Новости раздела

«А будущее у КАМАЗа есть, товарищ мэр, как вы думаете?»

Экономика автограда «позеленела», оттолкнулась от дна 2015 года, но пока не достигла докризисных показателей

«А будущее у КАМАЗа есть, товарищ мэр, как вы думаете?»
Фото: nabchelny.ru

Сегодня на деловом понедельнике в Набережных Челнах власти подвели экономические итоги первого полугодия. В отличие от похожего резюме в конце июля прошлого года, нынешнее носило чуть ли не праздничный характер: все показатели в «зеленой зоне». Есть одно «но» — «позеленела» городская экономика лишь относительно катастрофического 2015 года, который оказался настоящим «дном», от которого команда Наиля Магдеева, благодаря федеральной и республиканской поддержке, смогла оттолкнуться. Впрочем, отдельные «зеленые» цифры, в частности, по стройке, рознице и средней зарплате показались корреспонденту «Реального времени» сомнительными: тем более что как по волшебству команда Наталии Кропотовой умудряется менять цифры прошлого года…

Объем отгруженных товаров – 92,9 млрд руб. – превысил показатель 2014 года

С основным докладом перед шефом выступила замглавы исполкома, куратор экономического блока мэрии Наталия Кропотова, объявившая, что по итогам первого полугодия наблюдаются «положительные изменения макроэкономических показателей». Но, тут же оговорилась она, при этом их значения «еще не достигли докризисного уровня 2012 года». Так, объем отгруженных товаров в январе–июне 2016 года составил 92,9 млрд рублей, индекс промышленного производства – 113,8% (в первом полугодии 2015 – 70,4%, ИПП РФ – 101,7%, РТ – 103,2%). Напомним, ровно год назад объем отгруженной продукции составлял всего 74 млрд рублей (в первом полугодии 2014 года – 90,1 млрд). Надо сказать, если темпы останутся хотя бы теми же, к концу года автоград способен вернуться на показатели 2012 года, когда по итогам года было отгружено продукции на 190 млрд рублей с ИПП на 108,6%.

Напомним, в ноябре прошлого года, когда верстался Бюджет-2016, Наталия Кропотова планировала ВТП на уровне 167 млрд рублей (с темпом роста в 98%), а выйти в плюс экономика по расчетам ее команды планировала лишь в 2017 году, когда ВТП должен был составить 185,3 млрд. Если второе полугодие окажется таким же ударным, как и первое, очевидно, что 2017 год для автограда наступит уже в 2016-м.


В основном город отыграл прошлогодние потери благодаря КАМАЗу. Фото kamazopt.ru

Как КАМАЗ отыграл падение 2015 года

В зеленой зоне показатели производств транспортных средств и оборудования, металлургии, пищевых продуктов, бумаги и целлюлозы. В основном, конечно, город отыграл прошлогодние потери благодаря КАМАЗу, который продал к июню более 13 тыс. грузовиков, что на 32% больше, чем в первом полугодии 2015 года. Для сравнения, по итогам первых шести месяцев прошлого года КАМАЗ отгрузил всего 11,2 тыс. грузовиков, что в сравнении с показателями отгрузки первого полугодия 2014 года – 19,3 тыс. грузовиков – было катастрофой. А продал и того меньше – всего 9900 машин. Легче всего судить о том, как КАМАЗ вытаскивает себя из ямы по объему отгруженной продукции. В первом полугодии 2014 года – 44 млрд рублей, в первом полугодии 2015 – 28,3 млрд рублей, в первом полугодии 2016 – почти 39 млрд рублей. Таким образом, КАМАЗ почти вернулся к показателям кризисного 2014 года, отыграв падение 2015 года.

