Новости раздела

«Почему в Казани плохие дороги? Мы пережили четыре зимы за одну зиму!»

Глава татарстанского миндортранса назвал главные причины появления колеи на автомагистралях — шипованную резину, трафик и автомобилизацию

Глава миндортранса РТ Ленар Сафин сегодня рассказал, что в 2016 году Татарстан освоит 13,5 млрд рублей на строительство новых дорог, ремонт старых и содержание остальных. Кроме того, он озвучил причины появления колеи на отремонтированных в 2012—2013 годах дорожных трассах: рост числа автомобилей и… шипованная резина. Точно так же, как в катастрофическом состоянии 200 км татарстанских дорог после зимы виноват сложный климат, выразившийся в том, что Татарстан пережил в этом году не одну, а четыре зимы! Наконец, глава исполкома Казани Денис Калинкин ответил на критику президента РТ об отсутствии подвижек в благоустройстве озера Кабан: у Калинкина виноваты жадные китайцы, с которыми долгое время пришлось вести переговоры по цене.

Команда Сафина обещает в 2016 году освоить 13,5 млрд рублей

Министр транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин на сегодняшней пресс-конференции в «Татар-информ» дал следующий расклад по дорогам: подрядчикам необходимо будет освоить 13,5 млрд рублей. Из них на строительство новых 130 км дорог пойдет 3,8 млрд, на ремонт 194 км дорог — 5,9 млрд, на содержание остальных — 3,4 млрд. Остальное — «прочие расходы». Он также вынужден был оправдаться за послезимнее состояние татарстанского дорожного полотна: по словам Сафина, виноваты «сложные климатические условия», в результате которых Татарстан климатически переходил нулевой порог в эту зиму 95 раз (а не 24—25 раз, как в прошлые годы). То есть в четыре раза чаще.

— Мы пережили четыре зимы за одну зиму! — объяснил он (напомним, мэр автограда Наиль Магдеев в марте заявлял, что Челны пережили три зимы…).

Во что обходятся «дешевые щебеночные дороги» в сельском Татарстане

«Четыре зимы» сказались отрицательно на полотне, в итоге пришлось дополнительно потратиться на весенний ремонт 200 км региональных дорог, иначе дороги бы «просто потеряли». Кроме традиционного аврального латания дыр, министерство Сафина получило от Казанского кремля еще 2,3 млрд рублей дополнительного ассигнования. На федеральные дополнительные субсидии по программе «Сельские дороги» планируется соединить между собой 14 населенных пунктов РТ до конца года (всего требуется — 44). Еще 956 млн рублей Татарстан получил в виде федеральных трансфертов на строительство подъездных дорог к населенным пунктам. Большое число населенных пунктов сельского Татарстана до сих пор не соединено дорогами с твердым покрытием, признал Сафин, «это тоже проблема». Так как денег на то, чтобы соединить все эти пункты асфальто-бетонными дорогами в республике нет, принято было техническое и временное решение — строить пока дороги со щебенкой («тоже ведь с твердым покрытием!»). Тем более казне это обходится дешевле: 1 км щебеночной дороги стоит 6 млн рублей, асфальтовой — 22 млн.

Впрочем, Сафин пообещал, что как только появятся деньги, обязательно и дороги из щебня переделают в асфальтированные. Но щебенка стоит денег — ежегодно на «дешевые дороги» выделяется по 1 млрд рублей. Люди рады уже и этому — «положительные отклики находит» это решение, отметил министр. И в оправдание добавил, что Татарстан — один из немногих регионов РФ, кто вообще эти дешевые дороги строит. Еще 1 млрд рублей Татарстан выделяет на районные центры, дороги в которых финансируются в то же время из фондов собственно муниципалитетов.

Три крупных проекта: мост через Каму и два путепровода в Зеленодольске и Заинске

Наконец, министерство Сафина к осени должно отрапортовать о сдаче трех крупных знаковых объектов. Во-первых, второй очереди моста через Каму (история строительства которого у Сорочьих гор длится с начала строительства первой очереди в далеком 2002 году), на которую Татарстан получил в этом году 687 млн рублей:

— Скажу честно, в России в этом году сдается два моста только: один в Удмуртии, и один у нас, — похвалился министр.

Ленар Сафин: «Скажу честно, в России в этом году сдается два моста только: один в Удмуртии, и один у нас». Фото dorogi.tatarstan.ru

Во-вторых, в Зеленодольске путепроводом через железнодорожные пути соединят город с промышленной площадкой, где расположены главные заводы города. Это обойдется в 1 млрд рублей. Сдать планируют ко Дню республики. К 28 октября сдадут и третий крупный объект — путепровод в Заинске, который в настоящий момент разделен на две части теми же железнодорожными путями, в результате чего жителям приходится долго ждать на переезде. Помимо трех крупных республиканских проектов Татарстан также продолжает ремонтировать трассу М-7 на участке Казань—Челны, после чего реконструкция начнется и на трассе в сторону Чувашии. Работы также ведутся на федеральных трассах Казань—Оренбург и Казань—Ульяновск.

Рассказал министр и о проектах в крупных городах РТ. Так, Челнам выделили больше 1 млрд рублей на приведение дворов в порядок, в том числе почти 700 млн на капремонт проспекта Чулман. Нижнекамск получил 430 млн рублей на ремонт 100 дворовых дорог. Альметьевск — 50 млн.

«Мы та отрасль, которая особенно критикуется, и это правильно»

Главная расходная часть, конечно, Казань, которая готовится к проведению чемпионата мира по футболу. В 2016 году город получит более 1,5 млрд рублей на дороги и еще 1 млрд рублей «дополнительных средств». 2,5 млрд рублей пойдут на приведение в нормативное состояние Большого Казанского кольца, на ремонт Сибирского тракта, на приведение в норму въезда со стороны Лебяжьего в Кировском районе. Работать строители будут хотя и круглосуточно, но большей частью по ночам. Помня о жалобах горожан на ночной шум, Сафин призвал к пониманию с их стороны. А СМИ призвал и дальше критиковать его министерство, так как «есть над чем еще работать».

— Мы та отрасль, которая особенно критикуется, и это правильно. Но в то же время колоссальный объем работ проводится! — отчасти пожурил критиков Ленар Сафин.

Денис Калинкин, глава исполкома Казани, также присутствовавший на пресс-конференции, дал свою раскладку по тратам. Во-первых, к сентябрю должны отремонтировать 234 двора и 22 проезда (пока выполнено 80% работ). Во-вторых, 600 млн рублей пойдут на ямочный ремонт и восстановление изношенных слоев дорог на 45 улицах, выполнение работ пока составляет 60%. В-третьих, поселки, где на 300 млн рублей должны будут отремонтировать 51 дорогу (137 тыс. кв. м). В-четвертых, школьные маршруты («от ГИБДД к нам были нарекания по ним», признался Калинкин), которые потребуют 292 млн рублей, выполнено пока всего 55% работ. В-пятых, дорожные работы на дорогах местного значения за счет муниципального фонда на 52,9 млн рублей (будет отремонтировано более 34 тыс. кв. м).

В появлении колеи на отремонтированных дорогах виновата шипованная резина

Больше всего Сафину пришлось, однако, отвечать на вопросы о претензиях к качеству отремонтированных дорог со стороны президента РТ Рустама Минниханова. И если выше он нашел виновника в лице климата, то на этот раз главным виновником оказались не подрядчики, проектировщики или заказчики, а… шипованная резина и рост числа автомобилей. Оказалось, что подрядчики ни в чем, по сути, не виноваты, хотя в договорах прописана гарантия 4 года по верхним слоям дорожного полотна и 5 лет — по нижним. Там, где провинились они, за свой же счет огрехи исправили. Однако Сафин объяснил, что с коллегами собирал серьезную группу, напомнив про совещание по качеству дорожного покрытия с ГК «ТАИФ» и другие рабочие группы. Привлекая «науку», специалисты исследовали причины появления колеи на трассах, построенных в 2012—2013 годах. После чего обнаружили, что примененная в верхних слоях фракция щебня стерлась полностью, покрытие износилось. Как же так получилось?

— Причины — комплексные. Во-первых, интенсивность движения. Мы специально сделали исследования с КИСИ, просчитали, посчитали на Большом Казанском кольце интенсивность — более 50 тыс. авто в сутки! Во-вторых, мы еще и полгода на шипах ездим! Шипованная резина… Опыт европейских стран показывает, что не сейчас, но когда-то в перспективе в РФ будет принято решение о том, что нужно уходить от шипов. После исследования были нами приняты жесткие стандарты — для верхних слоев использовать два типа асфальтобетона. Тип А с большим содержанием смесей — мы вернулись к советским стандартам, используем его на ул. Амирхана, там в тоннелях всегда переувлажненное покрытие. И применяем щебеночно-пластичную смесь с фракцией не 10, а 20 — она более мощная — чтобы меньшая стираемость была. Плюс с 2015 года применяем битум с полимером. Что даст определенный результат. Стандарты жесткие ввели по битуму, проверяем его на прочность, на стираемость. Надеюсь, на участках, которые были отремонтированы [по новым стандартам] гарантийный срок 4 года выдержат! — заявил министр, чуть ли не скрестив пальцы на удачу.

Тем не менее получается, что если большей частью подрядчик не виноват — виноваты заказчики и проектировщики, допустившие ошибку? Ничуть не бывало! Хотя часть ответственности с подрядных организаций, проектировщиков и заказчиков Сафин все же не снимает.

— А как можно было просчитать?! — в отчаянии воскликнул министр. — Автомобилизация развивается быстро! Сколько автомобилей, вы посмотрите — мы чуть ли не в лидерах РФ по автомобилизации, и что мы хотим?!

«Мы ушли уже от того, чтобы асфальт разбрасывать с машины или забивать ямы кирпичами»

При этом директор ГКУ «Главтатдортранс» Эдуард Данилов рассказал о жестком контроле подрядчиков и его многоступенчатой системе. Начиная с требований и предписаний подрядчику данный материал не использовать. И заканчивая пробами с уже уложенного покрытия. Пробы в своих лабораториях проверяют сами подрядчики — раз. Затем «Главтатдортранс» перепроверяет пробы в центральной лаборатории — два. И, наконец, как заказчика перепроверяют и само ГКУ: «Для недобросовестных подрядчиков нет места на рынке у нас».

Пользуясь случаем, Сафин поднял тему весового контроля и весеннего ограничения на проезд коммерческих грузовиков для сохранения дорожного полотна. Основная часть региональных дорог, напомнил он, была построена еще в СССР, и сегодняшних тяжеловозов тогда не было, на них дороги рассчитаны не были.

— А мы единственные в ПФО, у кого система весового контроля развита! С пониманием прошу отнестись — мы еще и единственные, кто весенние ограничения вводит. Весной дороги особенно уязвимы. Круглогодично отслеживаем температурный режим. Если свыше 30 градусов будет целую неделю — опять ограничения введем, — предупредил он. — Мы также хотим на основной опорной сети татарстанских дорог ввести систему федеральных ограничений на ось. Но быстро, наверное, такую глобальную проблему РФ, как «качество дорог», не победить… Но мы стараемся, очень! — эмоционально заверил скептично настроенных журналистов Сафин.

Он добавил, что на региональных дорогах ямочный ремонт сегодня «проводится очень качественно»: у всех подрядчиков термобункеры, откуда подается асфальт, маленькие катки есть:

— Мы ушли уже от того, чтобы асфальт разбрасывать с машины или забивать ямы кирпичами, — резюмировал министр.

Если верить главе исполкома Казани, виноваты долгие переговоры с китайской проектной фирмой, победившей в 2015 году в конкурсе на концепцию благоустройства. realnoevremya.ru/Максима Платонова

О чем Денис Калинкин целый год говорил с китайцами?

Под конец пресс-конференции Денис Калинкин прокомментировал президентскую критику благоустройства озера Кабан. Если верить главе исполкома Казани, виноваты долгие переговоры с китайской проектной фирмой, победившей в 2015 году в конкурсе на концепцию благоустройства. «Переговоры длинные были по цене», но сейчас все вопросы решены, и китайцы приступили к эскизу, рабочее же проектирование будет осуществляться «Татгражданинвестпроектом». Осталось, впрочем, не совсем ясным: китайцы ли оказались такими жадными или казанская мэрия — такой скупой? Это уже не говоря о том, что на конкурс, по идее, проектировщик должен был выходить не только с проектом, но еще и с его расчетной стоимостью. И если китайцы победили по одной цене, после чего ударили с Калинкиным по рукам, о чем так долго потом шли переговоры?

Так или иначе, Калинкин заметил, что работа по Кабану — не одного года, в 2016 году приступят лишь к первому этапу.

Сергей Афанасьев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров