Эксклюзив «Реального времени»: в деле о шокирующем двойном убийстве бомжей могут появиться новые обвиняемые
У следствия есть данные, что школьник-«убийца бомжей» и его товарищи не только били бездомных, но и требовали демонстрации интимных отношений
Передачку в СИЗО — книги, тетради и ручки — собрали для своего одноклассника ученики бугульминской школы № 18. Парня, который только перешел в девятый класс, обвиняют в жестокой расправе над бомжами. Одним из ключевых доказательств его причастности стала явка с повинной, написанная мальчишкой во время ночного бдения в полиции. Его адвокат ставит под сомнение признание, полученное при грубом нарушении права на защиту, родня и друзья не верят следствию, а Следком готовится предъявить парню окончательное обвинение и направить материалы прокурору. Корреспондент «Реального времени» съездила на место событий и выяснила подробности расследования чудовищного преступления.
«Зачем их надо было убивать? Они никому не мешали!»
От Казани до Бугульмы на машине — больше 300 км и не меньше 4 часов. После града в Новошешминском районе и метели под Альметьевском городок на берегу Бугульминки встречает солнышком и радует аккуратными домами и чистыми улочками. И никаких тебе выделенных автомобильных полос и платных парковок. Но стоит поставить машину и сойти с тротуара, как видна обратная сторона — берега оврага в районе водоканала на улице Гашека завалены бутылками, преимущественно от алкоголя. И бутылок этих больше, чем любого другого мусора.
Рядом с домом 38а на улице Гашека в самодельном домике 14 мая нашли мертвыми пару бездомных. Следствие считает, что убили их в ночь с 11 на 12 мая. На телах обоих насчитали больше десятка ранений колюще-режущим предметом. Предмет этот не найден до сих пор. 43-летний Самат Габитов был уроженцем Оренбургской области, потом проживал в Азнакаевском районе и в Нижнекамске. Сейчас в городе нефтехимиков живут его дети. А дочка убитой Натальи Захаровой проживает в Набережных Челнах. Но родительских прав 48-летняя женщина была лишена еще в 90-х, в 2005-м ее ставили на учет с диагнозом «алкоголизм» в автограде, а в 2011-м штрафовали за мелкое хулиганство. Судимостей за парой не числилось.
«Зачем их надо было убивать? Они были очень мирные и никому не мешали. Ни криков, ни шума, ни вреда!», — рассказывает Людмила Павловна, в прошлом школьный завуч. Окна ее квартиры выходят как раз на заросший деревьями садик, в котором под трубами теплотрассы нашли приют бомжи. «Устроили себе домик из картонки, из шелухи, из всякой ерунды, с помойки натаскали, постелили и там жили до поздней осени и с середины весны… Зимой их здесь вроде не было, — рассказывает женщина. — Чем они занимались под этими трубами — кто их знает, это надо было подлезть под трубы в эту кибитку! Пили, наверное. Когда все разворошили — шкаликов много нашли».
Найти среди жителей дома того, кто подтвердил бы версию полиции о долгом издевательстве мальчишек над бомжами, корреспонденту «Реального времени» не удалось. «Я никакой молодежи тут не видела, возле труб этих! Только таких же полуненормальных», — утверждает Людмила Павловна. «И я не видел, чтобы здесь пацаны гоняли бомжей», — вторит ей сосед, высунувшись из открытого окна в первом подъезде. Работники из магазина стройматериалов солидарны с жильцами: «Мы тоже тут мальчишек не видели. Только этих бомжей, они мимо иногда, за ручку держась, ходили. В тот последний день мы их видели».
А в соседях у бомжей был Роспотребнадзор
У магазина полиция изъяла все записи с наружных камер, но что на них — персоналу неизвестно. Между тем дорогой вдоль теплотрассы пользуются многие. Центр города совсем рядом. На другой стороне оврага, через дорогу, красуется «Макдоналдс» и зона отдыха у Бугульминки с пешеходным мостом через речку. Мимо домика бомжей, как выяснилось, регулярно ходили и санитарные врачи — на работу, в подразделение Роспотребнадзора. Ходить-ходили, а мер не принимали. Теперь говорят: жалоб на бездомных соседей не поступало.
Похоже, той же тактики равнодушия к чужой беде придерживались и местные стражи порядка. Пока не бездомных не зарезали. Тут, по словам бугульминцев, забегали и участковые, и опера угрозыска. И как не бегать! О нераскрытом двойном убийстве в тихой Бугульме каждую неделю докладывали в Казани на совещаниях силовиков, а по городку ползли слухи. Якобы полицейские в поисках очевидцев демонстрировали изъятые с места трагедии «розочки» от битых бутылок и говорили, что это орудие профессионалов, а не малолеток.
Тем сенсационней оказалась новость о задержании 15-летнего подростка, прогремевшая в начале июля. Правда, вслед за ней тут же появился новый слух — об участии в убийстве троих школьников. Как удалось выяснить «Реальному времени», в конце июня полицейские, действительно, задерживали троих мальчишек-ровесников из одной компании, но из разных школ. Двоих через 48 часов отпустили, а третьего отвели в суд, на арест. На прошлой неделе суд продлил содержание под стражей 15-летнему арестанту еще на месяц — до 17 ноября.
