Новости раздела

Профориентация с детства: за и против, или как не стать аутсайдером

Профориентация с детства: за и против, или как не стать аутсайдером
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Недавно на отраслевом мероприятии представители минтруда РТ напомнили кадровому рынку о необходимости ранней профориентации и рассказали, какие проекты уже реализуются в Татарстане. В одном из таких проектов задействовано СДК «БИНК», которое занимается переобучением населения и профориентацией. Главный профориентолог этого проекта, психолог Алсу Вылегжанина считает, что выбирать профессию в школьном возрасте — не рано, а во взрослом — не поздно. Казанские родители, опрошенные «Реальным временем», высказывают свое отношение к этому подходу и делятся семейным опытом.

В Татарстане в последние несколько лет реализуются различные проекты в сфере профориентации молодежи, при этом Министерство труда РТ, а также предприятия делают акцент на создании положительного имиджа рабочих и инженерных профессий (которые стали достаточно востребованными со стороны работодателей и становятся более популярными в кругу кандидатов). Занятия по профориентации проводятся не только в вузах и ссузах, но и школах, а также детских садах. К каким результатам приведет такая политика, мы решили разобраться, проведя интервью с одним из экспертов рынка, а затем опросив представителей профильных министерств и казанских родителей.

Почему выпускники школ не знают, кем хотят стать?

Этот вопрос волнует представителей кадрового рынка не меньше, чем самих детей и их родителей. Психолог-профориентолог, кандидат социологических наук Алсу Вылегжанина называет несколько решающих факторов, в их числе — недостаток знаний у населения в целом и у многих выпускников школ в частности о разнообразии и специфике различных профессий, о состоянии рынка труда и востребованности профессий; недостаточное внимание к профориентации со стороны родителей и образовательных структур; давление некоторых родителей на школьников при выборе профессии и, в определенной степени, даже навязывание детям своих представлений, часто ошибочных, о престижности профессий и финансовой успешности.

В последние несколько лет в республике ведется активная работа по профориентации детей с раннего возраста. А взрослым безработным предоставляется возможность заново выбрать профессию, если прежняя оказалась случайной, «ошибочной», и дается возможность переобучения, получения дополнительного образования. В числе эффективных методов профориентации эксперт Алсу Вылегжанина называет беседы со школьниками об осознанном выборе профессии, знакомство на занятиях с миром профессий при помощи рассказов, профессиограмм, видеофильмов о профессиях, профориентационных игр, экскурсий на предприятия, общения с экспертами (представителями различных профессий), профессиональных проб. А также очень важно познание школьниками самих себя, своих наклонностей, способностей, интересов при помощи тестов, профориентационных тренингов, игр и т.д.

В мае этого года численность безработных в республике составляет порядка 16,9 тысячи безработных. При этом потребность в работниках составляет 29 тысяч вакансий.

Все эти методы актуальны в основном при работе с детьми, которые пока не имеют реальных знаний о мире профессий, только готовятся вступить в профессиональную жизнь. Хотя, как отмечает эксперт, во многих случаях родителям будущих профессионалов было бы неплохо тоже увидеть, насколько изменился труд современных представителей большинства рабочих специальностей, насколько высокотехнологичным, интеллектуальным этот труд становится, и даже то, насколько комфортные условия труда сегодня могут быть предложены в рамках рабочих профессий. Это помогло бы в корне изменить представления в обществе о среднем профессиональном образовании и рабочих специальностях, говорит эксперт:

— У каждого метода профориентации — свои преимущества, — отмечает Алсу Вылегжанина. — На экскурсиях дети знакомятся с предприятием, начинают понимать, из чего состоит и как выглядит та или иная работа, и во многих случаях это помогает разрушать устаревшие представления и стереотипы о многих профессиях. На встречах с экспертами ребята могут задать свои вопросы и узнать подробнее о «кухне» профессии. Тестирование — первичный метод диагностики, когда человек еще не определился, какой круг профессий ему может быть интересен. Иногда тесты помогают проанализировать свое отношение к будущей профессиональной деятельности, выявить или утвердиться в своих личных предпочтениях. Например, школьник по результатам теста понимает, что у него есть способности к работе по типу «человек-человек», и он с этим или соглашается, или задумывается — в любом случае примеряя на себя эту сферу деятельности: ту или иную профессию, тот или иной образ — что помогает ему в дальнейшем лучше понимать себя и делать более осознанный выбор. К слову, практически в любой профессии могут сочетаться разные виды деятельности, так же, как и способности человека могут проявляться и развиваться в самых разных областях. Задача психолога — помочь ребенку лучше узнать себя, определиться со склонностью к той или иной сфере деятельности, но сам выбор всегда должен делать оптант, то есть человек, выбирающий профессию.

