«Татарстан упал на 1%, а Челны — почти на 30%»
На вчерашнем «деловом понедельнике» в Набережных Челнах глава экономического блока города Наталия Кропотова заявила, что объем отгруженной продукции автограда за первое полугодие 2015 года упал на 30%. Причина не только в кризисе на КАМАЗе, но и в том, что объем отгруженной продукции обрабатывающих производств упал в 1,3 раза, а строители Челнов за полгода выполнили лишь треть запланированных работ. На 30% вырос и уровень безработицы. В мэрии ситуацию называют «небезнадежной» и возлагают надежды на федеральную помощь по линии Фонда поддержки моногородов: город озвучил параметры семи инвестпроектов для получения госсубсидий. Реализация всех проектов даст городу 22-процентную диверсификацию, 10 тыс. рабочих мест и почти 140 млн рублей ежегодными налогами.
Республика упала на 1%, а Набережные Челны — на 30%
Вчерашний «деловой понедельник» в автограде был всецело посвящен обсуждению неблагоприятной экономической ситуации в городе, уже сказавшейся на исполнении бюджета (см. предыдущий материал «Реального времени»). Подробнее о том, как проседает экономика — а она проседает весьма тревожными темпами, — рассказала глава экономического блока Наталия Кропотова, сразу заявившая, что по итогам I полугодия текущего года негативные тенденции в экономики сохраняются.
— Но несмотря на весьма напряженную ситуацию, город (по последним данным, население его составило 524 тыс. человек — прим. ред.) продолжает развиваться, реализуя новые проекты, — добавила оптимистическую нотку в начало своего доклада Кропотова и тут же перешла к невеселым цифрам. — Объем отгруженной продукции составил 74 млрд рублей (в прошлом году, судя по представленным слайдам, он составлял 90,1 млрд рублей — прим. ред.). Индекс промышленного производства снизился до 70,6%. Для сравнения, ИПП Татарстана — 99,2%.
— Республика упала на 1%, мы почти на 30%? — огорченно уточнил Наиль Магдеев и после утвердительного замечания Кропотовой всю боль от полученной информации выразил в одном вздохе: — Да…
Результаты работы отрасли, объяснила она, в первую очередь определяются работой КАМАЗа, доля которого в экономике города составляет 38%. А по результатам 6 месяцев КАМАЗом отгружено всего 11 228 авто, тогда как в прошлом году было 19 344.
— Практически в 2 раза, — печально вздохнул Наиль Магдеев.
— Да. Индекс производства компании упал на 42% (он составил 57,9% — прим. ред.), — тем же печальным тоном ответила Кропотова.
При этом демонстрируемые докладчицей слайды были еще красноречивее. Так, объем отгруженной продукции автогиганта за тот же период прошлого года составлял 43,9 млрд рублей, в этом году — всего 28,3 млрд. Падение производства — более чем в 1,5 раза.
Исключения из правил: «Булгарпиво», КБК, КСМ и «Ак Барс Металл»
Падение демонстрируют и другие отрасли: стройиндустрия, металлургия, производство транспортных средств и оборудования, отметила Кропотова, но не стала вдаваться в подробности. Меж тем, слайды демонстрировали таблицу отраслей производства городской экономики с рядом красных стрелочек (падение) и лишь двумя желтыми (рост). В красной зоне как промышленность в целом — падение ИПП с 94,1% до 70,4% (в 1,3 раза), — так и обрабатывающие производства — ИПП аналогично упал с 92,7% до 68,8% (1,3 раза), и производство и распределение электроэнергии, газа и воды — ИПП снизился со 110% до 96,4%. Интересно, что обрабатывающим производствам не помог рост двух отраслевых производств (об этом ниже), так как по основным категориям — сплошная красная зона. Так, производство неметаллических минеральных продуктов упало с 112,7% до 92,8%, металлургическое производство — с 94 до 86,8%, а производство транспортных средств и оборудования рухнуло с 91,7% до 62,7% (почти в 1,5 раза).
Рост обеспечили лишь производство пищевых продуктов, включая напитки и табак (103,9% в прошлом году, 105,6% в 2015) и целлюлозно-бумажное производство (с 99,3% до 109,5%). Фактически за обе строки несут ответственность шесть предприятий в этих отраслях. Среди пищевиков это «Булгарпиво» (молодежь стала больше пить, и об этом говорилось на прошлом совещании ) — рост производства в компании составил 17,4%, — «Челны-хлеб» (3,8%), «Челны-холод» (2,7%). За бумажное производство отвечает успешный КБК (гендиректор которого Владимир Бестолков ушел в этом месяце из жизни. Нового акционеры изберут только в конце августа, пока и. о. руководителя — коммерческий директор Владимир Зубков): рост — 9,5%. В числе других «позитивных» компаний «Ак Барс Металл» (рост — аж 22,4%) и «Комбинат строительных материалов» (рост производства — 13,9%). Причины спада, по словам Кропотовой, обусловлены общим снижением продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
— На фоне всех санкций, и тех, которые ввели против нас, и тех, что мы ввели в ответ, «пищевка», как видите, вариант беспроигрышный, — отметил Наиль Магдеев (напомним, в Челнах и Закамье власти РТ намереваются организовать пищевой кластер).
«Стройка» автограда уже упала на 8%: при этом за полгода выполнена лишь треть работ
Несмотря на снижение производства, инвестиции все-таки имеют место (впрочем, почему-то их цифру и темпы этого года Кропотова не решилась назвать). Так, чиновница перечислила ряд открытых за это время производств. Открытие новой линии сварки кабин на ПРЗ КАМАЗа (газета «Реальное время» писала об этом). Запуск на «Челныводоканале» производства гипохлорида натрия, нового реагента для обеззараживания воды — инвестиции составили 155,4 млн. Открытие производства нового автомобиля «Форд Фиеста» компанией ООО «Форд Соллерс Холдинг» на 200 рабочих мест.
Цифры по ситуации с сектором МСБ (30 тыс. предприятий, на которых трудится 50 тыс. человек, — их доля в ВРП составляет 30%) Кропотова не назвала, рассказав лишь о мерах, предпринимаемых мэрией по развитию этого самого бизнеса. Но вряд ли они окажутся оптимистичнее камазовских. К тому же, падение демонстрируют не только производственные предприятия. Так, объем строительно-монтажных работ в этом году составил 8,7 млрд рублей, хотя в первом полугодии прошлого года он был 8,9 млрд рублей, а в сопоставимых ценах к предыдущему году налицо падение челнинской «стройки» вообще на 8,1%. Было введено 105,6 тыс. кв. м жилья при годовом плане в 340 тыс. кв. м (т. е. за полгода выполнена лишь треть работ). И это при том, что городу в рамках федеральных и республиканских программ на строительство ряда социально-культурных проектов было передано 5 млрд рублей: включая строительство 6 детсадов на 1 480 мест, реконструкцию стадиона «КАМАЗ» на 200 млн рублей и капремонт проспекта Сююмбике на 660 млн рублей. Без этих миллиардов, не исключено, показатели объема СМР были бы в разы ниже.
Падение демонстрирует и розница. Оборот последней составил в первом полугодии 70,4 млрд рублей. С одной стороны, он формально выше прошлогоднего (66,8 млрд), однако, как признала Кропотова, в сопоставимых ценах он составляет всего лишь 91,8%. То есть розница уже упала на 9,2%. В основном на спаде сказалось, впрочем, снижение объемов торговли промышленными товарами (что логично — в кризис люди стараются избегать крупных и лишних трат).
Озвучены параметры семи инвестпроектов для получения госсубсидий по линии Фонда поддержки моногородов: 35,9 млрд инвестиций, 10 тыс. рабочих мест
В таких условиях город неизбежно надеется на победу в конкурсе моногородов. По словам Кропотовой, системная работа по включению автограда в программу поддержки моногородов продолжает вестись. К настоящему моменту было подготовлено уже семь инвестпроектов, которые должны диверсифицировать экономику города на 22,6%. Интересны здесь, впрочем, показанные на слайде Кропотовой последние цифры и параметры этих проектов. Перечислим их:
- Развитие ОАО «КИП Мастер». Стоимость — 4,27 млрд рублей, 4 000 рабочих мест, вклад в налоговую базу — 44,3 млн рублей, вклад в диверсификацию — 8,4%.
- Промышленный парк «Развитие». Стоимость — 1,6 млрд рублей. 1 000 рабочих мест. Вклад в налоговую базу — 11,5 млн. Вклад в диверсификацию — 0,4%.
- Индустриальный парк «Челны». Стоимость — 3,18 млрд рублей. 1 200 рабочих мест. Вклад в налоговую базу — 15 млн рублей. Диверсификация — 4,3%.
- Создание металлургического завода «ТЭМПО». Стоимость — 5 млрд рублей. 1 500 рабочих мест. Вклад в налоговую базу — 30 млн. Диверсификация — 4%.
- Расширение производства синтетического сапфира для оптоэлектроники. Стоимость — 4,7 млрд рублей. 231 рабочее место. 12,6 млн — вклад в налоговую базу города. Вклад в диверсификацию — 1%.
- Создание технополиса по производству и комплексной переработке птицеводческой продукции «Чулман». Стоимость — 11,7 млрд рублей. 1 224 рабочих места. Вклад в НБ — 13,6 млн. Вклад в диверсификацию — 2,8%.
