Нияз Сабиров: «Мы посещали Дагестан, Узбекистан, часть предметов там преподают по книгам татарских богословов»
В Татарстане презентуют документальный фильм о татарских суфиях в Советском Союзе
19 июля в Апанаевской мечети состоится премьера фильма о татарских ишанах. Один из авторов ленты, имам-хатыйб Апанаевской мечети Нияз хазрат Сабиров в своем интервью «Реальному времени» рассказал, что фильм идет на русском языке, но скоро его хотят выпустить и на татарском языке. За это время планируется рассказать не только о татарских ишанах, которые обучали исламу далеко за пределами Татарстана, но и о суфийских традициях, пришедших к нам из Центральной Азии.
«Наши наставники обучали не только татар, но и другие народы»
— Расскажите, что это будет за фильм и как возникла идея?
— Это документальный фильм, в нем мы рассказываем о татарских духовных наставниках, которые жили в XIX веке и в советское время. Цель фильма в том, что мы хотим показать наше богатое духовное наследие, труды наших наставников. Сегодня многие молодые люди хорошо знают зарубежных ученых, слушают их проповеди, читают их книги. Некоторые из них уходят в экстремистские течения. Это происходит из-за незнания своей истории и духовных традиций. В этом фильме мы показываем, как наставники воспитывали общество в тяжелое время. Мечети и медресе были разрушены, но, несмотря на эти трудности, они давали людям духовное воспитание. Благодаря их стараниям и мудрым наставлениям в сердцах людей не угас свет веры во Всевышнего Аллаха. Также мы показываем, как наши наставники обучали не только татар, но и другие народы. Там будет идти речь о таких выдающихся наставниках, как Мухаммадзакир Чистави (1804-1893), Зайнулла Расули (1833-1917), его ученик Баязид Хайруллин (1871-1950), Мухаммадгали ишан (1857-1937) и Гарифулла Гайнуллин (1894-1984).
— Как долго снимали этот фильм?
— Идея возникла в 2005 году. Съемочная группа ездила в разные районы, собирала материал об ишанах. Затем эта работа остановилась. В 2014 году мы возобновили работу и продолжили съемки фильма. Посетили многие районы, были в Дагестане, Узбекистане, потому что связь наших ученых с этими регионами была очень тесной. Собрали очень богатый материал, и 19-го числа в 10 часов утра будет презентация в Апанаевской мечети. Там будет проходить научно-практическая конференция «Роль издательства «Иман» в возрождении татарского духовного наследия», и в рамках этой конференции будет презентация фильма.
«В 2014 году мы возобновили работу и продолжили съемки фильма. Посетили многие районы, были в Дагестане, Узбекистане, потому что связь наших ученых с этими регионами была очень тесной. Собрали очень богатый материал, и 19-го числа в 10 часов утра будет презентация в Апанаевской мечети». Фото kpfu.ru
— В какие регионы еще вы ездили?
— Татарстан, Самарская область, Башкортостан.
— Каков хронометраж фильма?
— Около 25 минут.
— Из-за чего были приостановлены съемки?
— В 2005 году мы начали съемки, в 2007 году съемки были приостановлены. Наверное, были какие-то причины. Когда я узнал о том, что начали делать такой фильм, — я предложил его продолжить. Потому что это очень актуально и нужно. Работы были возобновлены.
— А кто начинал работу над фильмом?
— Телевизионное агенство Luck Ray Agency.
«Приходится слышать, что ишаны — суфии, и полностью отреклись от мира...»
— Не могли бы вы рассказать вкратце об основных героях фильма?
— Ишаны — это духовные наставники, которые занимались воспитанием сердец людей. Они обладают не только знаниями, но и прекрасной нравственностью. Их сердца украшены такими качествами как доброта, милосердие, щедрость, кротость. Они являются друзьями Всевышнего Аллаха. По этой причине они сильно отличаются от обычных людей. Каждое их действие и слово напоминает о Всевышнем. Их роль была велика в духовно-нравственном совершенствовании общества. Когда был период атеизма, мечети и медресе были закрыты, они благодаря своей мудрости и знаниям смогли передать людям духовные ценности. Благодаря их искреннему служению сохранились духовно-нравственные ценности, традиции религии.
