Новости раздела

Татарстан вытянет падающий экспорт за счет госсубсидий

На фоне обвала внешнеторгового оборота республика рассчитывает на попадание в федеральную программу поддержки экспорта до 2025 года

Представленная в подмосковных Горках новая федеральная программа по поддержке экспорта до 2025 года стоимостью 100 млрд рублей может стать «лечебным бальзамом» для затухающего сбыта татарстанских экспортеров. По официальным данным, экспорт из республики продолжает падать: за первое полугодие 2016 года внешнеторговые поставки снизились на треть — до $3,9 млрд. Республиканские власти намерены «отвоевать» по будущей программе весь набор стимулирующих инструментов в денежном эквиваленте до 20 млрд рублей.

Господдержка по четырем направлениям

На заседании президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам глава минпромторга РФ Денис Мантуров представил программу поддержки экспорта на период до 2025 года. По его словам, на долгосрочную перспективу предлагается применение стимулирующих инструментов. Среди них — традиционные экспортные субсидии, которые будут распространяться уже на весь срок кредитных соглашений, взятых под экспортные контракты, а также предэкспортное финансирование и международное страхование по экспортным кредитам.

«Ожидается, что на программу поддержки экспорта за три ближайших года из федерального бюджета будет выделено около 100 млрд рублей», — сообщил он. Впрочем, меры государственной поддержки будут предназначены не для всех, а избирательно. «Сфокусировать усилия планируется на четырех ключевых направлениях: автомобилестроение, сельхозмашиностроение, железнодорожное машиностроение и гражданский сегмент авиастроения, включая самолеты и вертолеты», — обозначил Денис Мантуров, добавив, что это не исключает возможности поддержки предприятий радиоэлектронной промышленности, нефтегазового и энергетического машиностроения и ряда других перспективных отраслей.

Жирный минус в 31%

Искусственное стимулирование внешнеэкономической активности сыграет «на руку» регионам-экспортерам и, в частности, Татарстану, который постарается занять выгодные позиции в будущей программе, считают источники в правительстве РТ. В корреляции с ней республиканский минпромторг готовит собственную экспортную стратегию, нацеленную на ежегодный рост экспорта до 10%.

Впрочем, эта цифра носит сугубо черновой характер, но для выхода на этот рубеж республиканские власти намерены «отвоевать» по будущей программе весь набор стимулирующих инструментов, которые в денежном эквиваленте должны оказать поддержку экспортерам до 20 млрд рублей. Сегодня Татарстан, по данным Федеральной таможенной службы, входит в топ-10 крупнейших регионов-экспортеров, занимая по итогам 2015 года пятое место после Москвы ($149,1 млрд), Санкт-Петербурга ($15,7 млрд), Ханты-Мансийского автономного округа ($12,5 млрд) и Сахалинской области ($11,5 млрд).

Республика, пожалуй, сильнее остальных попавших в топ ощутила негативные экономические последствия от замедления внешней торговли. Скачки цен на нефть, ослабление рубля и сокращение внутреннего спроса вместе с продовольственным эмбарго привели к тому, что экспорт за 2015 год снизился на 40%, причем упал оборот практически со всеми странами, в том числе и с Германией, на которую приходилось почти 23% торговли. И в этом году скользящее вниз движение продолжилось, хотя немного замедлилось. «Если в первом полугодии 2015 объем экспортных операций Татарстана составлял $5,7 млрд, то за первое полугодие этого года «сдулся» на 31% — до $ 3,9 млрд, — констатировал генеральный директор консалтинговой компании De la Rey Юрий Шурыгин (сотрудничает с минпромторгом РФ) в разговоре с корреспондентом «Реального времени». — Наибольший спад пришелся на экспорт нефти — снижение на 34% (за счет снижения стоимости нефти), на машины и технологические оборудование, в том числе газовые турбины — 25—26%. При этом сохраняется позитивная динамика экспорта химической продукции, производимой преимущественно ГК «ТАИФ». Впрочем, ослабление внешнеэкономического оборота Татарстана отражает общероссийскую тенденцию».

Но татарстанский бизнес не теряет присутствия духа — почти раз в две недели президент Татарстана вместе с отраслевыми министрами и бизнесменами отправляется в зарубежные деловые поездки, продолжая налаживать контакты с иностранными компаниями и не давая о себе забыть.

Вновь КАМАЗ будет «в фаворе»?

— Поможет федеральная программа поддержки экспорта до 2015 года оживить «золотую жилу» экономики республики или нет, трудно сказать, но то, что в ней открываются новые дополнительные возможности для экспортеров Татарстана, однозначно, — полагает Шурыгин. — Во-первых, автомобилестроение названо одним из приоритетных направлений господдержки, а значит, КАМАЗ будет «в фаворе» и сможет воспользоваться субсидированием процентных ставок по «экспортным» кредитам и финансированием участия в выставках. Во-вторых, в этой программе будет гораздо меньше конкурирующих участников-претендентов, чем в остальных ФЦП. Ведь не во всех регионах есть даже структуры, которые курируют вопросы поддержки экспорта, и предприятия-экспортеры часто вынуждены работать полностью самостоятельно, без какой-либо поддержки со стороны региональных властей. В Татарстане ситуация в корне иная. Татарстан первым подписал соглашение с Российским экспортным центром. Можно не сомневаться, что и сейчас республика постарается занять хорошие позиции в новой программе, ведь поддержка экспортеров — это приоритетная задача, которую ставит руководство республики.

Действительно, государственная инфраструктура поддержки экспорта у республики больше, чем у кого-либо из регионов, а «экспортные» полномочия рассредоточены по пяти госструктурам. «Большое кольцо» образуют Агентство инвестиционного развития РТ, отвечающее за привлечение инвестиций, ОАО «Корпорация экспорта Республики Татарстан», на 100% принадлежащее РТ и оказывающее юридические услуги по экспертизе внешнеторговых контрактов, Центр поддержки экспорта Республики Татарстан (ведет реестр экспортеров), минэкономики отвечает за продвижение экспортной продукции МСБ, а минпромторг РТ — за деятельность крупных предприятий-экспортеров.

«Малое кольцо» состоит из Торгово-промышленной палаты РТ и бизнес-инкубаторов. При всем многообразии структур вчера никто из руководителей «экспортного блока» правительства не был готов давать комментарии о том, какие меры поддержки стоит включить в федеральную и в региональную программу. Остается надеяться, что первые штрихи к экспортной стратегии Татарстана появятся на международном инвестиционном форуме в Сочи, где 30 сентября выступит глава Центра поддержки экспорта РТ Ульяна Ануфриева.

«Как может помочь государство? Только подарить мозги!»

Между тем представители бизнеса полагают, что не стоит закапывать средства в госструктуры, а лучше напрямую направлять бизнесу, хотя есть торговые представители в разных странах, без которых действительно не обойтись за рубежом. «Когда у нас были контакты в ООН, нам хорошо помогали торговые представители в США, Юго-Восточной Азии, а некоторые работают так себе, — вспомнил руководитель службы по связям с общественностью КАМАЗа Олег Афанасьев. — Те, кто находятся на месте, лучше разбираются в специфике страны, а в арабских странах без уважаемого гуру просто не войти в высокие кабинеты. Поэтому торговые представители как спутники большого бизнеса в зарубежных странах нужны, но только авторитетные профессионалы».

Генеральный директор казанской компании «Инновационные технологии» Антон Гайдук, который за три года по всему миру выстроил дилерскую сеть по продаже гидроизоляционных материалов, уверен, что господдержка не играет ключевой роли — достаточно, чтобы государство оплачивало участие в выставках.

«Если говорить о стартаперах, то им нужна любая помощь: помощь в переводе тестов, в сертификации продукции, в участии в международных выставках. В нашем случае нам активно оказывал помощь Центр поддержки экспорта, который финансировал выставочную деятельность. Но в большей части это имеет имиджевый характер — оттуда новых контрактов не привезешь, — рассказывает он. — Сейчас у нас есть представительства в Африке, Сингапуре, Китае, Индии, в Европе, Латинской Америке. При этом нам никто не оказывал поддержки — это на 90% труд руководителей. А как может помочь государство? Подарить мозги! Мы не заявлялись и не получали поддержку. Ведь в бизнесе продажи ограничены не слабой мощностью или маркетингом, а качеством продукта. Получается так: ну дадут нам субсидии, но проблема сбыта этим не решится — вот в чем загвоздка», — заключил он.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров