Новости раздела

Транспортная блокада или расплата за дешевизну? Жильцы пригородных комплексов жалуются на городские автобусы

Обитатели ЖК «Весна», ЖК «Светлая долина» и «Салават купере» недовольны работой общественного транспорта

Транспортная блокада или расплата за дешевизну? Жильцы пригородных комплексов жалуются на городские автобусы
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Застройщики уже давно развернули масштабное строительство на окраине Казани — один за другим сдаются объекты в Куюках, Осиново, на Мамадышском тракте, в Пестречинском районе. Но счастье новоселов меркнет, когда им приходится подолгу стоять на остановке в надежде протолкнуться в автобус или часами просиживать в пробках. В редакцию «Реального времени» обратились жители сразу нескольких жилых комплексов, расположенных на в отдалении от центра города (ЖК «Весна», ЖК «Светлая долина», микрорайон «Салават купере»)— все они жалуются на отсутствие транспортной инфраструктуры. Как говорят эксперты, власти оказались в тупиковой ситуации: они не успевают развивать инфраструктуру теми же темпами, которыми ведется строительство. В то же время в черте города практически не осталось площадок для развития массового, а тем более доступного жилья.

«Едем в автобусе, как сельдь в бочке»

В редакцию «Реального времени» обратились жители двух строящихся комплексов, расположенных на окраине города, на Мамадышском тракте — ЖК «Светлая долина» и «Весна». Как известно, эти два проекта реализуют коммерческие застройщики: первый — «Ак Барс Девелопмент», а второй — «Унистрой», и в ценовом диапазоне относят к эконом-классу. Ниже мы приводим таблицу, в которой указана стоимость квадратного метра в данных комплексах на 13 октября (составлена по данным аналитической службы «Реального времени»).

Жилой комплекс, номер дома, строения

Однокомнатные, тыс. рублей за кв. м

Двухкомнатные, тыс. рублей за кв. м

Трехкомнатные, тыс. рублей за кв. м

ЖК «Весна»

Дома № 1, 5

продано

57,14

51,5

Дом № 2

65,39

54,54

продано

Дом № 3

64,0564,7

51,8555,37

48,2850

ЖК «Светлая долина»

Дома № 1-14-1 и № 1-14-2

59,8460,48

56,72

4649

Дом № 1-10, к. 3

5861

Нет

44,5047

Дом № 11-2

62,8075,13

61,8070,62

5462,15

Как рассказали нам клиенты этих двух застройщиков, им каждое утро приходится буквально отвоевывать место в автобусе № 71: в часы пик он бывает настолько переполнен, что может проехать мимо остановки на Мамадышском тракте, даже не сбавляя скорости. Других вариантов уехать из микрорайона у жителей нет, поскольку это единственный маршрут, проходящий через эти два ЖК.

Встреча жителей «Весны» и «Светлой долины» с корреспондентами «Реального времени» прошла прямо рядом с остановкой, где останавливается злополучный 71-й автобус. Несмотря на то, что к тому времени час пик уже прошел, на остановке один за другим появлялись люди, в то время как «пазик» приезжал уже переполненным. Перевозчиком на данном маршруте является ИП С.М. Умарова. По данным аналитиков «Реального времени», ИП Умарова обслуживает всего два небольших маршрута — №71 (пл. Вахитова — Самосыровское кладбище) и № 98 (ул. Толстого — жилой массив «Левченко»). На каждом их этих маршрутов работает по семь автобусов.

Жительница «Светлой долины» Ильмира рассказывает, что переписку о выделении дополнительных автобусов ведет еще с 2012 года. «Мы сюда переехали в 2012 году. Тогда был вообще маленький автобус, мы ходили 2 км до Файзи или до остановки «Дуслык». Позже появился этот автобус. Но так как население выросло, этого тоже стало недостаточно. Например, вчера на остановку вышло 10 человек, и мы ехали как сельдь в бочке. Сколько бы мы ни писали, бесполезно, нас не слышат», — говорит она. По ее словам, как-то раз в темноте ее сбил автомобиль — женщина не смогла дождаться тот самый 71-й автобус, но, славу богу, все обошлось благополучно.

«Почему-то власти не думают о том, что со строительством домов нужно развивать еще и инфраструктуру»

Жители предлагают несколько путей решения сложившейся ситуации. Во-первых, они отмечают, что на этом маршруте должен появиться большой вместительный городской автобус вместо маленьких «пазиков».

Во-вторых, «блокадники» просят добавить хотя бы направления — в сторону проспекта Победы и Ново-Савиновского района. По их словам, молодые мамы вынуждены ехать до детской поликлиники или до женской консультации с пересадками. Конечно, если им вообще удастся сесть в переполненный автобус. Жители микрорайона уверены — для этого не нужно запускать новые маршруты, достаточно увеличить пути маршрутов № 18 «Ул. Северополюсная — переулок Дуслык», № 30 «Пер. Дуслык — ст. Лагерная» и № 77 «Пер. Дуслык — Нефтебаза».

В целом, следует понимать, что до завершения проектов «Светлой долины» и «Весны» еще далеко, соответственно, число жителей этих микрорайонов будет расти.

Согласно генплану жилого комплекса «Светлая долина», опубликованному на сайте «Ак Барс недвижимость», уже сданы дома 1-2, 10 корп.1, 10 корп. 2. До конца этого года застройщик планирует сдать еще два дома — 14-1 и 14-2. В следующем году должны быть также должны быть достроены еще два объекта.

В то же время на Мамадышском тракте строит еще один гигант татарстанского рынка — «Унистрой». Речь идет о таком масштабном проекте, как ЖК «Весна», в котором планируется построить 13 домов. При этом, согласно генплану, один дом на 190 квартир уже сдан. До конца 2016 года планируется сдать сразу два больших «муравейника» на 468 и 529 квартир. Это значит, что нагрузка на транспортную инфраструктуру возрастет в разы.

Попробуем посчитать, насколько же вырастет население микрорайона в ближайший год после того, как в жилых комплексах «Весна» и «Светлая долина» сдадут еще несколько домов. Согласно проектным декларациям, опубликованным на сайтах застройщиков, к концу 2017 года общее количество квартир в двух комплексах может достичь 3504 (с учетом сдающихся и уже сданных домов): 1850 квартир появится в «Светлой долине», еще 1654 — в «Весне». Если предположить условно, что квартиру будет населять семья из трех человек, то может оказаться, что население только двух комплексов составит более 10 тыс. человек.

Не стоит сбрасывать со счетов и жителей соседнего поселка Константиновка, которые тоже передвигаются на единственном 71-м маршруте. К тому же в Константиновке кроме строительства частных домов ведется многоэтажная застройка. В частности, на улице Интернациональной несколько домов сдает «Завод ЖБИ-3».

— Этот район — Мамадышский тракт — его развивают. Здесь дают разрешения застройщикам, здесь строятся частные дома, строят в Константиновке. Но почему-то власти не думают о том, что со строительством домов нужно развивать еще и инфраструктуру, — говорит жительница «Светлой долины» Ольга.

Чиновники попросили принять искренние сожаления

По словам инициативной группы жителей ЖК, чиновники уже на протяжении многих лет вообще глухи к их просьбам. Более того, ответы, которые жители регулярно получали от властей, иногда повторялись чуть ли не слово в слово.

Так, на запрос жительницы дома № 3 по улице Натана Рахлина («ЖК «Светлая долина») в декабре 2013 года из исполкома Казани был получен ответ, что на маршруте № 71 предусмотрена эксплуатация семи автобусов с плановыми интервалами движения 12 минут. Кроме того, сообщалось, что 19 декабря 2013 была проведена проверка, в ходе которой установлено, что наполняемость салонов автобусов по 5-бальной шкале составила 2,5 балла, «что соответствует существующему пассажиропотоку». Продлевать схемы движения маршрутов № 18, 30 и 77 в исполкоме отказывались, объясняя это тем, что в этом случае увеличится интервал движения и будут недовольны люди, которые уже пользуются этими маршрутами. «Примите искреннее сожаление по поводу объективной невозможности удовлетворить вашу пользу», — так заканчивается письмо за подписью первого заместителя исполкома Рустама Нигматуллина.

Письмо за подписью Рустама Нигматуллина заканчивается просьбой принять «искренние сожаления». realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Что показала новая проверка?

Спустя почти год, в ноябре 2014 года, жители «Светлой долины» получают новое письмо, но уже от имени мэра Казани. Если сравнить текст с предыдущим, окажется, что они повторяются почти дословно. Единственное отличие — абзац о проверке годовалой давности был заменен на новый пункт о том, что вместо устаревших автобусов марки Hyundai County на 41 человек появятся «пазики» на 55 человек.

Ответ на очередное обращение последовал уже от председателя комитета по транспорту исполкома Казани Айдара Абдулхакова в июне 2016 года. В нем сообщалось, что была проведена выездная проверка и что в пиковое время наполняемость по 5-бальной шкале была максимальной, а в межпиковое время составила 3,5 балла. Отметим, что, если сопоставить результаты этой проверки с той, что была в 2013 году, окажется, что за это время пассажиропоток существенно вырос.

В том же письме от 27 июня 2016 года говорится, что ИП С.М. Умарова приняла решение увеличить число автобусов до девяти единиц и уменьшить интервал движения до 9 минут. Однако, по словам самих жителей, пока это обещание не выполнено. За то время, пока мы общались с ними, автобус действительно приезжал примерно раз в 12—14 минут, как это и было всегда.

«Новых маршрутов не планируется»

Добавим, что в ответе, полученном нами из пресс-службы мэрии Казани, также указано, что на маршруте по-прежнему предусмотрена эксплуатация семи автобусов. Однако есть одно примечание. В письме говорится, что в пиковое время количество машин увеличено на одну единицу, а в вечернее — на четыре единицы.

«По данным автоматизированной системы диспетчерского управления АСУ-Т на 20.00 на линии работает 8 автобусов вместо 4 плановых, на 21.00 — 5 автобусов, на 22.00 — 1 автобус. К сожалению, регулярность движения может быть нарушена по причине технического схода машины с линии или стихийно возникающих дорожно-транспортных происшествий», — сообщает пресс-служба мэрии.

Кроме того, в тексте отмечается, что 71-й маршрут проходит по территории трех районов города, а значит, жители микрорайона могут доехать до пункта назначения с пересадками.

Согласно ответу, полученному из городской администрации, жители Мамадышского тракта также могут передвигаться на автобусе № 123 «Ст. м. Пр. Победы — ж.м. Царево». Отметим, что наличие этого маршрута городские власти вряд ли могут ставить себе в заслугу — в свое время его запускал «Унистрой» для своих клиентов.

«Учитывая вышеизложенное, открытие новых автобусных маршрутов на данном направлении не планируется», — делают вывод в казанской администрации.

В пресс-службе министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ удалось получить лишь краткий комментарий с просьбой обратиться в исполком Казани.

Альтернатива, предложенная жителям Абдулхаковым, — дождаться 2020 года. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

«Купите автобус сами»

Сами жители Мамадышского тракта получили последний ответ от 17 октября за подписью Абдулхакова. В нем указана причина, по которой небольшие «ПАЗы» нельзя заменить на автобусы большей вместимости — «МАЗы» или «НефАЗы». Как оказалось, их эксплуатация «невозможна из-за дорожных условий». Что под этим подразумевали чиновники, остается только догадываться.

Впрочем, сами жители микрорайона говорят, что господин Абдулхаков предлагал им и другое решение проблемы.

— Один раз он вообще написал письмо, что мы можем сделать свой маршрут, нанять водителя, арендовать или взять в лизинг автобус и платить ему. Это издевательство, — негодует жительница ЖК «Светлая долина» Гульчачак.