Одновременно с относительным ростом продаж КАМАЗ увеличил и долю на рынке с 53 до 61% (тут, конечно, отдельное спасибо политике ЦБ и Эльвире Набиуллиной лично за девальвацию рубля!). План продаж автогиганта на 2016 года – 32 тыс. авто, из которых 25 тыс. КАМАЗ собирается продать на российском рынке. По мнению Кропотовой, об изменении в лучшую сторону свидетельствуют и инвестиции крупных компаний автограда. Так, КБК в два раза увеличил объем инвестиций к уровню соответствующего периода прошлого года (далее – с.п.п.г.) – до 200 млн рублей, которые пошли на автоматизированную упаковочную линию с применением роботов-укладчиков. «Челны-хлеб» в первом полугодии вложил 120 млн рублей, он продолжает реализовывать проект по созданию участка по выпечке мелкоштучных хлебобулочных и слоеных изделий (запустить линию планируют до конца года). ОАО «Челны Холод» в освоение 22 новых наименований мороженого вложил 203 млн рублей. ОАО «Булгарпиво», начав СМР по строительству цилиндроконических танков, построив новый элеваторварочный цех (на 85 млн рублей), активно ведет строительство еще и логистического центра, в который компания вложит более 150 млн рублей. Впрочем, все три упомянутые компании и в прошлом году показывали на фоне падения промышленного сектора рост («Булгарпиво» в 17,4%, «Челны-хлеб» в 3,8%, «Челны Холод» в 2,7%). Напомним, все та же Кропотова в ноябре прошлого года планировала, что объем инвестиций составит по итогам 2016 года 39,2 млрд рублей. К сожалению, цифру инвестиций по итогам первого полугодию нам не озвучили.

Наталия Кропотова рассказала и о первых итогах по набору резидентов в ТОСЭР. Фото nabchelny.ru

Пять резидентов ТОСЭР готовы вложить порядка 11 млрд рублей

Рассказала Наталия Кропотова и о первых итогах по набору резидентов в ТОСЭР. Сегодня статус резидента получили пять компаний – «Хайер», АПК «Камский», «Техноанод», «ТЭМПО» и завод по производству хоккейных клюшек «ЗаряД». Объем инвестиций по пяти проектам должен составить 10,9 млрд рублей, появиться должно 2 тыс. рабочих мест. В плане еще 6 возможных резидентов на 450 рабочих мест и 2,5 млрд рублей инвестиций.

Вновь, как и в прошлом году, не был назван объем отгруженной продукции МСБ. Правда Кропотова назвала цифры по количеству предприятий в МСБ. Так, если в прошлом году в МСБ работало 30 тыс. предприятий, в которых трудилось 50 тыс. человек, и доля в ВРП составляла 30%, то по итогам первого полугодия в МСБ насчитали всего 29,2 тыс. предприятий (куда исчезли 800 предприятий – неизвестно), где, однако, работает столько же людей, но зато ВТП составил на полпроцента больше, чем за с.п.п.г. – 30,5%. Доля МСБ по налогам в бюджет составила 35%.

Озвучены были и точные цифры выделенных федералами и республиканским бюджетом средств на два промпарка автограда по линии поддержки Фонда моногородов. На КИП «Мастер» выделяет 898 млн рублей (здесь должны сдать шестую очередь – площадью 694 тыс. кв. м) для создания 4 тыс. новых рабочих мест. Парк «Развитие» получит из федеральных и республиканских источников 162,9 млн рублей на строительство инженерных сетей I очереди. Еще 19,5 млн рублей парк получит от МЭР РФ на завершение строительства сетей II очереди парка. «Развитие» должно создать 1000 новых рабочих мест. Заявленный объем инвестиций по парку – 1,6 млрд рублей.

