Новости раздела

Рафис Бурганов: «Чтобы добраться до Булгара по реке, нужно больше пяти часов — многовато будет»

На заседании Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству депутаты обсудили вопросы развития туризма в республике. В числе прочего парламентарии завернули скандальный законопроект татарстанских коммунистов о запрете коллекторской деятельности. На парламентском совещании побывал и корреспондент «Реального времени».

Рубль туриста приносит 43 копейки республике

— Мы первыми в России зачислили туризм в экономический блок. И сделали это не зря, — такими словами открыл заседание председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Рафис Бурганов, передав слово первому докладчику.

По словам председателя Госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова, из-за резкого повышения стоимости иностранной валюты произошел рост внутреннего турпотока. В 2015 году внутренний поток в нашей стране составил более 50 млн поездок.

Среди достижений республики он назвал разработку концепции Visit Tatarstan.

— Идея этого проекта в том, что Татарстан — это регион тысячи и одного удовольствия. В Татарстане есть все, кроме моря. Но у нас есть море — это море удовольствия, — отметил Иванов.

Также в прошлом году на федеральных трассах установили 36 новых дорожных указателей для туристов в направлении Булгара и Свияжска. Организованный туристский поток в Великий Булгар составил более 349 тыс. человек, что на 22% больше предыдущего года. На остров-град Свияжск поток составил 261 тыс. человек (на 43% больше).

Кроме того, открылось 25 новых гостиниц и хостелов. Общее число средств размещения составило 385 единиц. Одновременно они могут принять до 39 тыс. человек. Средняя загрузка гостиниц увеличилась на 6% и составила 54%.

— Мы имеем положительную динамику роста по основным туристическим отраслям, — подчеркнул спикер. — Туристский поток в 2015 году составил 2,7 млн человек. Объем оказанных услуг в сфере туризма (без учета смежных отраслей) — 11,3 млрд рублей (на 12,8% больше). С учетом смежных отраслей (питание, развлечение, покупки и т.п.) — не менее 18,4 млрд рублей. Объем налоговых отчислений составил 7,9 млрд рублей. Таким образом, один рубль, потраченный туристом, приносит 43 копейки.

Татарстан по показателям развития туризма находится на пятом месте после Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и Крыма.

Цель — 3,8 млн туристов

Туризм, по словам докладчика, является самой динамично развивающейся отраслью РТ. Средний рост составляет 10–15% в год. В туриндустрии занято не менее 40 тыс. человек.

Иванов также озвучил задачи, поставленные себе и властям на ближайшее время.

Так, он намерен запустить туристско-рекреационные кластеры на берегах Волги и Камы:

— Это особенно актуально в Год водоохранных зон в республике. Помимо имеющихся и запланированных для строительства объектов инфраструктуры, мы определим и зарезервируем прибрежные территории для создания новых объектов.

Второй задачей он назвал развитие малого речного флота. Для этого требуется обновить и создать парк малых речных судов. В настоящее время этот парк в республике насчитывает лишь 17 единиц, средний возраст которых — 40 лет. При этом на сегодняшний день отсутствует четкий механизм по модернизации речного флота для использования ресурсов Волги и Камы в сфере туризма.

Перспективными странами, откуда можно увеличить поток гостей республики, глава Госкомитета по туризму назвал Китай, Иран, страны Персидского залива и Финляндию.

— Для привлечения к нам туристов необходимо создать новый и качественный турпродукт не только в сфере культурно-познавательного, но и промышленного, сельского, образовательного и автомобильного туризма. Мы также работаем над формированием новых интересных туристических событий. В каждом туристическом центре Татарстана должно быть несколько привлекательных событий для гостей, — сказал он.

Следующую задачу он определил как создание хаба в Татарстане по маршрутам Среднего Поволжья и ПФО.

Развитие санаторно-курортного комплекса тоже не менее важное направление, считает докладчик. По его мнению, депутаты должны определить ставки земельного налога, чтобы учесть интересы представителей санаторно-курортного бизнеса.

