Новости раздела

Высшее образование: только для богатых и немногочисленных?

После скандала с предполагаемым секвестром в вузах, в СМИ неожиданно стали появляться статьи в поддержку урезания бюджета

К идее секвестирования высшего образования, включающего в себя и постепенную ликвидацию бюджетных мест, и сокращение стипендий, и кадровые урезания, присоединились видные экономические публицисты. Позиция, безусловно, спорная и неоднозначная, но все же здравое зерно в ней присутствует — высшее образование должно быть доходной инвестицией в дальнейшую жизнь. А значит, должен быть разрыв между зарплатами выпускников вузов и школ. Кроме того, высшее образование должно быть редким и ценным, а не обесцененным, каким оно стало в 90-е, превратившись из реального образования в формальность в виде «корочки». Но что в этом случае делать бедным, но способным? В проблеме разбирался аналитик «Реального времени» Альберт Бикбов.

Высшему образованию пригрозили обрезанием

Тема перезагрузки высшей школы в действительности поднималась несколько раз. Буквально в самый разгар приемной кампании в вузы вице-премьер РФ Ольга Голодец громогласно заявила, что для российской экономики будет достаточно 35% граждан с высшим образованием, а остальные могут получить специальности в колледже.

Затем настоящий шок в обществе вызвали новости о намерении правительства России сократить в будущем году 40% бюджетных мест в вузах от установленного на этот год уровня. Это стало ответной реакцией минобрнауки РФ на грядущее сокращение минфином бюджетных ассигнований по госпрограммам «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий». Публикация об этом вышла на gazeta.ru.

Статья просто взорвала информационное поле. Чиновники от образования были вынуждены отчитываться на всех уровнях. Опровержения сначала поступили от федерального министерства. В Татарстане заявления были смягчены уверениями, что сокращение 40% бюджетных мест в высшей школе может вызвать социальный взрыв, но такого не случится. Их озвучил первый заместитель министра образования и науки Татарстана Андрей Поминов.

Но в целом подготовка к глобальному обрезанию высшего образования уже началась. Мы писали о том, что крупнейшие университеты Татарстана стоят на пороге мягкого сокращения бесплатного образования. Как стало известно «Реальному времени», минобрнауки России уже утвердило контрольные цифры приема с грандиозным сокращением: до 25% в зависимости от вуза и специальности.

В Татарстане информацию о сокращении бюджетных мест разъяснял Андрей Поминов. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

«Российские вузы не должны выпускать ни одного специалиста в течение 12 лет»

И так напряженное по этому поводу информационное поле всколыхнула неоднозначная статья Владимира Иноземцева «Злокачественное высшее образование» в авторитетном сетевом издании «Сноб». Экономист, научный руководитель и директор автономной некоммерческой организации «Центр исследований постиндустриального общества» Владислав Иноземцев неожиданно поддержал грядущее секвестирование высшего образования и призвал к его радикальной реформе.

Сопоставляя долю в общей численности рабочей силы граждан с полным или неоконченным высшим образованием, а также разрыв между странами по ВВП, автор статьи делает разгромный вывод: «Простая математика подсказывает, что для того, чтобы в российской экономике трудилось такое же количество лиц с высшим образованием, как и в США (в процентном отношении к совокупной рабочей силе), российские вузы не должны выпускать ни одного специалиста в течение… 12 лет. Для того чтобы наши профессора и преподаватели обеспечивали такой же объем публикаций в расчете на одного специалиста, как в не слишком выдающейся по этому показателю Франции, нынешнее количество статей и книг должно продуцироваться в семь раз меньшим числом ученых. Поэтому сократить и 10, и 40, и 70 тысяч преподавателей можно, на мой взгляд, без малейшего для сферы образования ущерба. Отказаться от приема на бесплатное обучение в вузах 40% абитуриентов тоже было бы очень разумным шагом (вкупе с резким ограничением числа коммерческих вузов) — по крайней мере, это обеспечило бы рост конкуренции и появление в вузах более достойных и мотивированных вчерашних школьников, чем сейчас».

Доля правоты в его словах есть. С мотивацией студентов, на самом деле, большая напряженка — по окончании вузов многие выпускники работают не по специальности. Нет никаких гарантий даже на трудоустройство по специальности. А получив работу по специальности диплома, многие выпускники обречены на заработки, существенно отстающие от средних зарплат, и даже меньшие, чем зарплаты у выпускников средних профессиональных училищ и колледжей. А ведь должно быть наоборот, должен быть материальный стимул в виде многократного (минимум в 3,5 раза) разрыва зарплат выпускников вузов и школ. Тогда действительно появляется стоящая мотивация для обучения (пусть и платного) в вузе. Тогда действительно затраты в образование являются доходными инвестициями в человеческий капитал (за счет разрыва в доходах), а не тратами на получение «корочки» в виде диплома.

Таков экономический подход к образованию — учиться следует для того, чтобы получать существенно больше, чем другие. Если все обстоит по-другому, значит, с высшим образованием что-то неправильно.

Эндаументом по секвестру

Но что взамен? По мнению Иноземцева, выход видится в распространении системы эндаументов как элементов долгосрочной (лет на 10—15) программы реформирования системы финансирования высшего образования. При этом произойдет постепенный отказ (!) от платного высшего образования.

Эндаумент (англ. endowment) — целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент наполняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Эндаумент может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создается для поддержки какой-либо одной организации, например, определенного университета) и нацеленность на получение дохода за счет инвестирования средств.

Эндаумент призван обеспечить:

  • частичную независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений;
  • финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода;
  • формирование долговременного источника финансирования определенной некоммерческой деятельности.

Преимуществом эндаумента является прозрачный характер его деятельности. Поскольку средства могут быть направлены только в ту организацию, для поддержки которой он создан, то его невозможно использовать для минимизации налогообложения (когда налоги снижаются за счет расходов, якобы идущих на благотворительность; это актуально для тех стран, где благотворительность не облагается налогом).

Эндаумент-фонды существуют достаточно давно и распространены за рубежом, наиболее крупные фонды — Нобелевский и Гарвардский. Эндаументы впервые возникли в США и использовались, прежде всего, для негосударственной поддержки образовательных учреждений. В настоящее время эндаумент Гарвардского университета составляет более 34 миллиардов долларов, Йельского — 12,7 миллиарда, Принстонского и Стэнфордского — свыше 10 миллиардов каждый. «Национальный фонд искусств», выросший из эндаумента, фактически выполняет функции отсутствующего в США министерства культуры.

В России такие фонды находятся на пути своего развития, а вступивший в силу ФЗ №275 от 30.12.2006 года «О формировании и использовании целевого капитала НКО», открыл новые возможности для некоммерческих организаций и меценатов. Первый эндаумент-фонд, созданный и зарегистрированный в России, — Фонд развития МГИМО, существующий с 28 марта 2007 года. К марту 2008 года капитал фонда составил 375 миллионов рублей. Также одними из первых в России эндаумент-фонды созданы для поддержки Московской школы управления «Сколково» (дата регистрации — 29 марта 2007 года) и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

В Санкт-Петербургском государственном университете на сегодняшний день эндаумент-фонд таков:

А это уже показатели фонда в МГИМО:

Как видите, размеры российских эндаунмент-фондов пока небольшие, но уже и не маленькие. И это только начало. Может быть, действительно, система эндаунмент-фондов разовьется, и они помогут бедным, но способным юным гражданам исполнить мечту о высшем образовании?

Альберт Бикбов

Новости партнеров