«Количество последователей Зайнуллы хазрата насчитывало тысячи человек, среди которых были такие братские народы, как татары, башкиры и казахи. В 1884 году он обосновался в городе Троицке в качестве имама мечети на Амурской улице. Благодаря Зайнулле Расулеву Троицк превратился в основной центр обучения мусульман Российской империи». Фото islamdag.ru
Среди таких людей можно назвать Зайнуллу Расулева. Он родился в праздник жертвоприношения Курбан-байрам в 1833 году в деревне Шариф в Троицком уезде Оренбургской губернии (ныне — Учалинский район Республики Башкортостан). Зайнулла Расулев изучал шариатские науки у признанных ученых своего времени. Его духовным наставником в тарикате накшбандийа был шейх Ахмад Зыяэтдин бин Мустафа Гумушханеви. От него Зайнулла ишан получил разрешение на обучение и воспитание учеников. Количество последователей Зайнуллы хазрата насчитывало тысячи человек, среди которых были такие братские народы, как татары, башкиры и казахи. В 1884 году он обосновался в городе Троицке в качестве имама мечети на Амурской улице. Благодаря Зайнулле Расулеву Троицк превратился в основной центр обучения мусульман Российской империи. Рядом с мечетью Зайнулла ишан основал медресе «Расулия», в котором наряду с шариатскими науками обучали и светским дисциплинам. В нем обучались не только татары, но и соседние народы — из Средней Азии и Дагестана. Поэтому этого ишана знают не только в России, но и в Средней Азии. Скоро в Махачкале откроется мечеть имени Зайнуллы Расули, потому что он сыграл большую роль в воспитании мусульман Дагестана.
Известный татарский педагог и журналист Ахмадхади Максуди писал: «Величайшая заслуга Зайнуллы хазрата перед нацией состоит в том, что он давал на любой из вопросов современности ответ, соответствующий шариату».
Шейх Зайнулла Расули умер в феврале 1917 года в возрасте 84 лет.
Его известным учеником был Баязид хазрат Хайруллин. Он жил в Махачкале, умер в 1950 году. Что интересно, он занимался духовным воспитанием не только махачкалинских татар, но и других народов, которых в Дагестане насчитывается более 30. Про него мы собрали интересную информацию, сейчас в Махачкале живет его внучка. Она рассказала, как Баязид хазрат давал наставления, как он обучал. Она говорит, что двери его дома всегда были открыты, мог прийти любой человек и получить наставления, духовную пищу. Даже приходили больные люди, которые излечивались благодаря молитвам Баязид хазрата. Она рассказывала, что его хотели репрессировать, забирали, он прощался с семьей, но всегда возвращался. Благодаря милости Всевышнего он остался в Махачкале. Также он внес вклад в расширение центральной мечети в Махачкале. Скоро откроется мечеть его имени — как и Зайнуллы Расули. Для нас очень приятно, что в Махачкале будут две мечети, которые будут носить имена татарских духовных наставников.
Также мы будем рассказывать о Мухаммадзакир ишане Чистави. Он жил в XIX веке: родился в 1804 году, умер в 1893 году. Он родом из деревни Сасна Малмыжского уезда Казанской губернии (ныне Балтасинского района Республики Татарстан). Мухаммадзакир хазрат окончил знаменитое Маскаринское медресе (ныне Кукморский район). Затем был назначен имам-хатыйбом Чистопольской мечети. Его наставником, от которого он получил разрешение на воспитание муридов (учеников), был шейх Махмуд афанди ад-Дагистани. Кроме того, он занимался торговлей, был очень богатым человеком, купцом второй гильдии. Часто приходится слышать, что ишаны — суфии, они занимаются только поклонением, они отшельники и полностью отреклись от мира, но это мнение ошибочно. Если мы будем внимательно изучать жизнь наших ишанов, то увидим, что они занимались и мирскими делами, но при этом никогда не забывали о Всевышнем. Их сердца всегда были вместе со Всевышним, поэтому они были далеки от лжи, обмана и показухи. Они этому обучали других людей. Они призывали никогда не забывать о Создателе, а также к труду и знанию. Мухаммадзакир ишан Чистави — яркий пример такой личности, который трудился ради нации и достиг высот и в материальном, и в духовном планах.
