Новости раздела

Хадж в 1920-е годы: «арабская весна», дипломатические уловки Карима Хакимова и самоизоляция страны Советов

Как изменилось паломничество в Мекку после Октябрьской революции

Хадж в 1920-е годы: «арабская весна», дипломатические уловки Карима Хакимова и самоизоляция страны Советов Фото: Истанбул, 1926 г.

Сегодня наступила кульминация мусульманского паломничества — стояние на горе Арафат. «Реальное время» продолжает публиковать авторские колонки профессора, научного сотрудника Института востоковедения РАН Альфины Сибгатуллиной о хадже татар. В сегодняшнем материале, подготовленном для нашего издания, она рассказывает о глобальных политических изменениях, потрясших мир в начале XX века, которые отразились и на паломничестве российских мусульман.

Новые войны — новые коррективы

С началом Первой мировой войны многое изменилось в истории мусульманского паломничества. Российских паломников война застала по дороге домой. Сын ишана Зайнуллы Расулева Кадир и его жена Зайтуна (девичья фамилия Мавлюдова, в нее был влюблен Габдулла Тукай), например, надолго задержались в Стамбуле, поскольку проход судов через Черноморские проливы был закрыт. И в ожидании улучшения политической обстановки в Стамбуле у четы родился сын, впоследствии ставший известным писателем Атиллой Расих, который в романе «Внук ишана» описал эти события по дневникам своей матери.

Турция вступила в войну на стороне Германии, и Россия однозначно запретила высадку россиян у турецких берегов, перевозка хаджиев стала осуществляться исключительно на пароходах российских компаний. С этой целью позже были организованы прямые рейсы в Красное море пароходов Совторгфлота.

Непоправимый удар был нанесен Хиджазской железной дороге, по которой во время войны турки перевозили свои войска: усилиями бедуинов (не без помощи английской разведки) она была разрушена и приведена в непригодное состояние.

Изменилась политическая обстановка в регионе: в 1916 году Хиджаз объявил независимость от Османской империи и до 1925 года существовал как независимое государство, управляемое хашимитами. В 1925 году Хиджаз был завоеван королем Неджда и получил название Королевство Неджд и Хиджаз.

К. Хакимов видел одной из своих первостепенных задач обеспечение возможности свободного посещения святых мест мусульманами из СССР. Фото islam-today.ru

Советский друг арабского Востока

В установлении торговых и дипломатических отношений молодой Советской Республики с Хиджазом большую роль сыграл татарин Карим Хакимов (1892—1938), личным авторитетом способствовавший формированию положительного образа страны Советов в глазах арабов. Летом 1924 году в Джидде под его руководством было открыто советское генконсульство, а когда СССР признал Саудовскую Аравию, К. Хакимов стал первым послом в королевстве. В 1925 году он совершил малый хадж (умру), чем завоевал уважение у властей Аравии. К. Хакимов видел одной из своих первостепенных задач обеспечение возможности свободного посещения святых мест мусульманами из СССР. Именно он содействовал приглашению и приезду в 1926 году на Первый Всемирный мусульманский конгресс советской делегации во главе с Ризой Фахретдиновым и организовал перевозку мусульман, направлявшихся в хадж, на советском пароходе до Джидды.

Таким образом, благодаря его деятельности, в 1926 году получила возможность совершить хадж официальная делегация советских мусульман в составе муфтия Центрального духовного управления мусульман Ризы Фахретдина, казыя Кашшафа Тарджемани, Махди Магкули из Сибири, имама Габдерахмана Гумари из Астрахани; Тагира Ильяси из Казани; Муслахетдина Халиля из Крыма; Абдуль-Вахида аль-Кари из Туркестана и Мусы Бигиева из Петербурга.

Делегация мусльман Советского Союза в конторе Совторгфлота в Одессе

Страна в самоизоляции

Империалистическая война, революция, гражданская война, установление большевистской власти, сильнейший голод в Поволжье, раскулачивание, эмиграция экономически обеспеченной части населения, идеология воинствующего атеизма — вот неполный список причин ослабления интереса к мусульманскому паломничеству среди советских верующих в 1920-е годы. Хадж официально еще не был запрещен, но тех, кто рисковал в таких тяжелых экономических и политических условиях выезжать в паломничество, были единицы.

Одним из таких отважных людей является Муса Бигиев. Прекрасно ориентировавшийся в арабском мире М. Бигиев, не признавший советскую власть, видимо, не находя уюта в России, в 1927 году из Одессы снова отправился в святые места. Его дневниковые записи об этом путешествии совсем недавно были обнаружены и опубликованы историком А. Хайрутдиновым. В своих записях Муса-эфенди особое внимание обратил на плачевное санитарное состояние региона, отсутствие порядка и чистоты в местах поклонения, на давки среди паломников, уносившие огромное количество жизней.

Глубокую печаль выражают слова Мусы-эфенди: «Русиядән, димәк мөмкин, йалңыз бән…» («Из России, можно сказать, что я один…»), которые свидетельствуют о том, что с каждым годом сокращалось количество мусульман, совершавших паломничество из СССР. В паломнический сезон 1927 года на пароходе Совторгфлота «Ильич», который привез 337 паломников, М. Бигиев был единственным из российских мусульман, остальные все были иностранцы, преимущественно кашгарцы из Китая. Перевозка в Хиджаз на советских пароходах иностранных паломников была особой советской политикой того периода.

К началу 1930-х СССР отказался от активной внешней политики в Аравийском полуострове, и путешествия советских мусульман в Мекку полностью прекратились, что даже вызвало серьезное беспокойство мусульманских стран. Хотя советские чиновники пытались оправдываться, что, мол, совершение хаджа является личным делом верующих, и власти СССР не имеют к этому никакого отношения, было очевидно, что сталинский режим постепенно изолировал страну от международного сообщества, как мусульманского, так и православного.

См. также:

Хадж 200 лет назад: поездка на годы, жертвы аферистов, бесконечные досмотры и разгул инфекций

Хадж на рубеже XIX—XX веков: улучшенная транспортная инфраструктура, наемное паломничество и «наши» за бугром

Альфина Сибгатуллина
Справка

Альфина Тагировна Сибгатуллина — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН (Москва).

  • В 1979 году с отличием окончила среднюю школу.
  • В 1984 году с отличием окончила Елабужский государственный педагогический институт (специальность: Русский язык и литература, татарский язык и литература). Принята на кафедру русского языка.
  • В 1990 году в Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова АН РТ защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Эволюция концепции личности в татарской поэзии XIX века».
  • В 2000 году в Казанском государственном университете защитила докторскую диссертацию на тему: «Суфизм в татарской литературе (истоки, тематика и жанровые особенности)».
  • В 2002 году присвоено ученое звание профессора.

комментарии 6

комментарии

  • Анонимно 11 сен
    всегда была драка за святые места, люди глотки друг другу перегрызали за идею, что именно у них якобы самое святое место. хотя откуда они это взяли.
    Ответить
  • Анонимно 11 сен
    Как изменилось? Стало бизнесом
    Ответить
    Анонимно 11 сен
    Зря вы так, но расходы действительно есть, бесплатно никто не возит
    Ответить
  • Анонимно 11 сен
    По моему святых мест больше нет. Один бизнес остался.
    Ответить
  • Анонимно 11 сен
    хороший цикл вы придумали. спасибо за материалы о хадже
    Ответить
  • Анонимно 11 сен
    Расходы выросли так, что многие просто отказываются ехать. Да и небезопасно пока.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров