Наиль Магдеев: «Нам нужны финансовые ресурсы для выполнения обязательств во втором полугодии…»
Фонд моногородов выделит автограду 1 млрд рублей на «Развитие» и КИП «Мастер», но нужны еще 2 млрд
Команда во главе с президентом РТ Рустамом Минниханов и мэром автограда Наилем Магдеевым защитила заявку в Фонде развития моногородов: он обещает выделить до 12 млрд рублей на проекты промпарка «Развитие» и строительство шестой очереди КИП «Мастер». На сегодняшнем деловом понедельнике мэр не только озвучил эти цифры, но и представил нового главу Комсомольского района, а также выразил беспокойство по поводу собираемости налогов в 2016 году. И под занавес совещания мэр раскритиковал подрядчиков дорожных работ, создавших второй год подряд километровые пробки на дороге в сторону Нижнекамска.
Автоград добился выделения миллиарда из Фонда моногородов
В самом начале совещания мэр Наиль Магдеев объявил о первой финансовой победе властей автограда и РТ. Город смог защитить заявку в Фонде развития моногородов на финансирование двух проектов. Мэр напомнил, что Челны входят в список моногородов (всего их в РФ 319), которые находятся в «красной зоне» (всего таковых около 100). Фонд в итоге одобрил заявку на «дальнейшее развитие промпарка «Развитие» и реконструкцию и строительство шестой очереди КИП «Мастер». К слову, о последнем говорили уже давно, в т.ч. Рустам Минниханов неоднократно выражал желание увеличить производственные площади парка в два раза. В итоге президент РТ и возглавил группу «студентов», которая защитила заявку в ведомстве Ильи Кривогова в прошедшую пятницу.
— Защита прошла в Фонде моногородов в правительстве РФ. Рустам Минниханов сам лично возглавил группу. Всего фонд выделил на Татарстан 2 млрд рублей. Часть денег пойдет на Зеленый Дол. 132 млн рублей — в Челны, на развитие инженерной инфраструктуры промпарка «Развитие». Еще около 900 млн рублей пойдет тоже автограду, на дальнейшую реконструкцию шестой очереди КИП «Мастер», — сообщил мэр.
По его словам, эти средства должны помочь «улучшить социально-экономическое положение города, уйти от монозависимости, создать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления в местный бюджет». Магдеев также напомнил, что в прошлом году властям удалось привлечь в целом из федерального и республиканского бюджетов более 800 млн рублей на приведение в нормативное состояние четырех дорог в промзоне (более 20 км), и тут же довольно заметил, что отдача уже видна:
— Мне докладывают, что улицы Моторная и Металлургическая используются как дороги-дублеры, чтобы оперативно попасть в промзону и выехать из нее, не заезжая в городскую черту! Это логистика и удобство для товаропроизводителей. В коня оказался корм! То есть федеральные средства должным образом работают на экономику города. Но под лежачий камень вода не течет. Надо активно работать и дальше с руководством фонда, — заявил Магдеев, явно рассчитывающий, что золотой федеральный дождь с окончанием 2016 года не прекратится.
Промпарку «Развитие» и КИП «Мастер» — 3 млрд рублей
Интересно, что одобрение заявки автограда прошло в те дни, когда стало известно об увеличении финансирования программы Фонда развития моногородов. Власти РФ посчитали, что «для решения проблем моногородов — таких как высокий уровень безработицы и зависимость от градообразующего предприятия — потребуется создать 336 тыс. новых рабочих мест в 319 моногородах и потратить на это 180 млрд руб.». Это в шесть раз больше, чем объем средств по действующей программе (29,6 млрд руб.). 180 млрд фонд рассчитывает привлечь для строительства предприятий и производственных корпусов до 2020 года, что должно создать 336 тыс. новых рабочих мест. В среднем одно место обойдется государству в 536 тыс. рублей.
Согласно данным, приведенным РБК, Набережные Челны в абсолютных цифрах находятся на третьем месте по числу зарегистрированных безработных (Нижнекамск — на седьмом), однако в пересчете на трудоспособное население — очевидно, больше проблем у Миасса, Каменск-Уральска, Прокопьевска и Череповца.
Новая стратегия станет «частью нацпроекта по развитию моногородов», которую 3 августа анонсировал вице-премьер Игорь Шувалов. Впрочем, лишь 25% от этих 180 млрд сможет привлечь сам фонд, остальное придется искать в банках и «институтах развития». Согласно словам самого Кривогова, челнинская заявка потребует не только более 1 млрд рублей от самого фонда: так как фонд «входит в проекты» лишь на 35—40% от стоимости. Таким образом, оба проекта обойдутся минимум в 3 млрд рублей.
Человек Шайхразиева стал человеком Магдеева
Перед тем как перейти к докладам, Магдеев также объявил о новом кадровом назначении. Вакантное место главы Комсомольского района после ухода Владислава Гаврилова на должность первого замруководителя исполкома займет челнинский бизнесмен, считавшийся в годы прежней команды мэрии автограда близким к Василю Шайхразиеву, Александр Кислов.
В 1990-х и начале 2000-х Кислов был малоизвестным челнинским бизнесменом, занимался продажами авто. Однако в 2005—2008 годах как-то вдруг стал гендиректором строительства и пуска в эксплуатацию комплекса «Торговый квартал». В 2014 году был назначен директором УК «Жилкомсервис» — сразу после ухода Николая Новикова. УК собственно обслуживает дома в поселках ЗЯБ, Сидоровка и ГЭС, расположенных в Комсомольском районе (так называемом Старом городе, где инфраструктурные проблемы по очевидным причинам большие, нежели в Новом).
Магдеев, представляя Кислова, в его пользу засчитал то, что он «всю жизнь работал в Челнах, в том числе на хозяйственной работе»: «Комсомольский район — не простой район, вы работали там в качестве руководителя УК, у вас обязательно получится», — уверенно заявил мэр.
В мэрии начали беспокоиться по поводу собираемости налогов и городского кошелька
Всего на этот раз Магдеев заслушал два доклада. Во-первых, Рамиль Халимов, замруководителя исполкома, рассказал об итогах итоговой аттестации школьников. Выяснилось, что за год каких-то особенных изменений не произошло: как занимали Челны второе место по РТ по набранным баллам ЕГЭ, так и занимают. Первое по-прежнему у Бугульмы, третье — у Казани. В то же время средний балл по Челнам оказался выше прошлогодних и республиканских. Число выпускников, набравших 100 баллов, выросло с 17 до 28 человек. С 16 до 25,3% увеличилось число выпускников, набравших более 80 баллов. «Мы удержали позиции, вперед не ушли… Но удержали!» — заявил Халимов мэру. Магдеев, сославшись на то, что огромные объемы финансов направляются на образование, заявил — имеет смысл посмотреть, «как работает Бугульма».
Во-вторых, глава администрации Автозаводского района Раушан Усманова подвела итоги первого полугодия по району. Главная новость — не новость: подавляющее число жалоб и обращений касается благоустройства территорий и состояния дорог. Несмотря на то что общий объем финансирования работ по благоустройству астрономический — 1,387 млрд рублей, по капремонту домов район должен освоить 407 млн рублей (пока выполнено 86% работ). Сделан ремонт внутриквартальных дорог, но лишь в шести домах. Построено два магазина, в т.ч. «Пятерочка». Три многоквартирных дома введены в эксплуатацию.
Наиль Магдеев, собственно, работу Усмановой никак не прокомментировал, но, пользуясь случаем, заявил, что «есть повод посмотреть на работу строителей по капремонту», учитывая, что 150 домов к сентябрю город должен сдать. Кроме того, мэр объявил программу следующего делового понедельника, который, по-видимому, будет «горячим». Как признался Магдеев, «надо посмотреть исполнение бюджета, выполнение обязательств наших товаропроизводителей». Означает это, судя по всему, и беспокойство мэра по поводу городского кошелька (а хватит ли на оставшееся полугодие денег?) и, соответственно, желание подстегнуть налогоплательщиков: далеко не факт, что после более-менее удачного (для КАМАЗа, например) первого полугодия, налоги крупного бизнеса по итогам 2016 года окажутся впечатляющими. В итоге Магдеев вызвал на следующее совещание главу финблока Альфинур Галиакберову: «Нам нужны финансовые ресурсы для выполнения обязательств во втором полугодии…», — поделился своей тревогой с подчиненными шеф.
На то же совещание был вызван и начальник управления земельных и имущественных отношений Эльдар Тимергалиев, который должен был докладывать сегодня. Как известно, земельный вопрос, однажды испортив челнинцев, продолжает нарывать. «Надо посмотреть и проанализировать, как идут дела по земельным участкам, муниципальному имуществу», — заметил Магдеев. Что, не исключено, означает — в случае нехватки налоговых средств город вновь обратится к продаже и передаче в аренду имеющейся земли. Именно земельными участками автоград пока в состоянии расплачиваться с тем же «Профитом» за достройку «фоновского» жилья, и не только.
«Километровые пробки — как будто это никого не касается!»
В заключении мэр перешел к критике, ушат которой пролился на дорожных строителей. Начал он издалека, напомнив, что в воскресенье город будет праздновать День строителя, но почти сразу же атаковал нерадивых именинников.
— Дорожные работы идут у нас… Не везде, правда! По капремонту дороги на Нижнекамск работают, но появились проблемы: одна полоса закрыта. В преддверии Дня строителя не хотелось критиковать, но приходится! Смотрите, на проспекте Чулман работает подрядчик «Камдорстрой», и нам даже жалуются и пишут: «Почему вы и ваша команда, Наиль Гамбарович, работаете круглосуточно?» А «Автострой» [подрядчик по ремонту нижнекамской плотины — прим.ред.] не работает, как положено, в воскресные, да и в рабочие дни! По 4—10—15 человек всего на дороге. Разве это работа? Вот вам два мира и два образа жизни. Обращаю внимание УВД, ГИБДД, исполком — давайте наводить порядок, так дальше нельзя, — пригрозил Магдеев. — И там, и там дороги финансирует бюджет РТ, заказчик тот же, а подходы разные. В итоге километровые пробки, как будто это никого не касается! Понятно, деньги не наши, заказчик не наш — но какой бы он ни был — там должен быть порядок и регулируемое движение. Люди пишут же нам, мол, «мы готовы терпеть временные неудобства, но почему на Чулман работает более 100 человек круглосуточно, и в ту же погоду на нижнекамской дороге 5—10 человек?» Справедливо же люди говорят. Если взялись, работайте пожалуйста! Одни работают, другие не работают! У нас ведь еще полмоста в ремонте стоит на выезде из Нижнекамска. Выходных в субботу и воскресенье для тех, кто занят ремонтом дорог, быть не должно. Отдохнете в осенний и зимний период. Август — золотое время для работы.
Интересно, что километровые пробки — не новость этого года, точно такие же пробки были и в прошлом году, и тоже в августе! Тогда закрывали одну полосу по плотине-мосту через Каму (по Нижнекамской ГЭС), и подрядчик обещал сдать дорогу 1 сентября, но срок в итоге продлили до 10 сентября. Со стороны ГИБДД тоже были к подрядчику — все тому же «Автострою» — претензии по оперативности работ. Теперь к пробкам на плотине добавились пробки на Сидоровском мосту (подрядчик — МУП «ПАД»). При этом в этом году вновь перекрыта полоса по Нижнекамской плотине, но теперь уже до 20 сентября!
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.