Новости раздела

Казанскому бизнесу оказались не нужны современные логоцентры

В столице РТ пустует половина складских помещений класса А

По данным исследования Cushman & Wakefield, половина складских помещений класса А в Казани пустует. При этом столица РТ не может похвастаться большим количеством подобных складов. На нее приходится лишь 1,5% площадей логокомплексов высокого уровня в России. Татарстанские эксперты подтверждают слабый спрос на склады класса А — предприниматели предпочитают арендовать более дешевые помещения либо строить склады под себя самостоятельно.

Пустые помещения

В Казани пустует почти половина складских помещений класса А — 47% площадей являются вакантными. К таким выводам пришли аналитики Cushman & Wakefield по итогам второго квартала 2016 года. Отметим, что этот показатель высок по сравнению с другими регионами, где в среднем доля свободных площадей колеблется в районе 10%. К примеру, в Ростове-на-Дону она составляет 13%, в Москве — 10%, Екатеринбурге — 8%, Краснодаре — 7%, Новосибирске — 7%, Санкт-Петербурге — 6%.

В то же время, согласно исследованию Cushman & Wakefield, в Казани находится 1,5% складских помещений класса А от общего количества по России. Нужно сказать, что цифра относительно небольшая. Понятно, что большая часть таких складов расположена в Москве — 61%. Далее идет вторая столица — Санкт-Петербург, где находится порядка 15% складов класса А от общего количества по России. Также Казань отстает от Новосибирска (4%), Екатеринбурга (3%), Ростова-на-дону (2%), Краснодара (2%).

Виной всему высокие ставки

Впрочем, по оценке татарстанских экспертов, в поле зрения аналитиков могли попасть только крупные объекты. По данным исследования аналитической службы «Реального времени», опубликованного в прошлом году, к складским помещениям класса А были отнесены логопарк «Биек Тау» общей площадью около 160 тыс. кв.м, логистический комплекс «Q парк» (около 82 тыс. кв.м), складской комплекс «ТрастИнвестСтрой» (более 20 тыс. кв.м), логистический комплекс «Константиновский» (более 60 тыс. кв.м), складской комплекс «Ринго» (около 5 тыс. кв.м).

Так или иначе опрошенные эксперты подтверждают снижение спроса на складские помещения класса А и выделяют несколько причин этого явления.

Первая причина непопулярности складов класса А — высокие ставки.

— Дело в том, что расходная часть при строительстве подобных комплексов очень высокая. В 100% случаев — это новострои. Если мы говорим про склады, которые являются наследием советских времен, это реконструкция в лучшем случае, либо эксплуатация в таком виде, в каком есть — предполагает низкую ставку по аренде, либо низкую стоимость объектов при продаже. А вот класс А такого позволить себе не может, — рассказывает заместитель директора компании «А-Development» Владимир Шайхиев.

По его оценкам, стоимость аренды складских помещений класса А может быть выше в 2 — 3 раза по сравнению с другими объектами складской недвижимости. К примеру, довольно неплохие помещения в черте города можно снять за 200 — 250, а иногда и за 150 рублей за кв.м. Но если речь идет об объекте класса А, цена может возрасти и до 500—600 рублей за кв.м.

По оценкам Шайхиева, участники рынка начали «ужиматься» в площадях, и такая тенденция будет сохраняться. Так что предпосылок для сокращения свободных площадей пока нет.

«Предприниматели, которые серьезно занимаются логистикой, лучше построят склад под себя»

Из ценового аспекта вытекает и другая причина, из-за которой предприниматели не арендуют склады класса А — гораздо эффективнее и дешевле оказывается построить склад самостоятельно.

— Наши экономные предприниматели — малый и средний бизнес — воспользуются логистикой склада неклассифицированного. Это будет дешевле и удобнее по месторасположению. Например, компания возит рыбу. Если логистическим плечом является трасса М7, она покупает или арендует землю на М7, строит ангар и пользуется. Он не будет класса А, но узко специализированно под рыбу, например, это хороший вариант. Очень многие предприниматели, которые серьезно занимаются логистикой, лучше построят склад под себя, — говорит эксперт Никита Купцов.

Этот же путь выбирают и крупные федеральные сети, которые являются потенциальными арендаторами площадей в крупных логистических центрах. К примеру, сети магазинов «Магнит» и «Пятерочка» построили собственные логистические терминалы.

Еще одной причиной, по которой арендаторы не выбирают казанские логокомплексы, Купцов считает близость Нижнего Новгорода, который известен качественными складскими помещениями — предприниматели могут спокойно перевозить грузы на такие небольшие расстояния вместо того, чтобы арендовать целые склады.

Часть экспертов считает, что проблема не в самих помещениях, а в кадрах, а именно в нехватке специалистов, которые знают внутри складскую логистику.

— Я считаю, что проблема не в складах, а в командах, которые работают на этих складах. Не секрет, что для любой компании, которая производит или реализует товар в данном регионе, нужен не просто склад, а нормальный логистический оператор. Проблема в операторе, которого нет. Есть стены, а чтобы обрабатывать грузы, нужен нормальный логистический оператор. Такой как, допустим, «АлиЭкспресс» или «DHL». Таких операторов не хватает в регионе, — говорит Фарит Юнусов, генеральный директор «Логистический центр «Мастер».

Где найти оператора?

Еще в прошлом году эксперты говорили о том, что в будущем в Казани может сложиться дефицит площадей класса А — реализовывались проекты прошлых лет, заявлений о строительстве новых объектов не было. В этом году ситуация существенно не изменилась. В 2016 году планировался ввод логистического комплекса в Свияжском мультимодальном логистическом центре, который так и не состоялся. Так что квадратных метров класса А не прибавилось.

По прогнозам участников рынка, вряд ли стоит ждать новых масштабных проектов по строительству крупных складских помещений класса А.

— У девелоперов есть интерес в том, чтобы построить такой комплекс. Но нужно привлечь операторов, а их не так много. До них нужно достучаться, переговоры могут идти годами. У «Пятерочки» и «Магнита» этот вопрос уже закрыт. Надо опять кого-то дергать в Москве, чтобы они здесь опять меняли всю свою логистику. Либо договариваться с местными — «Эдельвейс» или «Бахетле». Скорее всего, у них есть свои складские помещения. Либо нужно таким образом строить склады, чтобы было много маленьких сот по 500—100 кв.м для небольших предпринимателей. Попробуйте привлечь предпринимателей, чтобы все площади заполнились — представьте, сколько времени пройдет, — считает Никита Купцов.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров