«Ново-Татарское кладбище — это святое место»
Историк и колумнист «Реального времени» об истории возникновения татарских кладбищ на территории Казани
Осквернение надмогильных камней на Ново-Татарском кладбище Казани заставило общественность вспомнить историю этого уголка города. Историк Радик Салихов, уже ранее в своей авторской колонке рассказывавший об истории формировании слободы, в продолжение темы в беседе с корреспондентом «Реального времени» вспоминает, как появлялись татарские погосты в столице Татарстана.
«Невозможно было между городскими кварталами и улицами держать захоронения, их всегда выносили»
— Прежде чем перейти к истории Ново-Татарского кладбища, хотелось бы узнать, какие еще на территории Казани были значимые мусульманские захоронения?
— Наиболее известные из них — зират XIII—XIV веков на территории Кабанского городища, мавзолеи казанских ханов в Кремле, большой некрополь XVI века в районе Гостиного двора по улицам Кремлевской и Чернышевского и другие.
Что касается Забулачной части Казани, то, по сведениям Шигабутдина Марджани, одно из старейших мусульманских кладбищ находилось на месте Сенного базара. Сегодня это квартал в пределах улиц Московской, Камала, Столбова и Парижской Коммуны. Оно существовало еще в период Казанского ханства и, скорее всего, относилось к известной по источникам Кураишевой слободе. Марджани писал, что во время штурма города в октябре 1552 года хан Шах Али, воевавший на стороне Ивана Грозного, после неудачного боя у Ногайских ворот отступил со своими воинами к этому зирату и, прячась в его зарослях, беспрепятственно переправился через Булак в сторону Арского поля.
После взятия Казани, жители Татарской слободы вплоть до конца XVI века продолжали здесь хоронить усопших. В XVII столетии действовало небольшое кладбище в районе современных улиц Насыри и Тукая. Однако самый большой мусульманский зират этого периода находился за чертой слободы и занимал большую территорию, которую можно сегодня ограничить улицами Татарстан, Гаспринского и Карима Тинчурина. На нем хоронили в течение почти 100 лет, вплоть до середины XVIII века. Здесь нашли свой последний приют представители знатных и старинных фамилий города: Апанаевых, Чукиных, Субаевых, Замановых и других. Затем, когда возникла Ново-Татарская слобода и мусульманская часть города расширилась от Булака до Плетеней, в районе современной 5-й городской больницы было открыто новое татарское кладбище, именовавшееся в народе «Ике бистэ арасы» («Кладбище между двух слобод»).
И, наконец, открытое в конце того же XVIII столетия кладбище в Ново-Татарской слободе, уже в самом начале XIX века стало единственным мусульманским некрополем в городе. Разумеется, за исключением Адмиралтейской и Пороховой слобод.
Частое возникновение новых кладбищ объясняется развитием мусульманской части города, который наступал, расширялся. Все-таки невозможно было между городскими кварталами и улицами держать захоронения, их всегда выносили за пределы населенных пунктов.
Тем не менее такие зираты не оставались заброшенными пустырями. Мусульманские общины стремились возводить на них мечети, тем самым ставя своеобразный памятник своим предкам.
Например, в XIX веке жители слободы выкупили у города пустующий участок земли, на котором когда-то было старое кладбище. Инициатором покупки стал купец второй гильдии Мухаметзян Аитов, опасавшийся, что священную землю могут использовать под какие-то хозяйственные цели. А другой богатый предприниматель Мухаметзян Казаков выстроил здесь в 1875 году большую каменную мечеть. То же самое произошло и на месте кладбища между двух слобод, где в 1906 году была построена деревянная мечеть.
В советское время эти культовые здания были снесены, там началась массовая застройка, захватившая часть территории бывших кладбищ.
Новое кладбище возникло в конце XVIII века
— А когда началась история Ново-Татарского кладбища?
— Кладбище в Ново-Татарской слободе, или Новое кладбище, возникло в конце XVIII века. Оно какое-то время существовало одновременно с кладбищем между двух слобод. В полной мере стало использоваться в начале XIX столетия. На нем хоронили как жителей Старо-Татарской слободы, так и Ново-Татарской.
— Какое социальное значение имеет Ново-Татарское кладбище?
— Его смело можно назвать уникальным памятником татарской культуры, потому что многие выдающиеся сыны и дочери татарского народа — представители предпринимательского сообщества, духовенства, писатели, поэты, музыканты, композиторы, театральные деятели, ученые — последний приют нашли именно на этом кладбище. Здесь сохранилось довольно много памятников мусульманской эпиграфики, являющихся яркими образцами историко-культурного наследия.
В дореволюционный период там были захоронены крупные промышленники, торговцы, которые являлись своеобразными хозяевами татарской Казани — это братья Юнусовы, представители клана Апанаевых, Утямышевых, Галеевых и многих других. Здесь же покоится знаменитый татарский благотворитель, купец первой гильдии Ахмед Хусаинов, Можно очень долго перечислять. Практически вся элита татарского общества того времени, которая проживала в Казани (это XIX и начало XX века), похоронена именно на Ново-Татарском кладбище.
Из выдающихся религиозных деятелей: Шигабутдин Марджани — богослов и первый национальный историк, Галимджан Баруди — богослов, педагог-реформатор, первый демократически избранный муфтий Оренбургского духовного собрания, создатель медресе «Мухаммадия» и многие другие. Здесь покоятся великий Тукай, классик нашей литературы Фатых Амирхан, просветитель Каюм Насыри, Хусаин Ямашев, Габдулла Кариев. Почти все, кем в Татарстане гордятся сегодня, похоронены там. В этом уникальность мемориального комплекса. Больше нигде такого в мире у татар нет. Только здесь, на этой территории в черте Казани существует наш неповторимый и бесценный пантеон.