Еще одна альтернатива, предложенная Абдулхаковым, — дождаться 2020 года, когда будет построена новая дорога, проходящая через ЖК «Весна». С появлением этой новой дороги чиновник обещает запустить и новый автобусный маршрут.

Утром — голоса, вечером — автобусы

Какую же позицию в этой ситуации занимают застройщики? Все-таки, привлекая покупателей, они обещают им не только качественное жилье, но и школы, садики и транспортную доступность. Как признаются сами жители, они никак не ожидали, что им будет так сложно добираться до города, ведь, казалось, и «Светлая долина», и «Весна» находятся не в таком отдалении от центра Казани.

— Многие застройщики думают, что раз есть возможность купить квартиру, значит, обязательно в семье есть машина. Но многие, наоборот, продают машину, чтобы внести первоначальный взнос за квартиру. Мы же купили не такое элитное жилье, чтобы у нас в семье было по две-три машины, — сетует Ольга из «Светлой долины».

По словам активистов, «Унистрой» делает какие-то попытки обеспечить своих покупателей транспортом. Как известно, недалеко от ЖК «Весна» строится еще один «унистроевский» комплекс «Царево village». Застройщик заключил договор с частным перевозчиком, и первое время небольшие микроавтобусы возили счастливых новоселов «Царево» бесплатно. Сейчас проезд на «царевском» автобусе № 123 стоит 50 рублей. После того, как была введена плата, ездить на нем разрешили и жителям других микрорайонов. Но, как говорят жители «Весны» и «Светлой долины», 123-й автобус на Мамадышский тракт, как правило, приезжает уже переполненным, так что шансов сесть на него очень мало.

В пресс-службе «Ак Барс Девелопмент» на запрос «Реального времени» сообщили, что «этой весной нами был пущен коммерческий маршрут, о чем мы известили жителей «Светлой долины», однако они не поддержали нашу инициативу — необходимого потока пассажиров для рентабельной работы перевозчика не набралось». Ответ застройщика завершается словами: «напоминаем, что мы — коммерческий застройщик и не имеем права разрабатывать и согласовывать городские маршруты общественного транспорта, ведь это — прерогатива муниципалитета».

Сами жители «Светлой долины» не помнят, чтобы коммерческий автобус работал хотя бы один день. По их словам, некоторое время назад в подъездах были расклеены листочки, на которых им предлагали оставить свой голос. Вопросы были следующие: в какое время автобус должен отправляться автобус утром и вечером, нужен ли он в дневное время и сколько жители готовы заплатить за проезд. Многие респонденты отмечали, что нуждаются в автобусе утром и вечером и что готовы платить за проезд столько же, сколько они платят на других городских маршрутах. Жители предполагают, что автобус не пустили, посчитав невыгодным перевозить по этой цене. Впрочем, они не уверены, что данный опрос проводил застройщик, и предполагают, что это мог сделать один из жителей. Тем более что в соцсетях также проводился подобный опрос, но речь шла о водителе автомобиля LADA Largus, который хотел взять на себя эти перевозки.

В то же время сами жильцы «Светлой долины» вспоминают, что некоторая активность была во время выборов.

— У нас из «Ак Барс Девелопмент» выдвигался депутат, он обещал решить эту проблему. Мы сказали: «Вы решите, мы за вас проголосуем». А он ответил: «Вы сначала проголосуйте, а потом решу», — вспоминает Гульчачак из «Светлой долины». По ее словам, решение проблемы закончилось тем, что депутат отправил письмо в администрацию Советского района. Однако ни к каким действиям со стороны городских властей это не привело.

Оперативный комментарий от компании «Унистрой» получить не удалось.

Тушите свет

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться жителям «Светлой долины» — отсутствие уличного освещения. Поэтому даже наличие собственного автомобиля не может гарантировать, что его хозяин сможет выехать из двора и попасть в город.

— У нас машины бьют, кому-то прокалывают шины. У нас нет света, во дворе очень темно. Наш застройщик не делает нам освещение, хотя прошло уже полтора года. Это константиновская молодежь так балуется. Они ничего не крадут, просто ломают машины. Мы пытались собрать большинство, чтобы установить камеры. Но камеры бесполезны без света, лица злоумышленника не увидишь. Чтобы исполком принял свет, инспекция должна приехать к нам и проверить, горят ли все лампочки. А наш застройщик отказывается этот свет включать за свой счет, — сетует Гульчачак.

В прессе можно найти объяснение происходящему: застройщик, управляющая компания и городские власти не могут решить, кто должен платить за свет. Дома уже сданы, поэтому кто-то должен взять на баланс столбы уличного освещения, город таким желанием не горит.

«Осиново гнездо»

Впрочем, с той же проблемой — отсутствием транспортной инфраструктуры — столкнулись не только жители Мамадышского тракта, но и большинство остальных казанцев, которые приобрели квартиры на окраине города.

Упорную и пока безрезультатную борьбу за автобусы ведут и жители микрорайона «Салават купере», расположенного недалеко от поселка Осиново. Сейчас туда можно добраться только на автобусе № 36, передвигающемся по маршруту «Вещевой рынок — Осиново». При этом на нем кроме «салаватовцев» ездят еще и жители Осиново. И в этом случае речь также не идет исключительно о владельцах домов в частном секторе: в поселке строится еще один крупный многоэтажный жилой комплекс «Радужный».

В пресс-службе исполкома Казани «Реальному времени» сообщили, что в 2015—2016 годы количество единиц на маршруте увеличилось с 14 до 20. «Сотрудниками МУП «ПАТП-4» периодически проводятся обследования пассажиропотока. Наполняемость салонов автобусов в часы пик составляет менее 5 баллов. Существующее количество действующих автобусных маршрутов и число единиц эксплуатируемого подвижного состава в пиковое время удовлетворяют спрос на пассажирские перевозки при имеющемся пассажиропотоке в полном объеме. При росте пассажиропотока вопрос увеличения количества автобусов на маршруте № 36 будет рассмотрен дополнительно», — говорится в ответе.

Что касается новых маршрутов, то, как оказалось, для их введения необходимо «обеспечить безопасность перевозок», то есть привести в порядок дорогу на участке от улицы Тэцевская до Осиново. Впрочем, когда будут ремонтировать дорогу, не уточняется.

Но переполненность автобусов — это еще полбеды. Для жителей «Салават купере» большой проблемой является отсутствие остановки. Чтобы сесть на автобус, им приходится идти до «Радужного», что не так-то просто: по словам самих жителей, тротуар заканчивается аккурат на повороте к «Салават купере», поэтому до остановки нужно идти пешком вдоль оживленной дороги.

— На нашем перекрестке т-образном уже тоже страшно. Месяц назад уже сбили одну девочку. Она пришла домой вся грязная. Но, слава богу, никаких травм нет. Только психологическая травма — девочка плакала весь вечер, — рассказала жительница «Салават купере» Альбина.

По ее словам, городские власти ссылаются на то, что для того, чтобы сделать пешеходный переход, потребуется установить светофор. А для этого нужно получить разрешение ГИБДД и схему, на которой будет отражено место, куда поставят светофор.

На милость водителя

В пресс-службе исполкома Казани на вопрос о пешеходном переходе ответили, что его постройка и организация остановочной станции были предусмотрены заказчиком строительства «Салават купере» — Госжилфондом при президенте РТ.

Пока жителям «Салават купере» остается только уповать на милость водителей, которые на свой страх и риск высаживают пассажиров у комплекса. Другое дело, что водители автобуса тоже не хотят брать на себя такую ответственность, ведь за высаживание пассажиров в неположенном месте их могут оштрафовать на 5 тыс. рублей.

Как и в случае со «Светлой долиной», в «Салават купере» жалуются на отсутствие освещения. До сих пор не открыты и детские сады, несмотря на то, что их строительство уже завершено. Школу городская администрация обещает построить только после того, как будет заселена треть домов «Салават купере», а школы Залесного и Осиново не смогут справляться с нагрузкой.

Вечные пробки в Салмачах

Еще одной притчей во языцех стали пробки в Салмачах. Жители поселка уже давно жалуются, что им приходится стоять в пробках по 2—3 часа. На днях на этом участке вновь возник коллапс — его причиной стал ремонт дороги шириной 20 м.

Выезжать из Салмачей стало сложно после того, как поселок начал расширяться. Кроме того, в расположенном неподалеку поселке Куюки тоже развернулось масштабное строительство. В частности, одним из наиболее крупных коммерческих объектов является ЖК «Светлый» от «ДК «Антей», где сдано уже два квартала. Кроме того, жилой комплекс «Яшьлек» по программе «Жилье для российской семьи» строит компания «Стройком».

Проблему Салмачей власти обещают решить, построив новые дороги. Но случиться это должно только к 2020 году.

«Сейчас получается так, что строительство крупных жилых массивов опережает развитие транспортной сети»

По мнению заведующего кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александра Дембича, возникновение проблем с транспортом в новых микрорайонах, построенных на окраине Казани, вполне естественно: комплексы вырастают один за другим, тогда как инфраструктура не успевает развивается такими же быстрыми темпами.

— Конечно, Генеральный план города предполагал проектирование и строительство транспортных связей — дублер Горьковского шоссе и выход на «Салават купере» и через М7, и через Тэцовскую (и до сих пор эти проекты в перспективном плане Минтранса. — прим. ред.). То есть там должны появиться дополнительные транспортные связи. Но сейчас получается так, что строительство крупных жилых массивов опережает развитие транспортной сети. Поэтому, естественно, возникают такие проблемы, на которые жалуются жители этих населенных пунктов, — размышляет Александр Дембич.

По его словам, строительство магистралей — дорогое удовольствие, поэтому транспортные связи формируются довольно медленно, хотя это будет происходить неизбежно. Другое дело, что площадок, пригодных для массового строительства там, где покупатель может найти недорогой продукт, в черте города осталось не так много, в особенности если речь идет о площадках для соципотечного строительства, которое осуществляет Госжилфонд.

— Возникли ножницы. С одной стороны — нехватка площадок в местах, где транспорт уже хорошо сформировался. С другой стороны, там, где есть возможность строить, нет транспортной инфраструктуры. Возникает некая альтернатива — не строить на периферии, но тогда в городе нет площадок для массового недорогого строительства, или строить на периферии, но там не успевают развиваться инфраструктурные сети, — поясняет Александр Дембич.

По его мнению, если сейчас не предпринять какие-то меры, ситуация будет только усугубляться. Госжилфонд будет активно осваивать площадки в «Салават купере», и население микрорайона будет расти. А дополнительная транспортная инфраструктура скорее всего в ближайшие 3—5 лет не появится.

Как же решить эту проблему? Для «Салават купере» Дембич предлагает уже сейчас расширить Горьковское шоссе, добавив дополнительную полосу. Условия для этого есть — как отмечает ученый, можно использовать широкие обочины. Кроме того, необходимо пустить экспресс-автобусы, которые будут возить «салаватовцев» прямиком в город, где уже существует развитая транспортная сеть и где можно пересесть на другой автобус.

Решение проблемы жителей Мамадышского тракта видится эксперту еще более простым.

— Там ширина достаточная и позволяет по крайней мере до Большого Казанского кольца пропустить экспресс-транспорт даже при существующих профилях. К тому же есть полоса, отведенная для общественного транспорта. Единственное — надо наладить движение экспресс-автобусов. У нас вообще с экспресс-автобусами плохо, потому что они у нас не предусмотрены транспортной схемой общегородской и комплексной схемы организации дорожного движения, они упоминаются вскользь — их надо организовывать. Но это уже должны поработать мэрия, комитет по транспорту, они должны продумать этот вопрос, — говорит Дембич.

Гуландам Зарипова, фото Максима Платонова

Новости партнеров