— Большинство санаториев в Татарстане имеет большие территории, они необходимы как для проведения оздоровительных процедур, так и для рекреации отдыхающих, — пояснил он. — Но верхняя и нижняя границы земельного налога отличаются. Руководителям и собственникам здравниц приходится решать этот вопрос с местными муниципальными властями всегда индивидуально. Обеспечение снижения ставки земельного налога для субъекта санаторной отрасли в рамках действующего законодательства — эффективная мера государственной поддержки.

При осуществлении этих задач, Иванов надеется, к 2020-му году турпоток достигнет уровня в 3,8 млн человек.

Депутаты, в свою очередь, обратили внимание на необходимость сглаживания сезонного фактора. Для этого требуется больше внимания уделять деловому и медицинскому туризму.

— Чтобы добраться до Булгара по реке, нужно больше пяти часов — многовато будет, — также отметил Бурганов. — Надо работать над внедрением скоростных катеров в маршруты.

Жалобы на коллекторов в пятерке обращений граждан

Также депутат от КПРФ Артем Прокофьев ознакомил коллег с законопроектом «О неотложных мерах по противодействию коллекторской деятельности (деятельности по возврату долгов), нарушающей права и законные интересы физических лиц». По сути, он предлагает запретить коллекторскую деятельность в Татарстане.

По словам Прокофьева, участились случаи применения силовых действий, психологического воздействия на должников, порчи имущества, создания невыносимых условий жизни граждан. От коллекторов приходят различные угрозы.

— Действующее законодательство не содержит прямых общих норм, квалифицирующих признаки недобросовестных практик. Отсутствует также механизм, направленный на предупреждение совершения взыскательных действий, нарушающих права должников, и исключение из правового поля лиц, осуществляющих деятельность по взысканию задолженности на профессиональной основе, нарушая при этом права должников, — сообщил докладчик.

При этом депутат отметил, что предлагаемая им мера носит промежуточный характер. Причем подобный закон работает в Кемеровской области.

— Жители Республики Татарстан ничуть не хуже жителей Кемеровской области и нуждаются в соответствующей защите, — заявил парламентарий. — Да, там сейчас идет и с прокурором разборка по поводу законопроекта. Но закон до сих пор не отменен, и граждане имеют дополнительную защиту.

Такое отсутствие регулирования, по словам Прокофьева, воспринимается гражданами как вакуум власти. Вымогатели и рэкетиры из 1990-х вернулись в новой форме — в форме коллекторов.

— Татарстан часто шел на опережение по регулированию каких-то вопросов. Запрет коллекторской деятельности — как раз тот случай, когда необходимо принимать оперативные меры. Уже имеется федеральный законопроект, который внесен Нарышкиным и Матвиенко, у него высокие шансы на принятие, но процесс этот очень долгий. Мы понимаем, что Госдума уходит на выборы, и когда она «раскачается», примет или не примет федеральное регулирование — это большой вопрос. А граждан защищать нужно уже сейчас, — отметил он.

Резюмируя свое выступление, он согласился, что Гражданский кодекс находится в сфере федерального законодательства. Но он опирается на Конституцию РФ, где сказано, что защита прав граждан может происходить и на региональном уровне.

— Рассматриваемый вопрос находится за пределами ведения республики. Все заключения отрицательные, — ответил Бурганов.

В итоге все присутствующие члены Комитета, кроме депутата-коммуниста, не одобрили его инициативу.

Как пояснил «Реальному времени» Прокофьев, он намерен с этим законопроектом уже напрямую обращаться к депутатам на пленарном заседании.

— Жалобы на коллекторов входят в топ-5 обращений на приеме у депутатов, наряду с жилищной проблемой, ЖКХ, обманутыми дольщиками. Люди не видят возможности защитить себя. Правоохранительные органы тоже не помогают. Они ждут, когда будут нарушены нормы Уголовного кодекса и Административного кодекса, а потом уже начинают действовать, — рассказал парламентарий.

На вопрос корреспондента «Реального времени», не вызовет ли такой закон в случае принятия разбирательства с местным прокурором (как в Кемеровской области), он не исключил такого сценария.

— В случае принятия, возможно, прокурор будет свой протест заявлять. Но у нас есть аргументация с точки зрения Конституции и защиты прав граждан. Это вопрос уже юридический.

Тимур Рахматуллин, фото gossov.tatarstan.ru

Новости партнеров