«Мы должны сначала понять, что есть на этом кладбище. Тут надо комплексно подходить: и работники муниципалитета, и «Ритуала», и научных учреждений, и общественных организаций, других структур вместе должны посмотреть буквально каждый метр квадратный». Фото evening-kazan.ru
«Мы должны сначала понять, что есть на этом кладбище»
— Как вы относитесь к предложению закрыть Ново-Татарское кладбище для захоронений и сделать из него мемориал?
— Во-первых, там следует провести фронтальное, глубокое исследование с составлением подробнейшей карты, с указанием наиболее ценных захоронений. То есть мы должны сначала понять, что есть на этом кладбище. Тут надо комплексно подходить: и работники муниципалитета, и «Ритуала», и научных учреждений, и общественных организаций, других структур вместе должны посмотреть буквально каждый метр квадратный.
И, конечно же, здесь нужна целенаправленная работа по благоустройству, вложению средств в создание каких-то особых мемориальных зон, как на многих иностранных кладбищах делается. В Баку, например, кладбище, на котором похоронен их первый президент, — это очень чистый, благоустроенный и в то же время красивый, с такой особой атмосферой мемориальный парк. Туда приезжают иностранные делегации, возлагают цветы. Это общенациональное место памяти.
По поводу захоронений: если у семьи есть там место родовое, где уже на протяжении многих десятилетий или столетий люди хоронят своих близких, ну кто может извне прервать эту традицию? Пусть практика этих семейных родовых захоронений остается. Главное, чтобы все поддерживалось в порядке и чистоте. Также учитывая, что здесь сформировался своеобразный пантеон народных героев, то, конечно же, будут продолжаться захоронения выдающихся деятелей.
Со временем, может быть, эта земля просто станет мемориальным музеем-кладбищем. Но до этого момента надо провести просто огромную работу по ряду направлений. И, конечно, это больших финансовых затрат потребует.
«В последние годы периодически всплывают в средствах массовой информации сообщения о каких-то единичных случаях погромов, но разрушений такого масштаба не было никогда». Фото Олега Тихонова
«У татар не принято было даже рукой показывать в сторону погоста»
— Не могу не упомянуть ужасный погром на кладбище, произошедший буквально недавно. Хотелось бы узнать, были ли до революции случаи вандализма? А в наши дни?
— Акты вандализма на кладбищах происходили в период захватнических войн особенно в средневековье. В новое время, в дореволюционный период об этом уже не могло быть и речи. Общество обладало ярко выраженным религиозным менталитетом, вековыми традициями мирного сосуществования народов на нашей земле. Осквернение памяти усопших считалось большим грехом, люди даже в мыслях не могли такое держать. Трепетное отношение к захоронениям было у всех народов края. Есть примеры, когда русские предприниматели участвовали в благоустройстве территории татарского кладбища. Был такой промышленник Вараксин, который помогал попечителю кладбища купцу Мухаметзяну Галееву с установкой каменного ограждения. В свою очередь, мусульмане помогали в таких же богоугодных делах русским предпринимателям.
В то время, да и сейчас, у татар не принято было даже рукой показывать в сторону погоста, рубить там деревья, чтобы не тревожить покой ушедших. Поэтому типичное татарское кладбище очень часто напоминает густой лес. Это было святое место, а святотатство в виде каких-то погромов считалось немыслимым.
Вандализм начался в первые десятилетия советской власти, когда старательно избавлялись от наследия прошлого, боролись с религией. Достаточно вспомнить судьбу знаменитого Троицкого кладбища в Елабуге. На многих сельских татарских кладбищах тогда тоже сносились памятники духовным деятелям, представителям буржуазного класса. Впрочем, это продолжалось недолго.
В последние годы периодически всплывают в средствах массовой информации сообщения о каких-то единичных случаях погромов, но разрушений такого масштаба не было никогда. Наверное, впервые в истории этого кладбища произошло такое массовое поругание могил.
«Мне трудно сказать, кому и зачем это надо было делать, но это, как мне думается, жестокий, мракобесный акт, попирающий все наши традиции, все этические нормы, которые культивировались, развивались у народов, проживающих в Татарстане». Фото Олега Тихонова
— Каково ваше отношение к погрому? Как думаете, что это было — провокация или обыкновенный вандализм?
— Все это можно назвать чудовищным преступлением и против морали, и против нравственности. Конечно, территория кладбища огромная, там даже при наличии какой-то современной системы охраны все равно могут произойти какие-то эксцессы. Поэтому необходим общественный контроль в этой сфере, бережное отношение к традициям, соответствующее воспитание подрастающего поколения.
Мне трудно сказать, кому и зачем это надо было делать, но это, как мне думается, жестокий, мракобесный акт, попирающий все наши традиции, все этические нормы, которые культивировались, развивались у народов, проживающих в Татарстане. Это однозначно идет вразрез с позитивными процессами, происходящими в республике. Это сделали люди, не считающие себя частью нашего общества.
Единственное, что радует — люди мудро не поддались на провокацию, быстро начали восстанавливать надмогильные камни, власти оперативно отреагировали на случившееся.
Все извлекли уроки. Поэтому у меня есть большая надежда на то, что больше подобное печальное событие не повторится.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.