Эхо другой трагедии: две жертвы, четверо обвиняемых и тот же следователь
Дело погибших бомжей ведет следователь по особо важным делам бугульминского отдела Следкома по РТ Рамиль Гатин. Он же в 2008 году разбирался в другом двойном убийстве — по дороге с дискотеки в родную деревню Исаково Бугульминского района были изнасилованы и убиты две подружки-восьмиклассницы. В том же году Верховный суд РТ признал виновными в этом преступлении 18-летнего Максима Зуева и трех его малолетних друзей. Парадоксально, но близкие обвиняемого в убийстве бомжей школьника рассказывают — в его компании были двое друзей-ровесников и некий заводила 18 лет.
Как рассказал «Реальному времени» следователь Гатин, еще в июне, на первом заседании суда по ходатайству об аресте, его подследственный заявил: «Это не я. Это 100 процентов они», — и назвал фамилии своих приятелей — малолетнего и 18-летнего. «Мы проверили и установили — у старшего парня есть алиби, в тот день [убийства] он был задержан и находился в отделе полиции. Эту информацию я озвучивал в суде», — говорит следователь. Побывав в бугульминском отделе Следкома, корреспондент «Реального времени» узнала: в деле фигурируют некие показания о регулярном издевательстве группы подростков над бомжами и неоднократном применении к ним силы. Более того, некие свидетели поделились информацией, что те же мальчишки заставляли бездомных заниматься сексом на их глазах. Если все это правда, то у правоохранительных органов уже сейчас есть основания привлечь к ответственности всю компанию недорослей. Так почему же этого не делается?!..
От комментариев на видеокамеру представитель Следкома отказался. Зато со ссылкой на материалы комиссии по делам несовершеннолетних поделился информацией, что обвиняемый в убийствах подросток ранее стоял на учете за некое правонарушение, а его мать совсем недавно привлекалась по административному делу за публикации неких роликов экстремистского содержания на страничке малолетнего сына во «ВКонтакте». Любопытно, что когда корреспондент «Реального времени» попыталась уточнить в пресс-центре МВД по РТ, когда были зафиксированы эти нарушения и насколько они серьезны, то получила ответ: о таких фактах МВД неизвестно…
Отзывчивый «троечник» и верная подруга
Свою характеристику обвиняемому по запросу следствия и адвоката представила и его школа: «За время обучения показал себя учеником средних способностей. Память и мышление развиты, навыками письменной и устной речи владеет. Недостаточно организован. Трудностей при изучении школьных наук не испытывает, но не проявляет серьезного отношения к учебной деятельности, подготовке домашних заданий. Поэтому преобладающая отметка по предметам школьной программы — «удовлетворительно» <…> По характеру — коммуникабельный, уравновешенный. На замечания реагирует, в основном, адекватно, старается исправить свои недостатки, но может быть не сдержан. Отзывчив. Никогда не отказывает в помощи одноклассникам и педагогам. Ему можно поручить любое дело...».
В аттестате у закончившего восьмой класс еще на воле — по две «пятерки» (по предметам «Технология» и «ОБЖ»), и две «четверки» («Обществознание» и «История»). В школе его называют слегка хулиганистым ребенком, но при этом говорят — прогульщиком не был. Рассказывают, что классному руководителю обвиняемого как-то пришлось на суде даже поправлять в этой части информацию, представленную следствием. Поверить в преступление своего ученика педагоги школы не могут. Не верят и дети. «Мы слышали, что он написал признание после того, как его не кормили и спать не давали», — поделились с корреспондентом старшеклассницы школы № 18 и познакомили с подругой обвиняемого Валей (имя изменено. — прим. ред.). Она младше мальчика и учится в другой школе. Но знает его и ребят из той самой компании около двух лет.
В виновность своего друга Валя не верит. Говорит, он никогда не обижал слабых, а на словах, когда слышал слово «бомжи», поправлял. «Он говорил не бомжи, а малообеспеченные люди… И никогда не было такого, чтобы он напивался, поднимал на кого-то руку, обзывался, матом крыл. Придем в какой-нибудь двор — на нем дети виснут, все с ним играть хотели», — вспоминает девочка. И плачет, вспоминая, каким шоком стало задержание друга. Чтобы увидеть его хоть в коридоре, она на прошлой неделе дважды приходила в суд. Но дальше проходной девушку не пустили, сказали, что без матери ей в суд нельзя. «Сидевший на входе пристав посмеялся надо мной, говорил, мол, видел твоего парня во сне в одежде бомжа», — говорит Валя.
Верная подруга удивляется, почему ее, общавшуюся со всей «подозреваемой» компанией мальчишек, так и не позвали на допрос. «Кстати, у нас была своя беседа «ВКонтакте» по этому делу. Просто случайно ее затронули, и вдруг этот мальчик (нынешний свидетель — прим. ред.) написал, что его полиция ищет и добавил: «Если меня ищут посчет бомжей, то я скажу, что их убивали трое, и назвал почему-то моего друга, его знакомого и меня», — говорит девочка.