На КИП «Мастер» Фонд моногородов выделяет 898 млн рублей. Фото tonkosti.ru

Стройка выросла по объемам СМР и… упала по вводу жилья

Стройка, отыграв падение прошлого года, смогла превзойти и показатели 2014 года. Объем строительно-монтажных работ по итогам первого полугодия в автограде составил 10,3 млрд рублей, тогда как в с.п.п.г. – 8,7 млрд рублей, а по итогам первого полугодия 2014 года – 8,9 млрд. Рост по Челнам составил 14,9%. Для сравнения: ни в России, ни в Татарстане никаким ростом и не пахнет – «рост» отрицательный и в РФ – 90,3%, и по Татарстану – 96,8%. Впрочем, рост в автограде довольно сомнительный, с точки зрения абсолютных цифр, то есть собственно квадратных метров. Так, по словам Наталии Кропотовой, было введено 101,8 тыс. кв. м жилья при годовом плане в 300 тыс. кв. м. Однако по словам все той же Кропотовой, докладывающей по итогам первого полугодия 2015 года прошлым летом – тогда было введено 105,6 тыс. кв. м при годовом плане в 340 тыс. кв. м Налицо падение на 3,7%. Рост же показателя объема СМР, что не исключено, может быть связан с удорожанием строительных материалов! Зато, говоря о СМР, Кропотова объявила, наконец, о том, чего ждали 300 предприятий с заводами на БСИ (там производится 14% всей продукции автограда) – выделении из республиканского бюджета средств на капремонт дорог в этой промзоне. Напомним, с просьбами о выделении денег на ремонт дорог на БСИ выступали представители бизнеса и на встречах с Рустамом Миннихановым в рамках проекта «Откровенный диалог». На показателях стройки отразился и объем средств, выделенных на капремонт домов – 1,2 млрд рублей. Отразилась и реализация республиканских программ строительства и капремонта объектов социнфраструктуры на сумму более 4 млрд рублей (в прошлом году, однако, сумма была выше – 5 млрд рублей).

Кропотова объявила о выделении из республиканского бюджета средств на капремонт дорог в промзоне. Фото Сергея Афанасьева

«Плавающие» прошлогодние цифры – как розница подросла, а на самом деле упала…

Оборот розницы составил, по итогам шести месяцев, 67 млрд рублей. По словам Кропотовой, налицо рост в 104%, ведь в прошлом году он составлял 65 млрд рублей. Каким образом изменилась цифра прошлого года, неизвестно (возможно, в мэрии закупили новые калькуляторы?). Однако «Интернет помнит все»: в прошлом году Кропотова заявляла о том, что оборот розницы, по итогам первого полугодия 2015 года, составлял… 70,4 млрд рублей! И тогда же отмечала, что этот показатель выше показателей 2014 года (66,8 млрд рублей). Таким образом, если воспользоваться прошлогодними расчетами Кропотовой, как и в случае со стройкой, налицо не рост, а падение розницы – почти на 5%!

Средняя зарплата составляет 29,6 тыс. рублей, однако Кропотова не стала заострять внимание на том, что эта средняя зарплата рассчитывалась «на крупных и средних предприятиях»! Очевидно, что в действительности она заметно меньше. Реальная зарплата – видимо, на все тех же крупных и средних предприятиях – выросла на 1,6%. Напомним, год назад заявлялось о том, что реальный размер средней зарплаты челнинцев снизился на 6% к 2014 году, формально увеличившись до 26,7 тыс. рублей. Простой арифметический подсчет показывает, что реальная зарплата должна вырасти на 10,8%, однако эту прекрасную цифру чиновники обязательно не пропустили бы, тут же озвучив. Следовательно, именно прошлогодняя цифра в 26,7 тыс. рублей близка к действительной «средней зарплате» в отличие от откровенно натянутой нынешней.

Уровень безработицы пока не достиг даже уровня 2014 года

Зато ударными темпами идет работа по сокращению скрытой занятости, благодаря чему было заключено 9,5 тыс. новых договоров, а объем НДФЛ вырос аж на 23,4 млн рублей. Борьба с серым рынком труда позволила также увеличить отчисления в Пенсионный фонд на 6,7 млн рублей. Уровень безработицы составил 0,71%, численность – 1919 человек. Для сравнения за с.п.п.г – уровень безработицы составлял 0,95%, численность – 2563 человек. В конце июня 2014 года уровень безработицы был, однако, ниже – 0,73%. Таким образом, по уровню безработицы автоград лишь достиг уровня кризисного 2014 года. В том числе благодаря привлечению допсредств на снижение напряженности на рынке труда в сумме 466,6 млн рублей. «Принятая программа снижения напряженности на рынке труда обеспечит 6,5 тыс. временных рабочих мест. По состоянию на 1 августа на временные работы направлено уже 20578 работников», — заявила Наталия Кропотова. В очередной раз напоминаем, что эти 20,5 тыс. работников, направленные на «временные работы», являют собой самую обыкновенную скрытую безработицу, которая официально в цифре 0,71%, разумеется, не учитывается!

Наиль Магдеев был сдержан в оценках. Фото nabchelny.ru

«Сравнение с 2015 годом понятно, но база была низкая в 20142015 годах»

Наиль Магдеев был сдержан в оценках и обратил внимание на то, что показатели, хотя и позитивные, но все-таки ниже докризисного уровня – 2012 года.

— Сравнение с 2015 годом понятно, но база была низкая в 2014—2015 годах! Мы жили и живем в условиях сложной экономической ситуации. Поэтому, смотря что брать за базу [для расчетов, — прим. ред.]…. Но тенденция положительная есть, особенно в деятельности КАМАЗа. Он полнокровную неделю работал до сих пор, пока он в корпоративном отпуске. Планы на второе полугодие у него серьезные. Думаем, оно окажется успешным. С руководством КАМАЗа мы об этом говорили.

Прокомментировал мэр и выделение из бюджета РТ 200 млн рублей на приведение в нормативное состояние дорог на БСИ, где работают такие компании, как КБК, «Домкор», «ТАТПРОФ» (работы должны завершиться в сентябре). Оказалось, это результат личных переговоров Магдеева с Рустамом Миннихановым, которые прошли две недели назад назад, 10 августа. Говоря о резидентах ТОСЭР, Магдеев призвал своих подчиненных знать их «пофамильно, по имени и отчеству», так как именно они должны помочь уйти от монозависимости.

«А будущее у КАМАЗа есть, товарищ мэр, как вы думаете?»

Новые предполагаемые резиденты, судя по оброненным словам мэра, вероятнее всего окажутся пищевиками:

— Вы заметили, что после машиностроения и энергетики пищевой кластер занимает уже третье место в объеме ВТП? — поинтересовался он у хозяйственных руководителей и чиновников. – Пищевка перспективна. Есть серьезные планы у компании «Челны-Бройлер», серьезные инвестиции более 3 млрд рублей, чтобы на территории города построить новое производство. Санкции пищевым предприятиям позволяют осваивать рынки. Для активных предприятий пищевого и перерабатывающего кластера это хорошие возможности. Для кого-то кризис и санкции, а для кого-то возможности увеличить долю продукции! Как, вон, у КАМАЗа – 61% доля рынка уже. Недавно на встрече с жителями одного из районов города женщина вопрос мне задала: «А будущее у КАМАЗа есть, товарищ мэр, как вы думаете?» И пришлось объяснять, что будущее у КАМАЗа есть! – рассказал мэр о борьбе со скепсисом горожан в отношении автогиганта. – Но чтобы будущее было, в настоящем нужно активно работать. Времени не жалеть, с шести утра работать, и по субботам, а желательно и по воскресеньям! Чтобы будущее у города было. Надо быть активным, а не спящим на ходу. Наша судьба в наших руках. Если мы не будем активными, никто ничего в город Набережные Челны не принесет, уверяю вас…

Магдеев выразил уверенность, что и вторая половина года будет плодотворной, и все, что город наметил по программе социально-экономического развития, будет выполнено.

Сергей Афанасьев

Новости партнеров

комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 22 авг
    Докризисных показателей тяжело будет достичь(
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    а ведь спасибо Путину за санкции-то)
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    это у кого,простите, такая средняя зарплата??
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    Будущее-то у КАМАЗа есть, вот только какое - большой вопрос
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    стройматериалы действительно очень сильно подорожали
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии