Из Японии в Татарстан с уникальными технологиями
В этом году, как и в прошлом, Татарстан вошел в 20-ку лидеров национального рейтинга инвестиционного климата в регионах России. Республика привлекает компании разных стран к ведению совместных проектов. С одной из стран-инвесторов — Японией — у Татарстана сложились давние деловые отношения. Безусловно, наиболее масштабным совместным проектом является «Аммоний». Наряду с ним есть нефтехимические заводы ГК «ТАИФ» и Mitsui, старший советник которой Такэхиро Того, еще будучи чрезвычайным и полномочным послом Японии в России, лично способствовал внедрению в Татарстане редких технологий. О роли покойного г-на Того в промышленном развитии республики и его личной дружбе с первым президентом Татарстана читайте в материале «Реального времени».
Вся нация через одного человека
«Такэхиро Того — это, пожалуй, первый японец, с кем мне довелось близко общаться. Можно сказать, что именно в нем и в общении с ним я открыл эту малознакомую для меня, загадочную нацию. Он стал собирательным образом японского народа», — делится воспоминаниями с «Реальным временем» первый президент Татарстана, государственный советник Минтимер Шаймиев. Их связывали деловые взаимоотношения и дружба, сложившаяся в период работы г-на Того чрезвычайным и полномочным послом Японии в Россию в 1996—2000 годы. До этого работал дипломатом в Москве при генеральных секретарях Никите Хрущеве, Леониде Брежневе, Михаиле Горбачеве.
По мнению Минтимера Шариповича, Такэхиро Того — блестящий дипломат, выдающийся политический и общественный деятель, внесший личный вклад в развитие сотрудничества между Россией и Японией, что, в свою очередь, открыло широкие возможности для установления деловых связей с Татарстаном.
Их первое знакомство состоялось в августе 1998 года. Будучи чрезвычайным и полномочным послом Японии в России, Такэхиро Того приехал в Татарстан с официальным визитом в сопровождении бизнесменов. В те годы Япония только начинала открывать для себя Татарстан. Такэхиро Того, находясь в Москве, внимательно изучил регионы страны. Татарстан стал одним из первых республик, которые были выбраны им для налаживания взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому тогда, в 98-м, японцы приехали в Татарстан в основном для знакомства и изучения возможностей в различных областях экономики.
«Любознательные японцы не ограничились посещением только нашей столицы, поехали в Елабугу, Менделеевск и Нижнекамск, — рассказывает Минтимер Шаймиев. — Они интересовались возможностями размещения инвестиций японской стороны в Камском промышленном регионе. Посетили наши крупнейшие предприятия: «ЕлАЗ», «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина» и совместное предприятие с участием японского капитала ICL-КПО ВС в Казани. Безусловно, в первую очередь мы все воочию увидели легендарную вежливость японцев, их восточное любопытство, умение, не напрягая окружающих, наблюдать, всматриваться в то, что им интересно».
Татарстанцев тогда особо поразило в японцах трепетное отношение ко всему, что касалось их страны. В Елабуге делегация посетила могилы соотечественников-военнопленных, умерших в спецлагере от ран и болезней во время войны. «Г-н Того сначала сердечно поблагодарил нас за бережное отношение к захоронениям японских военнопленных на территории республики. И только потом деликатно завел разговор о возможности их перезахоронения в Японии. Мы, предварительно согласовав с МИД России, заявили о нашей готовности всячески способствовать удовлетворению просьбы японской стороны», — вспоминает Минтимер Шаймиев. Через пару месяцев уже был проведен сбор и кремация праха японских военнопленных и затем вывезен. Японская сторона была благодарна за проявленную чуткость. Это особенно сблизило первого президента Татарстана и японского посла. «Г-н Того был тронут нашим вниманием и отзывчивостью — так рождалась наша дружба», — говорит Минтимер Шарипович.
Совместно с японцами крупнейшее в СССР производство этилена
Затем посол был принят в Казанском кремле, куда Такэхиро Того прибыл с еще более внушительной группой бизнесменов. Это дало толчок к расширению экономических связей между Татарстаном и Японией. Тогда было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между правительством РТ и компаниями Toyo Engineering Corporation и Mitsui & Co., LTD, к слову, учрежденной еще 1 июля 1876, вскоре после того как Япония открыла свой внутренний рынок для внешней торговли после нескольких столетий изоляции. Сама же группа компаний Mitsui была основана еще в XVII веке г-м Такатоси Мицуи. В настоящее время Mitsui имеет 154 офиса в 66 странах, которые торгуют и инвестируют в такие области, как добыча и переработка нефти и газа, минеральных ресурсов, производство стальной продукции, оборудования, развитие инфраструктуры (в основном в области энергетики и железнодорожного транспорта), автомобильная, химическая промышленность, информационные технологии, транспорт и логистика, производство продуктов питания и сельское хозяйство.
Что касается компании Toyo Engineering Corporation, с 1961 года она проектирует и строит для промышленных объектов, поставляет оборудование, организует пуско-наладку, оказывает техническую помощь промышленным объектам в нефтегазовой, нефтехимической отраслях, имеет опыт работы в сфере производства минеральных удобрений и строительства производственных систем. И, кстати, именно совместно с компанией Toyo Engineering Corporation 40 лет назад ПАО «Нижнекамскнефтехим» ввел в эксплуатацию крупнейшее в СССР производство этилена — комплекс «Этилен-450», который после модернизации в 2013 году стал производить более 600 тыс. тонн. А в 70-ые годы прошлого века эта стройка била рекорды: на «Этилен-450» впервые в стране был произведен подъем колонны весом 520 тонн и высотой почти 100 метров.
Судьбоносная для «КАМАЗа» поездка
Следующая встреча состоялась, когда Минтимер Шаймиев оказался в Японии в составе официальной делегации России, возглавляемой президентом Владимиром Путиным уже в начале нулевых. «В ходе визита велись переговоры на высшем уровне с премьер-министром Японии Иосиро Мори по проблемам стратегических и геополитических отношений между двумя странами, а также по вопросам российско-японского торгово-экономического сотрудничества. В то время знакомый нам Такэхиро Того тоже присутствовал на переговорах, всячески содействуя нашим устремлениям. Благодаря ему, мы, татарстанцы, весьма результативно провели перерывы между переговорами. Он инициировал нашу встречу с руководителями корпорации Mitsui, которая сразу приобрела конструктивный характер. Мы обсудили вопросы сотрудничества в нефтехимической отрасли, договорились о создании Совета по вопросам сотрудничества между корпорацией Mitsui и правительством Татарстана», — вспоминает Минтимер Шаймиев.
Эта поездка стала судьбоносной для «КАМАЗа» — в повестку переговоров Владимира Путина с Иосиро Мори был включен вопрос о восстановлении приостановленной на тот момент кредитной линии «КАМАЗу» для поставки производственного оборудования на $200 млн. В результате завод двигателей «КАМАЗа» получил необходимое оборудование. Вскоре это позволило автогиганту выйти на новый уровень производства двигателей для грузовых автомобилей, соответствующих европейскому стандарту ЕВРО-2, началась работа и над освоением производства двигателей ЕВРО-4. «Восстановление кредитной линии для «КАМАЗа» я бы назвал спасением автогиганта страны», — заявляет Минтимер Шаймиев.
«На следующий вечер Такэхиро Того пригласил меня в гости к себе домой, — делится воспоминаниями первый президент Татарстана. — Там я впервые попробовал лапшу из гречишной муки. И тут японцы отличились! Мало того что они традиционно питаются в основном морепродуктами, что определяет здоровье и долголетие нации, так они и в мучных изделиях используют более благопотребное. Мы даже успели сходить в баню, которая находилась на одном из высоких этажей. Но, несмотря на это, в баню подавалась горячая термальная целебная вода из-под земли. Я многое открыл для себя, увидев образ жизни японцев. Но и отметил общность наших взглядов на семейные ценности. К примеру, после бани все семейство собралось к чаепитию прямо на полу зала отдыха, и мы вместе, не спеша, тихо беседуя, пили чай. Эта чайная церемония окончательно подружила нас с Такэхиро Того. Мне невольно вспомнились воскресные обеды в доме отца и матери, когда за столом сидела вся наша большая и дружная семья…»
Как КОС добился единственного в России бесфосгенного производства поликарбоната
Именно хорошие отношения Минтимера Шаймиева с послом Японии в России, позже ставшим старшим советником правления компании Mitsui Такэхиро Того, помогли запустить в Татарстане безопасное производство широко вошедшего в нашу жизнь поликарбоната. В мире существует два способа получения поликарбоната: фосгенный и бесфосгенный. Фосгенная технология опасна как для человека, так и для окружающей среды. Фосген относится к категории особо опасных химических веществ, для его получения нужны угарный газ и хлор, за хранением которых нужно пристально следить. И даже в случае незначительной утечки на таком опасном производстве пришлось бы срочно эвакуировать весь город. На входящем в группу «ТАИФ» ПАО «Казаньоргсинтезе», изучив технологии, присутствующие на мировых рынках, остановились на технологии японской компании Asahi Kasei без использования фосгена. Этот способ относительно молодой и появился лишь в начале XXI века в Тайване. Продавать эту технологию в Татарстан никто не торопился. Однако при содействии компании Mitsui, удалось наладить взаимоотношения с японской компанией Asahi Kasei, которая все-таки согласилась продать технологию и лицензию на производство поликарбонатов с использованием процесса, полностью исключающего фосген.
Таким образом, на пустовавших территориях химгиганта началось строительство абсолютно нового и уникального для России завода поликарбоната. А так как одним из главных компонентов при производстве поликарбоната является бисфенол, то одновременно с заводом поликарбонатов на «Казаньоргсинтезе» в 2003 году приступили к строительству нового производства бисфенола и тоже по технологии японской фирмы Idemitsu Kosan.
На церемонию закладки фундамента приехали и руководители корпорации Mitsui. «Помню, несмотря на то что для старшего советника правления г-на Того погода была, мягко говоря, непривычной — мороз минус 30 градусов — он держался мужественно и свою роль одного из закладчиков фундамента выполнил на отлично», — вспоминает Минтимер Шаймиев.
Спустя пять лет, осенью 2008 года японские друзья были приглашены на празднование 50-летия ПАО «Казаньоргсинтез» и ввод в эксплуатацию новых производств, входящих в первый этап стратегического развития КОС. Тогда в своей торжественной речи советник корпорации Mitsui Такехиро Того выразил свою радость по поводу того, что новейшие технологии Японии и крупные промышленные базы республики нашли точки соприкосновения. «Мы открываем новую страницу в истории вашей нефтехимической промышленности. И это для меня осуществление мечты. Я приехал сюда впервые в 1998 году. Встречался с президентом РТ Минтимером Шаймиевым, сопровождал его в День суверенитета, наблюдал, какая крупная промышленная база здесь существует. В конце праздника был тренировочный полет самолетов МиГ-29, и в этом тоже проявлялась мощность республики. И тогда мне больно было, что Япония мало представлена в такой крупной республике, как Татарстан. Моя мечта была как-то осуществить соединение японской экономической мощи, которая по уровню находится на втором месте в мире среди развитых стран», — сообщил Такехиро Того. Вместе с президентом республики и генеральным директором ОАО «ТАИФ» Альбертом Шигабутдиновым он перерезал символическую ленточку в отделении расфасовки поликарбонатов. «С легкой руки Такэхиро Того между компанией Mitsui и «Казаньоргсинтез» завязалось многолетнее сотрудничество», — рассказывает Минтимер Шарипович.