- Создание предприятия по глубокой переработке мяса и производству колбасных изделий на ООО «Камская нива». Стоимость — 5,35 млрд рублей. 850 рабочих мест. Вклад в НБ — 12,5 млн рублей. Вклад в диверсификацию — 22,6%.
Итоговый объем инвестиций во все проекты — 35,9 млрд рублей, сами проекты должны дать городу (помимо диверсификации) 10 тыс. рабочих мест и 139,5 млн рублей ежегодными налогами. Если верить Кропотовой, ВЭБ (который должен помочь с финансированием) и минэкономразвития РФ (которое курирует программу моногородов) выразили интерес к заявке Челнов. Напомним, Фонд развития моногородов подписал с Татарстаном соглашение о сотрудничестве по развитию Набережных Челнов, но договор пока предусматривает не сами деньги, необходимо еще подготовить заявку на софинансирование расходов РТ и Челнов по реализации этих проектов. В договоре участвуют не все проекты, это заметно и по параметрам: 7,5 тыс. рабочих мест (а не 10 тыс.) и 17 млрд инвестиций (а не 35,9 млрд).
Наталия Кропотова, однако, рассказала, что соглашение это было подписано еще 15 июля. Кроме того, 22 июня правительством РФ было принято решение о создании в моногородах территорий опережающего социально-экономического развития.
Безработица выросла за год в 1,3 раза
При этом город и республика делают все возможное, отмечает чиновница, чтобы не допустить массовой безработицы (притом что реальный размер средней зарплаты челнинцев снизился на 6% к 2014 году, формально якобы увеличившись до 26,7 тыс. рублей).
Всего безработных в автограде сегодня 2 563 человека, уровень безработицы — 0,95%. Впрочем, в эту цифру не включаются те десятки тысяч человек, которые по факту сегодня не производят, а заняты на общественных работах (для обеспечения так называемой «временной занятости» 23 тыс. человек город привлек 997,5 млн рублей). Тем не менее даже цифра в 0,95% тревожит, если сравнить ее с прошлогодними, когда кривая безработицы едва-едва колебалась на отметке 0,72-0,82%: на конец июня 2014 года уровень безработицы составлял 0,73%.
Наиль Магдеев нашел резервы для возмещения выпадающих доходов НДФЛ
На межведомственную комиссию по повышению уровня жизни населения, труда, привлечению и использованию иностранных работников в целях легализации серого рынка труда и серых зарплат за полгода было приглашено более 400 работодателей. Интересно, что цели легализации серого рынка труда и исключения «конвертных» зарплат привели к неожиданным результатам. Так, в итоге было доначислено 40 млн рублей НДФЛ, что после мрачного доклада коллеги Кропотовой Альфинур Галиакберовой (в котором, напомним, отмечались трудности по сбору НДФЛ) вызвало у Наиля Магдеева настоящий энтузиазм.
— Вот мы говорим о резервах, о том, что недобрали 136 млн рублей. Смотрите, к чему привели выборочные проверки, а проверяют там от силы 3-4% всех наших предприятий. Идут доначисления. Это то, что только обнаружили. Резервы для пополнения бюджета тут есть. В рамках существующего законодательства надо проводить проверочные мероприятия, чтобы прекратить все эти безобразия! — отрезал глава исполкома.
Резервы для Галиакберовой Кропотова нашла и в мерах по снижению неформальной занятости, в результате которых за полгода было заключено дополнительно 17 тыс. договоров. В итоге НДФЛ увеличился на 71 млн рублей (впрочем, эта цифра, по-видимому, включена в озвученную главным финансистом города).
Ситуация «непростая, но не безнадежная»
Наиль Магдеев, чтобы хоть как-то утешить своих подчиненных, неоднократно прерывал Кропотову, чтобы указать на немалые цифры республиканской и федеральной поддержки, в частности, на 997 млн рублей по программе временной занятости. Пока поступило, однако, 796 млн рублей.
— Не надо скороговоркой такие цифры говорить. Трудно представить, если бы эти средства не были бы привлечены в город в рамках антикризисных мер. Уверяю вас, город без поддержки не останется, мы в зоне особого внимания, — напирал глава исполкома на факт того, что Челны — моногород, и в трудной ситуации его бросить не должны.
Выслушав доклады Кропотовой и Галиакберовой Наиль Магдеев резюмировал, стараясь смотреть в будущее бодрее, что ситуация хотя и непростая, «но не безнадежная». Он выразил уверенность в том, что город из кризиса выйдет достойно и что в скором будущем рынок автомобилей поднимется (гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, однако, делясь мнением о будущем рынка с автором этих строк, был менее оптимистичен).
— Прогнозы прогнозами, а жить надо сегодня. Помощь мы чувствуем. А дорогу осилит идущий, — выдохнул глава исполкома в финале как никогда тревожного «делового понедельника».
Фото на постере nabchelny.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.