Рифкат Минниханов: «Если я республике нужен, значит, республика попросит...»
«Реальное время» публикует стенограмму последнего публичного выступления Минниханова в качестве главного госавтоинспектора Татарстана
Накануне глава ГАИ Татарстана Рифкат Минниханов сообщил о своей отставке и провел последнее совещание и пресс-конференцию в этом качестве. Полковник полиции подвел итоги своей работы, назвал достижения и проблемы ведомства, которые предстоит решать его преемнику, признав, что тому «будет труднее». Редакция «Реального времени» публикует полную стенограмму выступления Рифката Минниханова с незначительными сокращениями.
Товарищи офицеры! Прошу садиться. Начнем с конца или с начала? В зале присутствуют журналисты. Утечка уже прошла…
По итогам 7 месяцев на дорогах республики погибли 227 человек. За тот же период прошлого года было на 32 человека больше. То есть мы сохраняем человеческие жизни. С января 2005 года 1843 человеческие жизни сохранили. Вы принимаете это по-разному, но я всегда говорил, если в результате наших действий мы сохраним хотя бы одну жизнь — ради этого стоит работать! В связи с тем, что мы сохранили много жизней, мы вместе работали и имеем результат.
За ночные перевозки детей водителей будут лишать прав
В рамках нововведений, которыми этот год характеризуется, мы считаем основным из них то, что больше наше руководство и депутаты посвящают внимание детскому травматизму, и вопросы организованной перевозки детей выходят на первый план. И это сегодня главное, в связи с тем, что заканчиваются смены в детских лагерях, осуществляются организованные перевозки детей и стандартно с 15 августа по 15 сентября в рамках всероссийской акции «Внимание, дети!» проводятся операции. В рамках этого месячника будет осуществляться контроль за организованной перевозкой детей, будет проводиться ряд профилактических мероприятий с участием наших сотрудников… И самое главное, я считаю, в рамках этого месячника мы серьезное внимание уделяем проездам к детским оздоровительным учреждениям, школам, особенно акцент делается на пешеходные переходы.
С 1 по 10 сентября проводится декадник «Ребенок — главный пассажир». Вы знаете, что мы выставляем дополнительные силы и средства, в рамках части 3 статьи 12.23 КоАП РФ (нарушение правил перевозки людей, — прим. ред.) привлекаем [виновных] к ответственности. Для сведения: на текущий период по этой статье уже привлечено к ответственности более 20 тыс. участников дорожного движения — родители, которые не соблюдали требования этой статьи. Побольше я остановлюсь на части 4 статьи 12.23, связанной с организованной перевозкой детей. Во-первых, ужесточены санкции для автобусов, которые не соответствуют техническим требованиям. Есть жесткие санкции, начиная со штрафов для водителей в 3 тысячи рублей и для должностных лиц — 25 тысяч рублей, соответственно для юрлиц — 100 тысяч рублей. Необходимо отметить, что все-таки в Российской Федерации озабочены проблемой ночных перевозок, и здесь мы наблюдаем ужесточение ответственности за нарушения части 5 статьи 12.23. Вы видите [на слайде], что здесь водитель жестче наказывается — [штраф уже] не 3, а 5 тысяч рублей, плюс предусмотрено лишение прав до 6 месяцев, в остальных статьях этого нет. Мы считаем, что это правильное решение.
Есть часть 6 статьи 12.23, которая уже начала работать, — это тот случай, когда к перевозке детей допускаются автобусы старше 10 лет. В этом случае уже очень жесткие санкции: до 25 тысяч рублей должностным и 100 тысяч рублей юридическим лицам… Если помните, нашей комиссией безопасности дорожного движения еще до принятия постановления Российской Федерацией об ограничении срока эксплуатации транспортного средства в республике это решение было принято, и уже тогда мы жестко пресекали. Потом было постановление об организованной перевозке детей, а сегодня уже появилась статья в КоАП РФ. В любом случае, жизнь ставит на свои места ситуацию, которая происходит на дорогах. И я должен сказать, что здесь законодатель идет по пути ужесточения. Я считаю, что сегодня другого рычага нет.
Бесправные штрафники
Отдельно хотел бы сказать, что в связи с тем, что и штрафы большие, и подходы к их взысканию меняются, требуется активизация работы со службой судебных приставов. В первую очередь, используются свои ресурсы, наших сотрудников, это статья 20.25 часть 1 (уклонение от исполнения административного наказания, — прим. ред.). Вы видите (информация со слайда ниже, — прим. ред.), что по итогам 7 месяцев более 15 тысяч злостных неплательщиков подходят под эту ответственность. Соответственно, суды принимают решение по аресту и привлекают к двукратному штрафу, и здесь статистика существенная.
Информация на слайде: В отношении нарушителей ПДД, не уплативших штраф в установленный срок, сотрудники полиции составили 15067 протоколов. Судами принято 2917 решений об аресте неплательщиков, более 8,5 тысячи человек были оштрафованы, 296 — привлечены к ответственности в виде обязательных работ. Службой судебных приставов наложено 140 арестов на транспортные средства водителей, которые в установленном порядке не оплатили штрафы, и составлено 82 административных материала, связанных с временным ограничением на действие права управления транспортными средствами.
«В связи с тем, что и штрафы большие, и подходы к их взыскаемости меняются, требуется активизация работы со службой судебных приставов. В первую очередь используются свои ресурсы». Фото smolnarod.ru
Отдельно, без приведения статистики, хотел бы акцент сделать на том, что сегодня заработала статья, когда ограничивают возможность использования удостоверения злостными неплательщиками штрафов, в том числе по линии ГИБДД. К сожалению, точную статистику дать не можем, потому что она формируется у службы судебных приставов, они ее ведут. Но разговор идет о сотнях водителей, на которых за неуплату штрафов судебные приставы налагают ограничение по использованию водительского удостоверения. Положительный момент этой статьи — до применения ограничения должника предупреждают об этом. И 80—90% должников сразу же оплачивают… То есть эта санкция очень эффективно работает. Я считаю, подходы здесь правильные, другого варианта нет. И, к сожалению, нам приходится применять такую непопулярную форму совместно со службой судебных приставов, как арест транспортных средств. По итогам 7 месяцев у нас 140 арестов, это работа судебных приставов — мы только содействуем.
Федералы подкинули проблем
С 1 августа мы переходим на федеральную информационную систему ГИБДД — это новая информационная система, и налаживаем системы регистрации и выдачи водительских удостоверения в РТ. По регламенту, мы в течение часа оказываем услуги (средний хронометраж — 40 минут). Мы сейчас начинаем давать сбои — и два, и три часа задержки бывают по оказанию услуг населению, то есть мы сейчас не выполняем обязательный регламент. Я бы не хотел полностью переводить стрелки на федеральный уровень, новая система всегда не сразу внедряется. Хотя мы в Российской Федерации одними из последних пришли к этому внедрению, на это мы пошли сознательно, потому что мы знали, что новая система — это проблемы.
До сегодняшнего дня у нас проблем не было, но с 1 августа они начались. Действительно, наверное, и вам звонки идут, и нам звонки идут — в два-три раза увеличилось время оказания услуги. Вы должны четко донести эту информацию: сервер находится в Москве, вопросы коммуникаций были и есть, хотя их не должно быть, возникают вопросы по проверке по криминальным базам учета. Если у нас в региональной системе наработаны справочники различных форм и там, если начинаешь набирать [фамилию] Арсентьева, достаточно набрать первые несколько букв, и она выскакивает. В [федеральной системе] таких подходов уже нет. Соответственно, приходится все делать вручную… Ну и самое серьезное — в программу приходится вносить доработки, так быстро все это не делается. Меня часто спрашивают, сколько это будет продолжаться. Конечно, наши специалисты сделали все для того, чтобы процедура оказания услуг вошла в норму, как было раньше. Какой-то период проблемный будет, из практики проведения опроса других регионов — иногда это длительный процесс. Но мы все-таки надеемся, что мы будем одними из последних в этой обойме, и все-таки мы столкнемся с устранением только тех недостатков, которые касаются Республики Татарстан.
«Мне 55 лет уже исполнилось, ежегодное продление у меня прошло. По ходатайству руководства мне разрешили проработать до 80-летия ГИБДД». Фото prav.tatarstan.ru
«Когда меня уволят, я им отдельное спасибо скажу»
Ну и соответственно то, чего вы сегодня ждете… Есть федеральный закон о прохождении службы, который утвержден в Российской Федерации. В законе четко прописано, что 55 лет — [предельный возраст службы для] полковника полиции с ежегодным продлением. Мне 55 лет уже исполнилось, ежегодное продление у меня прошло. По ходатайству руководства мне разрешили проработать до 80-летия ГИБДД. Соответственно, я благодарен и руководству МВД Российской Федерации, министерству внутренних дел за то, что дали мне провести это грандиозное наше мероприятие со всей своей командой. И принято решение, рапорт написан, пока еще не удовлетворен. Меня еще не уволили, но я выведен за штат — это моя просьба была для того, чтобы не мешать молодым работать.
И на сегодняшний день исполняющим обязанности назначен начальник отдела ДПС Габдурахманов Ленар Ринатович. Исполняющим обязанности, но кто будет конкретно начальником ГИБДД, здесь секрета нет — в любом случае документы будут готовиться на него. Это молодые ребята, я думаю, у них все получится.
Я надеюсь, что средства массовой информации, которые здесь находятся, донесут. Это основная наша сила была, основной инструмент. Я сразу говорю, что один журналист заменяет сотни инспекторов, пускай инспектора не обижаются. И в своей работе, особенно в Госавтоинспекции я ощутил, что от вас очень многое зависит и в хорошее время, и в плохое время. Поэтому я благодарен и [хочу сказать], имея такую возможность — больше у меня такой возможности не будет, это заключительная пресс-конференция, но с надеждой, что иногда будем встречаться.
Ну а моей команде отдельное спасибо. Я думаю, когда меня уволят, они меня все-таки проводят, я еще отдельное спасибо скажу. А в целом, мне было комфортно работать со всеми, я не буду всех перечислять. И надо сказать, что поддержка правительства, президента Республики Татарстан — ощутимая. Наверное, все познается в сравнении. Сегодня Госавтоинспекция имеет свое лицо. Но в Москве, я надеюсь, что те позиции, которые у нас есть, мы их не отдадим. Они ждут, наверное, когда мы сломаемся, в какой-то части. Каждый хочет быть первым… Я готов отвечать на вопросы, пожалуйста.
«На сегодняшний день исполняющим обязанности назначен начальник отдела ДПС Габдурахманов Ленар Ринатович. Исполняющим обязанности, но кто будет конкретно начальником ГИБДД, здесь секрета нет — в любом случае документы будут готовиться на него». Фото sntat.ru
Не размазываться по всем вышестоящим должностям
Интернет-газета «Реальное время», Ирина Плотникова: Рифкат Нургалеевич, уже решили, чем будете заниматься? Что означает «я выведен за штат»? Что сегодня делали и завтра будете делать?
Минниханов: Мне положен отпуск. Оказывается, за 2015 год тоже можно еще отгулять. У меня за 2015-й и за этот год до 8 ноября отпуск, поэтому я буду в отпуске. Но если я востребован, если я республике нужен, значит, республика это попросит. Если «Реальное время» попросит работать, я тоже могу (голос из зала — «Просим!»). Поэтому предложения уже были, я готов их принимать, рассматривать. Как говорится, все быстро делается, много работы, быстро нельзя принимать решения. От каждого человека должна быть польза, и должен быть результат, и с результатом уходить. Я всегда вспоминаю своего отца. Он был директором лесхоза простого — до сегодняшнего дня его все помнят, и его след помнят, и опыт помнят. Когда мне предлагали в других должностях, всегда у меня в мыслях было такое, что лучше след оставить там, где работаешь, чем размазываться по всем вышестоящим должностям. Везде хорошо отработать невозможно. Результат можно получить в течение 15—20 лет. Мы сегодня вместе работали, мы действительно можем сказать — в фактах нескромных есть скромные наши достижения, то что мы уже поработали.
Корреспондент «ТНВ» (на татарском): Вы проработали 20 лет, но у вас еще много сил и много опыта. Почему так скоро решили уйти?
Минниханов: Я не думал. Есть закон — можно служить до 55 лет. До 60 лет можно служить с ежегодным продлением. Это решение российского министра, не наше. За нарушение закона что бывает? Спасибо, и так дали возможность проработать полтора года после 60 лет.
ТНВ: А где теперь будете работать, еще не решили?
Минниханов: Я же сказал, кто больше предложит денег, туда и пойду (смеется).
Корреспондент «Вечерней Казани»: Можете вспомнить что-то из того, что не успели сделать, чего не успели добиться? Что от своего преемника ждете?
Минниханов: Может быть, в прессе появятся мои высказывания. Я это никогда не скрываю. Во-первых, наша служба активно, прогрессивно развивалась до 2012 года. В 1992 году я пришел и до 2012 году, могу сказать, что было понятно, как мы идем, куда идем. С 2012 года, к сожалению, как передали в федеральный бюджет, ситуация [стала] намного сложнее, и моему преемнику будет сложно работать. Нам было комфортно, легко, ему будет тяжело. Во-первых, мы шли со старым запасом… То есть это была наработанная масса, которая катилась, ее остановить тяжело. Ее потихонечку сегодня останавливают.
«Так как нам республика помогает, мы держимся на плаву»
Опыт показывает, что федерализация пока не дает плюсы. На электронный документооборот переходит ГИБДД, он не доработанный. То есть мы к верхушке пришли, нас опять опустили. По системе ФИС «ГИБДД» тоже были наверху, сейчас опустили. То есть нам приходится, я не говорю, что с 90-х годов, но с 2000-х приходиться стартовать. Команда, конечно, сильная, но преемнику будет тяжелее. Ресурсов нет. Я говорил, что из порядка 180 машин положенных, 50 дала республика, 5 — федералы. Поэтому здесь будет непросто… Честно говоря, то, что в Татарстане по многим позициям все получается, это потому, что у всех тяжело насчет федерализации, а так как нам республика помогает, я думаю, мы держимся на плаву.
Мы и детскими вопросами сейчас занимаемся, и со СМИ — это тоже просто так не бывает, и подготовка сотрудников, и вообще отношение к службе. То есть мы активны, мобильны, и у нас все получается. То, что сделано, к сожалению, ему [новому начальнику] придется кое-где заново делать. Но в целом, знаете, система безопасности должна быть четко выстроена, должно быть понимание, что мы находимся в системе министерства внутренних дел. Если раньше трактовалось, что Госавтоинспекция может существовать отдельно, и такие мысли были, я считаю, что при том количестве сотрудников, которое на сегодня есть, с помощью участковых и т.д., это сложно реализовать. Поэтому я хотел сказать, что вместе с тем, что не сделано, есть и плацдарм для того, чтобы сохранить то, что сегодня есть. Я не зря про участковых сказал. Работа с участковыми зависит от начальника ГИБДД, то есть конкретные все вещи зависят от руководства.
Сегодня зависит от руководства министерства внутренних дел. Поэтому здесь вопрос такой очень сложный — я, может быть, в философию ударился… Мне обидно единственное, что [разрушена] система поощрения наших сотрудников: мы строили дома, мы предоставляли квартиры, у нас была возможность премии давать сотрудникам, решать социальные вопросы. У нас это было решено, а сегодня я не могу [эти вопросы] решить, иную схему придумать не могу. И этот вопрос я оставляю, к сожалению, преемнику…
«Вечерняя Казань»: Вы сейчас не знаете, чем будете заниматься, но чем было бы интересно [заняться]?
Минниханов: Я думал, что я не реализовал. У меня мечта была создать в Российской Федерации и в Республике Татарстан интеллектуальную транспортную систему, создать структуру, которая этим занимается, соответственно, получать результат. К сожалению, та структура ИТС, которая существует в Европе уже с 90-х, дает результат, а мы развиваемся на задворках, и своими решениями… Стараемся показать, что тоже этим занимаемся. К сожалению, это связано с деньгами и не нашло поддержки, но мы придумали схему и мне не хватило буквально года для того, чтобы это реализовать. Думаю, мы могли бы этим заняться, потому что ИТС — это мечта, за ним будущее. Этим все занимаются, кроме нас…
«Реальное время»: Как вы можете охарактеризовать своего преемника? Широкой публике он не известен…
Минниханов: Габдурахманов Ленар Ринатович — не преемник, а исполняющий обязанности. Не надо об этом раньше времени говорить. Руководству виднее, преемника выбирает министр внутренних дел региона. Он должен получить поддержку президента Татарстана, и это отдельная тема…
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.