Новости раздела

Лето, стоп: Следком в Татарстане ищет виновных в гибели ребенка в насосной трубе

Очевидцы трагедии в Тукаевском районе Татарстана говорят, что жертв могло быть больше

Сегодня в Татарстане на Каме продолжат поиски тела 10-летнего мальчика, который накануне пропал во время купания в водоеме садового общества «Прибрежный» Тукаевского района. После осушения водоема у спасателей осталась лишь одна версия ЧП: ребенка засосало в трубу диаметром полтора метра, по которой перекачивали воду. Но после распилки трубы в ней обнаружили лишь фрагменты тела. Пока Следком ищет виновных в случившемся, «Реальному времени» удалось связаться с очевидцами трагедии.

«Потом он нырнул, и его больше никто не видел»

«Мы тут 30 лет купаемся, и никого не засасывало!», — рассказывает дачница «Прибрежного» Екатерина Н., просившая не указывать ее фамилию. По словам женщины, она была одной из последних, кто видел пропавшего мальчика живым. Тот пришел на пруд вместе с другими мальчишками и их мамами.

— Мы загорали в метре от них. Вместе с ним [позже пропавшим мальчиком] понаблюдали за лягушкой, потом он нырнул, и его больше никто не видел. Опомнились минут через 7-10, когда заорал один мужик, что его чуть не засосало, на ноге у него остались ужасные порезы от трубы… тут все и забегали, — говорит Екатерина. — Мой сын с дедом в тот момент тоже купались. Всего в воде было человек 50.

По словам Екатерины Н., когда мужчина закричал, что у него засасывает ногу, отдыхавшая по соседству компания уже обнаружила исчезновение 10-летнего ребенка и стала высматривать пропавшего по головам среди купающихся. Позже одна из женщин решилась поискать его вплавь — она-то и помогла кричавшему у трубы мужчине выбраться.

— Я в этот момент велела вылезти из воды сыну и деду. Тут начался кипиш и предположили, раз мальчик нырнул с трубы, то его могло засосать, — вспоминает Екатерина. — Скорая и МЧС приехали быстро, прибыли люди из администрации с рациями, начали выяснять что случилось. Нас всех отогнали подальше, за насыпь. Водолазы стали обследовать дно в районе трубы и трубу. А потом начали пилить трубу на суше, около вентиля. Затем несколько человек пошли в воду обследовать дно накопителя. К ним присоединились около 5 добровольцев-родственников. Около 10 минут ходили по дну (воду на тот момент прилично откачали), как кто-то со стороны машин крикнул, чтоб вылезали и что ребенка нашли…

— Среди собравшихся у берега были родственники пропавшего? — поинтересовалась корреспондент «Реального времени».

— Только мать и бабушка. Они кричали постоянно: «Он живой?!» Но ответа [спасатели] не давали. Вечером я узнала, что тело не нашли. Кто-то сказал, что его по трубе вынесло в Каму…

Сценарий трагедии казанского аквапарка воплотили под Челнами?

Садовое общество с говорящим названием «Прибрежный» находится на берегу Камы, почти в 15 км от Набережных Челнов. Однако на Каме большинство дачников не купаются. Говорят, пляжа там нет, спуск и дно внушают опасения. Долгие годы горожане после трудов на грядках спасаются от жары в так называемом техническом пруду-накопителе: в него закачивают воду из Камы, а затем используют для полива огородов. Труба, в которую засосало 10-летнего мальчика, раньше никаких проблем купальщикам не доставляла. Уже после трагедии один из рабочих насосной станции рассказал местным, что эту трубу обычно использовали для закачки воды в пруд, а не наоборот.

— Погибший мальчик из Набережных Челнов. Они с семьей приехали на дачу в садовом обществе «Прибрежный». Когда все произошло, родителей ребенка у водоема не было, — рассказала «Реальному времени» помощник руководителя СУ СКР по РТ Эльвира Газизова.

По горячим следам сотрудники Следкома по РТ возбудили уголовное дело по статье 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»). Подозреваемых в преступлении пока нет. Тело ребенка следователям в трубе найти не удалось: его размололо на части. Отдельные фрагменты на найдены до сих пор. Остальное следователи направили на экспертизу. Поиски продолжаются: протяженность насосной трубы составляет не меньше 600-700 метров, к тому же не исключено, что части тела могло «перекачать» в Каму.

При схожих обстоятельствах в Татарстане в 2007 году погиб 13-летний Сережа Матвеев из Кирова. Правда, он купался не в искусственном пруду, а в казанском аквапарке ООО «Культурно-спортивный центр «Калейдоскоп». Расследование показало, что тело мальчика затянуло насосами в коллектор забора воды одного из аттракционов. К двум годам колонии-поселения за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей был приговорен заместитель главного инженера аквапарка Нияз Нотфуллин, кстати, не признавший свою вину.

Чья труба, и куда делись запрещающие таблички?

В Следкоме подчеркивают: на смертельно опасной трубе в «Прибрежном» не было решеток, которые помешали бы засосать человека. Однако отмечают, что этот искусственный водоем все же не был предназначен для плавания.

Сами дачники о нелегальном статусе общественной купальни прекрасно осведомлены. Хотя аншлагов о запрете купания на берегу тут никто никогда не видел. Нельзя исключать, что именно за неустановку таких знаков к ответственности в итоге привлекут… председателя садового общества. «А в чем его вина? — рассуждает Екатерина Н. — Сама грешна, купалась там. Мы все виноваты...»

— В свое время было и ограждение у трубы, и таблички, что это накопительный технологический водоем и купание в нем запрещено. Вопрос: куда они делись? Либо сломали, либо украли, — говорит руководитель пресс-центра ГУ МЧС по РТ Андрей Родыгин.

Еще один вопрос: кто является хозяином насосного оборудования и на чьем балансе находится водоем-накопитель, являющийся каким-никаким, но гидротехническим сооружением. И как осуществлялся, если он осуществлялся, контроль за подобными сооружениями по линии муниципалитета и Ростехнадзора? По данным «Реального времени», следствие намерено дать оценку действиям собственника и контролирующих органов.

Между тем, по данным ГУ МЧС по РТ, с начала купального сезона в Татарстане на воде погибли 8 детей (не считая пропавшего в насосной трубе). Среди них — ни одного, кто купался бы на легальном пляже. Разрешенных мест купания в республике, где встречаются Волга и Кама, куда меньше, чем тех же ледовых дворцов.

Ирина Плотникова

Новости партнеров