Адвокат: нарушено право на защиту
Вопрос об этой переписке подростков в соцсетях уже неоднократно поднимался адвокатом обвиняемого Алексеем Кругловым. На прошлой неделе в суде при продлении ареста школьнику он, упрекая следствие в необъективности и неэффективности работы по делу, говорил: переписка эта до сих пор не проверена и не сделана ее выемка. Также Круглов бросил тень на главного свидетеля, заявив, что следствие просто пытается вывести его из дела. По словам адвоката, известных ему доказательств причастности арестованного подростка к преступлению всего три: это показания приятеля — главного свидетеля, его явка с повинной и объяснение.
«Я считаю, эти доказательства добыты с нарушением норм УПК, поскольку ни защитника, ни матери, ни педагога при собирании этих доказательств (явки с повинной и объяснения) представлено не было», — говорит Круглов, отмечая, что присутствие всех вышеупомянутых лиц гарантировано несовершеннолетнему законом в целях соблюдения его права на защиту. Однако жалоба защитника в прокуратуру успеха, по его словам, не имела: «Прокуратура мне отписалась так — действия должностного лица, которые вы обжалуете, не подлежат обжалованию в таком порядке… Можете заявить ходатайство следователю».
Мать обвиняемого школьника не верит в его виновность. Говорит, 11 мая он вернулся домой с улицы раньше 10 часов вечера и больше никуда не уходил. Никакой крови на его одежде ни мать, ни отчим, ни сестра, ни брат, по их словам, не видели. И удивляются — как ее могло не быть при нанесении 23 ран?!
— 28 июня мне на работу звонит дочка, плачет и рассказывает — приехала полиция, брата забирают, ничего не объясняют. Сказали только: «Собирайся бегом — поехали»… Я после работы, в 17 часов беру такси и еду в полицию, — рассказывает мать подростка. — Приезжаю — он уже полиграф прошел. В коридоре дочь сидит, плачет. Захожу в кабинет, там на меня большими глазами смотрит следователь, с ним сидит эксперт по полиграфу из Казани. Сын сидит прямо, уверенный такой, говорит: «Мама, зачем меня сюда привезли?». Дочь домой уехала к детям, а нас с ним продержали с 5 вечера до 3 утра следующего дня. Просто никуда не отпускали, и опера смеялись над нами и матерились между собой — они же нас вообще за людей не считают…
«Хочешь маманю увидеть — пиши!»
После 3 утра, вспоминает женщина, ей сказали, что сын арестован, оставили его в отделе и поехали вместе с ней домой — проводить обыск. Забрали вещи сына, компьютер, телефон, сим-карты, флэшки. На следующий день — повторный обыск с изъятием других вещей. Мать арестованного школьника уверяет: следов крови на вещах сына эксперты так и не нашли, хотя следы ДНК на волокнах ни одной стиркой не уничтожить. «Мне опер в отделе, когда мы на обыск уезжали, сказал — все равно признается. Утром приезжаем — явка с повинной», — продолжает свой рассказ женщина:
— Они заставили его чистосердечное написать… Угрожали… Он четыре часа ночью на ногах стоял. Ему не давали садиться… Следователь этому вообще внимания не придает. Потом на первом допросе сын рассказывал, что они его хотели увести в соседний кабинет и говорили: «Мы тебе сейчас сделаем так, что ты во всем расколешься». Спрашивали: «Ты хочешь маманю свою увидеть? Тогда пиши чистосердечное признание!». Он напугался… И верите, нет: написал без одной ошибки! У него классный руководитель — учитель русского и литературы, так она говорит, у него в диктанте по 100 ошибок может быть, а тут ни одной, будто с листа переписывал.
— А чем, по его словам, ему грозили — избить обещали?
— Может, опустить. Как там у оперов…
Физическую силу к парню, по словам женщины, в полиции не применяли. Говорит, лично через неделю осматривала его с экспертом — синяков не было. На вопрос, почему из компании мальчишек выбрали именно ее сына, она объясняет: других нашли и обработали раньше, а сына в компании знали не под реальной фамилией, а под псевдонимом из соцсети. Близкие обвиняемого и жильцы дома на улице Гашека высказывают версию — подростки могли попасть под пресс за тех, кого полицейские так и не нашли. К слову, подобная история в Татарстане уже была. В 2011 году в Агрызе по подозрению в убийстве и изнасиловании первоклассницы задержали трех подростков. И те тут же «во всем признались». А позже оказалось, что это неправда. И в итоге за зверство был осужден также все признавший 23-летний железнодорожник.
P.S. За пару дней визита в Бугульму сложно понять — на чьей стороне в этой истории правда. Особенно если следствие не желает объяснять, есть ли, кроме признания мальчишки, иные объективные доказательства. А между тем в течение месяца Следком планирует завершить расследование по этому уголовному делу.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.