сразу же последовал вопрос о том, нет ли в планах сочинений для ребят. Из ответа следовало, что Губайдулина не любит делиться планами, хотя, как она подчеркнула, их у нее много. Так что, возможно, она напишет что-то и для детей.

Казанская тема продолжилась вопросом о предыдущем мэре Казани Камиле Исхакове, при котором в доме на Тельмана, где прошли детство и юность композитора, был открыт Центр современной музыки ее имени.

«Меня потряс этот человек! Он приехал ко мне в Германию, в деревню, где я живу. Мы говорили, и я обнаружила, что у нас есть родство душ. Я была потрясена его любовью к Казани. Когда я приехала в Казань, он сопровождал меня в вечерних прогулках по городу, когда горят фонари и Казань становится другой в их сказочном свете. Камиль Исхаков у меня в душе», — очень эмоционально прореагировала на вопрос Губайдулина. Стоит отметить, что при всей ее закрытости и сдержанности эмоции у нее присутствуют и проявляются, если тема ей интересна.

«Сейчас для меня важна Библия»

Первым из коллег-композиторов с Софией Асгатовной начал общаться Эльмир Низамов, пожалуй, на сегодняшний день самый перспективный из татарстанских композиторов… Низамов — человек неординарный, неслучайно Губайдулина отметила глубину его вопроса. А спросил Эльмир, по-видимому, то, что его действительно волнует: в чем миссия композитора?

«Каждая эпоха имеет свою звуковую ситуацию, в ней надо найти недостатки, чтобы их преодолевать», — начала профессиональный разговор Губайдулина. По ее словам, составляющие творчества — это интеллектуальное и интуитивное познание. Мир сейчас так устроен, что интеллектуальное познание превалирует. Но художник должен найти баланс: интеллектуальный поток не должен перекрывать интуитивный.

Народный поэт Татарстана Ренат Харис поинтересовался местом поэзии в творчестве Губайдулиной. «Я люблю поэзию. Люблю Цветаеву, Ахматову, Мандельштама, Рильке. Сейчас для меня важнее сакральная поэзия — Библия, молитвослов, сборники молитв разных конфессий», — ответила Губайдулина, некоторое время назад принявшая христианство.

С наболевшим вопросом обратился к гостье еще один ее коллега — Лоренс Блинов. Он говорил о том, что некоторые убежденные композиторы-авангардисты сейчас пересмотрели свою творческую позицию, сомневаясь в правильности выбранного в свое время пути.

«Да, такие настроения у художников время от времени бывают, так было у многих. Мне это не свойственно. У меня не было такого слома, никогда не было. Мне кажется, что всю жизнь, с третьего курса консерватории, я пишу одну и ту же песню. У меня другая структура: мне важно услышать, как звучит мир, как звучит дерево, звучат цветы, как звучу я сама. А слушать это — бесконечный процесс. Мне важно услышать глубину своей души, а это требует созерцания», — задумчиво сказала София Асгатовна. Она напомнила слова Дмитрия Шостаковича, обращенные к ней: «Будьте самой собой».

«Мы живем в глобалистическом мире»

Естественно, что сложная, философская музыка Губайдулиной порождала отнюдь не бытовые вопросы. Например, таким оказался вопрос о том, куда двигаться национальной музыке? По мнению композитора, культура постоянно обогащается культурами других этносов. Мы ведь живем в глобалистическом мире. Мир стал таким особенно после изобретения интернета. И это хорошо, что культуры обогащаются, надо расширять сознание.

Мне кажется, что всю жизнь я пишу одну и ту же песню. <...> Мне важно услышать, как звучит мир, как звучит дерево, звучат цветы, как звучу я сама. А слушать это бесконечный процесс. Мне важно услышать глубину своей души, а это требует созерцания

Губайдулиной был задан вопрос: что для нее значат исполнители ее произведений, ведь многие свои сочинения она посвящает конкретным музыкантам. «Исполнители для меня — это важная персона. Мне важно видеть глаза человека, его манеру общения, манеру исполнения. И тогда я пишу для этого человека. Так было с Кремером, Пекарским и другими. Так было с эстонским дирижером Мустоненом, которому я посвятила сочинение «О любви и ненависти», только что прошла его мировая премьера», — рассказала Губайдулина.

Она немного раскрыла свою творческую лабораторию, рассказав, что много работает, но работать напряженно — это не значит работать продуктивно. Для нее важнее созерцание, погружение в себя. Композитор отметила, что татарская национальная музыка оказала на нее определенное влияние, потому что «была впитана с молоком матери».

После творческой встречи с композитором в Ратуше прошла презентация книги, посвященной юбиляру, — «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина». В эти дни казанцев ждет насыщенная музыкальная программа: сегодня в ГБКЗ РТ им. С. Сайдашева пройдет очередной концерт фестиваля современной музыки им. С. Губайдулиной, проводимого ГСО РТ уже в шестой раз. Завтра в Казанской ратуше состоится юбилейный концерт Софии Асгатовны, где будут исполняться ее сочинения. В программе юбилейных дней еще один концерт, который, возможно, вызовет у юбиляра самые теплые эмоции — в первой музыкальной школе, куда в свое время родители привели пятилетнюю Соню. Нынешние ученики подготовили свою программу, назвав ее «В гостях у маленькой Софии».

1/27
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова

Новости партнеров