И не только с «Казаньоргсинтезом» возникли деловые взаимоотношения. Половина автоматизированной системы управления ПАО «Нижнекамскнефтехима» — это разработки японской фирмы Yokogawa Electric Corporation. Шинная компания Bridgestone из Японии закупает у НКНХ изопреновые каучуки и бутилкаучук. А два года назад была запущена в эксплуатацию 4-ая линия по производству полистиролов мощностью 50 тыс. тонн в год по лицензии компании Toyo Engineering Corporation. Установка производит 13 марок полимеров по японской технологии Toyo-Mitsui.
Японские технологии использовались и при реконструкции установки ЭЛОУ-АВТ-7, который является первым технологическим звеном базового комплекса нефтеперерабатывающего производства «ТАИФ-НК», дочернего предприятия «ТАИФа». На блоке ЭЛОУ-АВТ-7 атмосферная часть пневматической системы была заменена на современную компании Yokogava. И наконец, Toyo Engineering Corporation является проектировщиком и поставщиком оборудования для основной установки VCC на амбициозном Комплексе глубокой переработки тяжелых остатков, с запуском которого уже осенью текущего года «ТАИФ-НК» сможет перерабатывать нефтяные остатки — гудрон и мазут — в дизельное топливо стандарта Евро-5 и прямогонный бензин.
Последняя встреча…
«Мы же с г-м Того продолжили дружбу и будучи советниками: я — государственным советником республики, он — старшим советником института стратегических исследований Mitsui. Мы не только переписывались, но и несколько раз встречались. Например, в августе 2011 года он приехал в Татарстан для сбора материала к статье о современной политической и экономической ситуации в России. Мы долго беседовали с ним, в конце он, как всегда, искренне поблагодарил меня и сказал, что эта беседа помогла ему понять суть процессов, происходящих сегодня в России. Встречались и в ноябре 2012 года, и, как оказалось, в последний раз. Мы непринужденно разговаривали не только о политике или экономике, но и о семьях и детях. Такэхиро Того поведал также и о событиях в Японии после землетрясения 2012 года», — рассказывает Минтимер Шаймиев.
В октябре 2013 года делегация компании Mitsui прибыла в Татарстан для участия в юбилейных мероприятиях, посвященных празднованию 55-летия со дня образования и 50-летия со дня выпуска первой продукции ПАО «Казаньоргсинтез». «Исполнительный директор по развитию проектов Сугавара Масато попросил меня о встрече специально для того, чтобы передать привет и наилучшие пожелания от моего друга Такэхиро Того…», — вспоминает Минтимер Шарипович.
Два года назад г-н Того скончался. «Он остался в моей памяти мудрым, улыбчивым, искренним, вежливым, чутким — истинным японцем, с неизменно уважительным отношением к каждому человеку рядом с собой, ответственным за каждое свое слово и достойным сыном своего народа, которого он любил и сделал все возможное для процветания своей страны», — заключил Минтимер Шаймиев.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Такэхиро Того в 1958 г. окончил юридический факультет Токийского университета, поступил на дипломатическую службу.
- 1961-1974 гг. — атташе, третий секретарь, первый секретарь Посольства Японии в СССР.
- 1974-1978 гг. — директор отдела МИД Японии.
- 1978-1981 гг. — советник Посольства Японии в США.
- 1981-1984 гг. — заместитель директора Департамента международных договоров МИД Японии.
- 1984-1986 гг. — заместитель директора Департамента Европы и Океании МИД Японии.
- 1986-1988 гг. — Полномочный министр Посольства Японии в СССР.
- 1988-1990 гг. — Директор Департамента Европы и Океании МИД Японии.
- 1990-1991 гг. — Советник МИД Японии.
- 1991-1993 гг. — Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Сингапуре.
- 1993-1996 гг. — Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Турции.
- 1996-2000 гг. — Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Российской Федерации, Азербайджане, Армении, Туркменистане и Беларуси.
- В 2000-2014 гг. — старший советник правления фирмы Mitsui. С 2003 г. — старший советник Института глобальных стратегических исследований корпорации Mitsui.
Умер в 2014 году.
Неоднократно бывал в Татарстане, в том числе в статусе чрезвычайного и полномочного посла Японии в РФ.