Мухаммадзакир ишан имел широкую известность мецената. На свои личные средства построил медресе «Камалия». Он сам содержал преподавателей и шакирдов этого медресе. В медресе «Камалия» в конце 80-х годов XIX века обучались одновременно около 400 шакирдов из разных уголков Российской империи. Из его стен вышли известные крупные общественные деятели и просветители — Ризаэтдин Фахретдин, Фатих Карими, Гаяз Исхаки и др. В 1882 году на средства Мухаммадзакира Чистави была построена мечеть второго прихода. Одним из известных муридов Мухаммадзакира ишана был общественный и религиозный деятель, муфтий Дагестана и Северного Кавказа Сайфулла-кады Башларов.
В одном из архивных документов 1893 года есть такие строки о Мухаммадзакире Камалове: «Он был хорошо известен в мусульманском мире, и не только в Казанской губернии, но и далеко за ее пределами… Такую широкую известность мулла Мухаммадзакир приобрел своей обширной ученостью в мусульманских науках и безупречным, с точки зрения магометанского шариата, образом жизни. Он был в глазах татарского общества и ученый, и святой ишан как носитель учености, и мударрис (учитель)».
Двери дома ишана были открыты для всех. К нему приходили и за духовными советами-наставлениями, и за милостыней.
Ишаны призывали к религии и нравственности не только проповедями, но и образом жизни. Они действительно являются примером. У Мухаммадзакира ишана была большая семья. От первой жены у него было 4 ребенка, от второй жены — 14 детей. У него было богатырское здоровье. Он был и физически, и духовно сильным человеком.
Выдающийся богослов Мухаммадзакир хазрат умер в 1893 году. Похоронен на мусульманском кладбище в г. Чистополе.
Просветительство в советские годы
Также мы рассказываем об ишанах, которые жили в советское время в Казани. В начале XX века, до 30-х годов, в Казани жил Мухаммадгали ишан. Он жил недалеко от Азимовской мечети, в Старо-Татарской слободе, учился в Мекке, обладал глубокими знаниями шариата, знал наизусть Коран, а также обладал знаниями медицины. Своих детей у него не было, но вместе с супругой он, как указано в некоторых источниках, воспитывал 18 сирот. Его двери тоже были открыты, люди получали наставления и духовную помощь.
В 1933 году его высылают в Сибирь. Находясь в тюрьме, Гали ишан излечивает болезни осужденных, а также сотрудников исправительного учреждения. К нему проявляют глубокое уважение и отпускают на свободу.
Гали ишан умер в 1937 году в месяц Рамадан в возрасте 80 лет, похоронен в Казани.
Последним из Казанских ишанов был Гарифулла хазрат Гайнуллин. Он родился 24 марта 1894 года в деревне Аксу Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Буинский район РТ) в семье крестьян. В 1909 году поступил в приходскую начальную религиозную школу, где учился до 1914 года.
В 1915 году Гарифулла Гайнуллин был призван в царскую армию. Участвовал в Первой мировой войне. В боях под Варшавой был тяжело ранен, после госпитализации в 1917 году вернулся в родную деревню.
В 1918 году был мобилизован в ряды Красной армии Участвовал в боях с белогвардейцами. Был тяжело ранен. В 1921 году женился на односельчанке Нурмухаметовой Разие Нурмухаметовне. В 1935 году Гарифулла Гайнуллин переезжает в город Махачкалу к родственнику со стороны жены — известному ишану Баязиду хазарату Хайруллину. Работает в Дагестанском рыбном тресте бригадиром. В эти годы Гарифулла Гайнуллин становится муридом Баязида ишана и посвящает себя в тарикат.
В 1937 году он вновь возвращается в родную деревню, работает в колхозе и в личном хозяйстве. После начала Великой Отечественной войны в апреле 1942 года Гарифулла хазрат был призван в ряды Советской армии. В кровопролитных боях был еще раз тяжело ранен, долго лечился в госпитале. Вернувшись в родную деревню, он работает в своем хозяйстве и продолжает совершенствование в тарикате.
В 1951 году Гарифулла хазрат с семьей переезжает в Казань. Работает сторожем в артели «Химчистка». В октябре 1956 года выходит на пенсию.
В Казани Гарифулла хазрат еженедельно тайно собирает своих немногочисленных учеников, проводит совместные зикры. Число его муридов не превышало 10 человек, в основном это были пожилые люди. Гарифулла хазрат постоянно посещает мечеть Марджани, активно занимается лечением — ошкеру. К нему часто приходили люди за советом и помощью.
Одним из близких сподвижников Гарифуллы хазрата был Габдульханнан Сафиуллин (ум. в 1973 г.). Он также являлся муридом Баязида хазрата Хайруллина, жил в Казани, был ишаном.
Гарифулле хазрату в 1957 году посчастливилось, одному из немногих людей СССР, совершить большой хадж в святые земли Мекки и Медины.
Умер Гарифулла хазрат 6 апреля 1984 года в возрасте 90 лет. Его похоронили на мусульманском кладбище Ново-Татарской слободы Казани.
Вместе с женой Разией ханум они воспитали 13 детей. В настоящее время в Казани проживает его дочь, Зубарджат абыстай.
Гарифулла хазрат, несмотря на тяжелый период атеизма в истории нашей страны, внес неоценимый вклад в сохранение ислама, он был духовным авторитетом своего времени. Современники Гарифуллы хазрата отмечали его как человека яркой внешности, обаяния, высокой морали, глубокой религиозности и познания. Он обладал необъяснимыми качествами, присущими только ишанам и приближенным к Аллаху людям. До сего времени мусульмане вспоминют его с большим уважением и делают за него молитву перед Всевышним.
Также мы рассказываем про медресе «Кизляу» в Нурлатском районе. Выпускники этого медресе служили имамами в разных регионах. Последним выпускником этого медресе был Ахмадзаки хазрат Сафиуллин. Он в 1970-1990-е годы был имамом мечети Марджани. В советское время традиции суфизма продолжали выпускники медресе «Кизляу» и ученики Зайнуллы Расули. Гарифулла хазрат Гайнуллин является последним казанским ишаном. После него эта традиция остановилась. Они действительно были примерами для верующих и для каждого человека. Они показывали, как нужно жить в этом мире, чтобы достичь счастья как в этом, так и в следующем мире.
«Суфизм на наши земли пришел из Центральной Азии»
— В начале трейлера на YouTube говорится о суфийских традициях в средневековье. Что подразумевается под этим?
— Там говорится о том, откуда пришли традиции суфизма. На наши земли они пришли из Центральной Азии. Корни суфизма восходят к периоду пророка Мухаммеда. Потом, как мы знаем, ислам распространился на многие территории, и там уже развивались разные науки. Одна из наук, получивших развитие, — это тасаввуф. Нужно понимать, ислам имеет три основные части — это вера, поклонение и нравственность. Вопросы веры изучает наука «акыда», правила поклонения — «фикх», духовно-нравственного воспитания, ощущения сердца — тасаввуф. Суфизм — это неотъемлемая часть ислама, его духовно-нравственная сторона. Суфизм распространился на наших землях примерно в XI-XII веках.
— Какие исторические факты вы обнаружили в ходе работы?
— Мы посещали Дагестан и Узбекистан, и нам было приятно слышать от местных ученых — они говорили, что, как и раньше, сейчас некоторые предметы преподают по книгам татарских богословов. Наследие татарских богословов очень богатое, их книги получили распространение во многих регионах, и не только России. Например, в Дагестане нам рассказали, что Коран, изданный в Казани, читали до 1990-х годов. Других изданий Корана в Дагестане не знали. Коран «Казан басмасы» читают не только в Дагестане, но во всей Средней Азии.
— Когда снимали этот фильм, какая-то материальная поддержка вам оказывалась?
— Это проект Духовного управления мусульман РТ, оно оказало большую помощь. Фильм выйдет на русском языке, в ближайшем будущем планируем перевести и на татарский. Мы надеемся, что этот фильм покажет наше богатое духовное наследие. Мы хотим, чтобы через этот фильм молодежь и общество побольше узнали о своих духовных корнях. Чтобы мы могли гордиться своим наследием.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.