Новости раздела

«Робкое снижение на полпункта не окажет существенного влияния на нашу экономику»

Ожидаемое снижение ключевой ставки на 0,5% до 10,5%, которое произвел сегодня Центробанк, разделило мнение экспертов. Кто-то оценивает действия регулятора положительно, кто-то критикует его за несвоевременность действий. Однако большинство сходятся во мнении, что снижение ставки не окажет ощутимого эффекта на экономику, но может сказаться психологически. Кроме того, эксперты ожидают дальнейшего снижения.

  • Игорь Шувалов

    Игорь Шувалов первый заместитель председателя Правительства РФ

    Мы приветствуем решение Совета директоров Банка, и считаю, что это будет очень позитивно воспринято рынком. Это очень хорошая новость.

  • Михаил Хазин

    Михаил Хазин Основатель «Фонда экономических исследований Михаила Хазина»

    Ставку надо было снижать сильно раньше. Чем руководствуется Центральный банк, я не знаю. Эти полпроцента слабо отразятся на экономике. Я думаю, что большого эффекта не будет. Это, скорее, такая демонстрация: Центральный банк пытается дать банкам сигнал, что нужно кредитовать реальный сектор. Я не думаю, что в сегодняшней ситуации, когда у людей падают доходы, когда низко падают продажи, кто-то рискнет увеличивать кредитование реального сектора — слишком велики риски. При падающей экономике, вообще, рост кредитования — вещь очень редкая, соответственно, речь идет о том, что до ЦБ дошло, что в результате денежной политики властей в стране продолжается экономический спад, и они решили таким способом с этим спадом бороться.

  • Павел Сигал

    Павел Сигал вице-президент «Опоры России»

    По большому счету, это никак не отразится на экономике. Во-первых, об этом говорилось давно, и этот шаг был ожидаемый. Кроме того, в российских реалиях ключевая ставка мало на что влияет. Считается, что будет снижаться инфляция, считается, что банки смогут получить доступ к ломбардным кредитам более дешевым. Но опять же 0,5% — это ни о чем на общем уровне процентных ставок. Если этот тренд продолжится — тогда да. Набиуллина же утверждает, что до конца года инфляция будет 5-6%, а в 17-м году она дойдет до четырех. При такой инфляции такую ставку держать бессмысленно. Раз она так говорит, значит предполагается, что ставка будет дальше снижаться. Если она снизится хотя бы на несколько пунктов, тогда это может на какие-то компоненты экономики повлиять. А 0,5 — ни на что не повлияет.

  • Алексей Бойко

    Алексей Бойко управляющий директор РОО банка ВТБ24 в РТ

    У нас эти позитивные процессы творятся без конца, и каждый процесс все позитивнее и позитивнее. Честно говоря, я каких-то серьезных оснований и для этих 0,1% не понимаю. На мой взгляд, это снижение носит такой демонстративный, декоративный характер. Согласитесь, это же какой-то позитив. Не вредный и не опасный. Бесполезный, но тем не менее позитивный. Именно поэтому только 0,5%. По моему мнению, вряд ли это отразится на экономике, пока о возможных последствиях рано говорить. По поводу прогнозов: я слышал даже такие идеи, будто бы через год примерно можно будет говорить о ставках в районе 6-7%. Субъективно, я не думаю, что это произойдет к концу 2016 г. или в середине 2017 г. Хотя, конечно, фактор геополитический, который есть, может развернуться как на 6, так и на 12%.

  • Богдан Зварич

    Богдан Зварич аналитик «Финам»

    Регулятор старается быть немного консервативным. Дело в том, что он учитывает возможные риски ухудшения ситуации на внешних рынках, что приведет к негативным последствиям в экономике. К сожалению, еще остаются риски снижения цен на нефть — это может вызвать ослабление национальной валюты и некоторый рост инфляции.

  • Максим Осадчий

    Максим Осадчий начальник Аналитического управления банка БКФ

    Столь осторожное снижение произошло из-за сохранения инфляционных рисков. Кроме того, несмотря на относительно высокую ключевую ставку, инфляция стойко держится на уровне выше 7%. Снижение ключевой ставки может способствовать росту инфляции, а инфляционные риски по-прежнему достаточно высоки из-за ряда факторов: и санкции никто не собирается отменять в ближайшие полгода, и нефть может упасть, и дефицит бюджета нарастает. В аналитическом сообществе не было до последнего момента четкого ожидания того, что сегодня будет снижена ставка. Половина аналитиков держалась мнения, что снизят, половина — что оставят. Я говорил в этот понедельник на РБК, что вероятность снижения на половину процентного пункта составляет 50%. Второй момент связан с тем, что мы до сих пор находимся в состоянии структурного дефицита ликвидности. Центральный банк по-прежнему является нетто-кредитором банковского сектора, соответственно, это обстоятельство тоже не способствует радикальному снижению ключевой ставки. Полагаю, это робкое снижение на полпункта не окажет существенного влияния на нашу экономику. Оно будет несущественно способствовать оживлению кредитного рынка и — как следствие —ослаблению падения ВВП. Также это ослабление монетарной политики будет способствовать росту инфляции, оттоку капитала из России и ослаблению рубля.

  • Ян Арт

    Ян Арт вице-президент Ассоциации региональных банков России

    Это отразится на экономике, но не столь математически, сколь психологически. То есть, ЦБ подтвердил, что нынешнюю ставку считает неорганичной, негармоничной для российской экономики и показал психологически знаковое снижение. Конечно, от этого ни цена кредитов, ни цена депозитов не изменится, но сам по себе факт хороший, особенно если ожидать, что в августе — сентябре будет следующее снижение. В целом, пока ставка двухзначная (дело не в буквальной двузначности: 9,5 — тоже плохо), она точно не дееспособна с точки зрения развития экономики. Потому что цена заимствования денег в стране, если взять ключевую ставку, прибавить банковскую маржу к ней, хотя бы трехпроцентную, примерно равна рентабельности малого и среднего бизнеса, если только это не торговцы. Соответственно, использовать деньги по такой цене для развития бизнеса, который принесет, в лучшем случае, столько же, сколько стоят деньги, практически нереально.

    Среди всех негативов, которые сегодня в экономике творятся, явно есть плюсы в отсутствии значимой инфляции, и ЦБ боится нарушить этот плюс, удешевив деньги на рынке, сделав их более доступными. Поэтому ЦБ, с одной стороны, я думаю, подает знак экономике, что да, мы поэтапно, плавно снижаем ставку; с другой стороны — боится нарушить тот же самый худший баланс с ценами, который сегодня сложился в России. Согласитесь, что, не говоря уж об официальной статистике, где всегда все хорошо, но мы на уровне обывателей какой-то серьезной инфляции не наблюдаем.

Лина Саримова, Дмитрий Семягин

Новости партнеров