Еще один перспективный вид профориентационной работы — профессиональные пробы, отмечает эксперт: например, в прошлом году школьники Приволжского и Вахитовского районов Казани, пройдя конкурсный отбор, в течение нескольких месяцев раз в неделю могли посещать занятия, получать основы профессиональных знаний по рабочей специальности.

— Поскольку системы УПК (учебно-производственных комбинатов) уже не существует, то для школьников профпробы — это хорошая возможность попробовать себя в профессии, изучить азы новой деятельности. В Японии, например, школьники, начиная с седьмого класса, каждый год должны опробовать себя в 16 профессиях, причем из самых разных областей: бизнес, строительство, сельское хозяйство и т.д. При этом ведется специальный мониторинг деятельности учащегося, на основании которого даются рекомендации и предлагается индивидуальная программа по профессиональной самореализации. На мой взгляд, это интересная практика для того, чтобы найти себя в профессии и скорректировать свой выбор, но и очень дорогостоящая, конечно, — добавляет эксперт.

Профориентационные игры — довольно популярный актуализирующий метод: эксперт отмечает, что такого рода деловые игры помогают детям разного возраста ощутить себя в той или иной профессиональной роли, ситуации, получить обратную связь от людей из группы, лучше понять себя и свое отношение к разным профессиям.

— Плюсы профориентационной игры в том, что легче вообразить свое будущее и понять свои ценности, ориентиры, сформулировать свои требования к будущей жизни и понять, что для этого нужно, и подумать, как этого добиться, — комментирует Алсу Вылегжанина.

«Поступить любыми путями в вуз — к чему такие жертвы? Ссуз помогает экономить деньги и время»

Нередко в своей практике психологи-профориентологи сталкиваются с разочарованием молодых специалистов и профессиональным выгоранием людей зрелого возраста, отмечает Алсу Вылегжанина. Эти случаи часто объединяет первоначальная причина — неверный выбор профессии.

— Мое мнение — стоит пересмотреть свое отношение к среднему специальному образованию, — рекомендует эксперт. — Диплом о высшем образовании — это еще не гарантия успешности на рынке труда, и многие люди знают об этом не понаслышке. И в то же время я часто слышу от родителей школьников, что они готовы последние деньги отдать за обучение своих детей — получение высшего образования. А к чему такие жертвы? Нередки случаи, когда сами выпускники хотят получить рабочую специальность (например, стать поваром). Однако родители настаивают на получении другой специальности — например, экономиста. Это пример из моей практики — в результате ребенок принес диплом родителям («вам был нужен диплом, получите»), и теперь у родителей другая проблема, сын не хочет работать, не ищет работу, все оказались в тупике. Гораздо рациональнее было бы в этом случае дать возможность получить ребенку интересующую его специальность, а потом, если будет у него желание, помочь ему продолжать обучение в высшем учебном заведении. Но родители посчитали, что эта профессия не престижна, настояли на своем и в результате — потраченное время, потраченные деньги и полное разочарование молодого человека. Так о ком думали родители, когда сопротивлялись выбору профессии самим молодым человеком? Понятно, что меньше всего о ребенке и больше о том, как этот «непопулярный» выбор будет выглядеть в глазах окружающих.

Родители, которые настаивают на получении «вышки», движимы страхами и стереотипами, отмечает эксперт:

— Например, распространен миф о непрестижности рабочих профессий. Однако в последнее время в республике модернизируется эта сфера, в колледжах студенты обучаются на новом оборудовании, в практической работе все постепенно переходит на автоматическое управление техникой, работой с компьютерными программами, а «грязное» производство постепенно уходит в прошлое, — комментирует профориентолог. — В то же время ранее бывшие престижными профессии сдают свои позиции — экономисты, юристы, гуманитарии сейчас не так востребованы. Нужно понять, что если у ребенка или родителей в основном денежная мотивация, то представители рабочих профессий часто получают зарплату выше среднего уровня, и их доходы будут расти, особенно у высококвалифицированных специалистов. Как я уже говорила, чтобы развеять сомнения о качестве образования и комфортных условиях работы, родителям и абитуриентам я рекомендую бывать на «экскурсиях» на предприятиях и колледжах, смотреть, выбирать. И помнить: колледж — это не предел, это первый шаг в образовании и профессиональном пути. Дальнейшее продолжение образования — тоже выбор самого человека, а возможности для этого есть, сейчас можно получать образование в самых разных форматах, в том числе заочно, дистанционно и т.д.

Как рассказали в Министерстве образования РТ, в Татарстане создана единая система профориентации школьников. Во всех муниципальных районах республики назначены муниципальные координаторы по профориентационной работе. В школах эксперты и специалисты рассказывают ученикам о мире профессий на обучающих мероприятиях, проводят профессиональную диагностику школьников, предпрофильное и профильное обучение, устанавливают связи с организациями профессионального образования и предприятиями. Учащиеся школ ежегодно посещают открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) Республики Татарстан (например, в 2016 году выставку посетили более 22 тыс. обучающихся из всех муниципальных образований РТ).

Алсу Вылегжанина отмечает, что рассказывать ребенку о профессиях, заинтересовывать его миром профессий, играть, обсуждать лучше с дошкольного возраста, причем заниматься этим нужно в большей степени в семье:

— Мне не нравится термин «потерянное поколение». Скорее, оно растерянное. Часто дети выбирают профессию в стрессе, боятся узнавать свои желания, не доверяют себе, иногда стараются угадать родительские желания или просто следуют родительским наставлениям, мнениям, которые опираются на тренды 80-90-х годов. Но мир в целом и мир профессий меняется быстрее, чем наши знания о нем. И то, что было актуально даже 10 лет назад, вряд ли будет актуально через 10 лет. А очень часто так бывает, что родители, следуя своим представлениям о «правильности», выбирают профессии, которые просто «обрекают» ребенка на безработицу в ближайшие годы. Кстати, сегодня эти тенденции уже проявляются, пресловутые юристы и экономисты тому пример. Детям нужно помогать, советовать, поддерживать их в поисках себя, но не навязывать своего решения. Иначе в будущем вся ответственность за неправильный выбор будет полностью на родителях. Кстати, есть такие данные, что 80% выпускников вузов в нашей стране не работают по полученной специальности!

В раннем возрасте родителям необходимо больше наблюдать за детьми, увлекая их различными видами деятельности, чтобы понять, чем интереснее ребенку заниматься, в чем задатки его способностей. Впрочем, в этом возрасте дети чаще интересуются только тем, к чему проявляют интерес их родители, поэтому требуется больше вашего внимания. Сразу привязывать ребенка к определенной профессии тоже не стоит. Дайте ему возможность больше узнать о мире. Правда, если у ребенка с раннего детства проявляются выдающиеся способности, например, музыкальные, и вы это заметили, ему надо помогать их развивать, дать возможность учиться в музыкальной школе и т.д. Нужно как можно больше рассказывать о профессиях — в нашей стране и в мире вообще много профессий, с которыми мы не сталкиваемся в повседневной жизни. Пока, я считаю, знания российских школьников о профессиях весьма скудные. Канадский школьник может подробно рассказать о 200 профессиях, наши школьники в лучшем случае о 20. Поэтому и нужно изучать мир профессий, чтобы было в будущем из чего выбирать. Тестирование можно начинать проводить класса с седьмого, чтобы посмотреть, к чему больше тяготеет ваш ребенок. И очень важно, конечно, желание ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности. У ребенка могут быть способности и таланты, но с низкой мотивацией он не добьется успехов в выбранной области.

Эксперт советует при выборе профессии анализировать несколько факторов — мотивация ребенка и его увлеченность, способности, перспективность профессии или удачный способ ее адаптировать в меняющихся условиях — родителям по возможности стоит изучать тенденции рынка труда, интересоваться информацией о профессиях будущего, или обращаться к специалистам.

«К нам приходят все больше взрослых с высшим образованием, которые хотят сменить профессию»

На протяжении своей жизни многие люди меняют профессию, учатся, отмечает профориентолог СДК «БИНК», и эти тенденции прослеживаются во всем мире, и в этом нет ничего удивительного, поскольку наш мир меняется стремительно, и профессиональные знания устаревают, появляются новые разработки, знания, профессии и т.д. В СДК «БИНК» по направлению центров занятости часто приходят обучаться безработные, по разным причинам желающие сменить сферу деятельности.

— Нередко обращаются взрослые, уже вроде бы и состоявшиеся в профессии люди, — комментирует эксперт. — Но ценности людей меняются, работа перестает восприниматься просто обязанностью, многие, особенно молодежь, хотят получать интерес и удовлетворение от своей профессии, видеть в ней смысл и реализацию своих способностей. И поэтому решают иногда кардинально поменять сферу деятельности, а иногда просто дополняют какими-то смежными знаниями в избранной области. В зрелом возрасте возможно профессиональное выгорание и усталость, и поэтому у людей возникает желание сменить профессию. Чаще, конечно же, необходимость к смене профессии возникает из-за невозможности получить работу по имеющейся профессии, скажем, невостребованности ее на сегодняшнем рынке труда, или появившихся проблем со здоровьем. Ситуации у людей бывают разные. Новое образование — это еще не гарантия получения работы, но при собственных усилиях и желании можно не просто поменять профессию, но и состояться на новом поприще, и у нас есть успешные примеры из практики.

— Если человеку необходима наша помощь, мы проводим диагностику, помогаем определиться, обсуждаем возможности дальнейшего профессионального пути. Бывают случаи, когда люди в процессе профориентационной беседы сами приходят к пониманию, что не стоит менять профессию, в которой уже есть опыт, достижения. Каждый человек и каждый случай — уникальны.

Эксперт подчеркивает, что сейчас в республике работа по профориентации проводится и в сельских районах РТ — как с детьми, так и со взрослым населением.

  • ​Ольга Владимировна Страхова

    ​Ольга Владимировна Страхова заместитель начальника отдела профессионального обучения и профориентации Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

    В Татарстане работа по профориентации ведется в соответствии с госпрограммой «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы». Услуга по профориентации необходима жителям республики не только для выбора профессии и трудоустройства, но и для получения дополнительного профессионального образования. В 2014 году был запущен новый проект — «Оказание комплексной услуги «Введение в профессию», он сочетает профориентацию и основы профессиональной подготовки по рабочим профессиям для школьников».

    Для школьников проводятся профотбор и изучение основ выбранной профессии (востребованной у ключевых работодателей города, района, и экскурсии на базовые предприятия и профессиональные образовательные организации с посещением (организация экскурсий). Школьники на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный социально-профессиональный опыт поможет ребятам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны.

    Данное направление работы органов службы занятости реализуется исключительно в Татарстане и, по-нашему мнению, в полной мере соответствует актуальным задачам. Считаем, что в данном направлении работы органы службы занятости в республике сработали «на опережение» и было бы целесообразным представить указанный опыт работы Татарстана на федеральном уровне в целях возможной проработки вопроса о федеральном софинансировании данного направления.

  • ​Диана Сафиуллина

    ​Диана Сафиуллина коммерческий директор интернет-издания

    У меня двое сыновей — 8 и 12 лет. У старшего с 4 лет проявляется живой интерес к конструированию, работой с формами и пространством, с удовольствием играет в LegoCreator (набор для строительства игрушечных зданий). Сейчас мечтает стать архитектором. Сын ходит в детскую архитектурную школу, ему нравятся эти занятия, однако в школе пока, к сожалению, не используют инновационные методики. В Казани мы пока не можем найти организованные занятия по LegoCreator (чаще всего встречаются уроки по LegoTechnic).

    Пока его развитие в этой сфере связано с информацией на мировых сайтах, чтением книг. Младший сын с ранних лет хорошо чувствует музыку, у него заметны способности в рисовании и в межличностных коммуникациях. У него много интересов, и пока он пробует себя в абсолютно разных сферах. Ограничивает его сейчас лишь нехватка времени – занятия в общеобразовательной школе занимают большую часть дня.

    Наше кредо в воспитании детей – создавать благоприятную для развития среду, поощрять движение вперед, не давить и не ограничивать, избегать стереотипов и рамок, и, конечно, увлекать личным примером – детей интересует та деятельность, которой с вдохновением занимаются родители. Считаю, что в большинстве детских садов и школ нет организованных систем и подходов к профориентации, и главную роль все-таки играет семья. Нужно развивать ребенка физически, эмоционально, духовно-нравственно и интеллектуально. Кроме того, важно учить детей жить в материальном мире, грамотно обращаться с материальными ценностями.

    Главное в ранней профориентации – на мой взгляд, выявление компетенций, способностей ребенка, его преобладающих видов IQ (таковых уже сейчас насчитывается несколько десятков). В результате можно определить ассортимент подходящих профессий. Важно понимать, что при определенном наборе способностей не стоит ограничиваться 1-2 профессиями одной сферы, нужно быть гибкими в быстро меняющемся мире.

    Мне импонирует теория 10 тысяч часов – именно столько времени минимум нужно провести на практике в выбранной профессии. Я убеждена, что можно практически стать профессионалом на выходе из вуза, если заниматься и теорией, и практикой по своей специализации со школьных лет.

    К сожалению, пока наша система образования, по моему мнению, не имеет четкой структуры профориентационной работы. Пока все обучение построено на развитии левополушарного мышления, и развитию креативности детей практически не уделяется внимание. В одной школе раннего развития мне понравился тест «Индикатор творческого потенциала», мы провели его, когда ребенку было 4 года, и в результате наблюдения в течение нескольких лет пришли к выводу, что тест был высокоэффективным.

    Свобода в выборе профессий определенно нужна детям. Проблема в том, что большинство детей не знают, чего хотят, и им требуется помощь в определении и поиске. Считаю, что смена профессий в течение жизни и поиск вариантов самореализации – это абсолютно нормально. Вопрос лишь в том, как быстро ребенок поймет, в чем его призвание, и сколько лет жизни «сэкономит».

  • ​Илья Аксенов

    ​Илья Аксенов управляющий партнер агентства маркетинговых сервисов

    Я, как родитель, не всегда знаю, какие занятия проводятся с моими детьми в садике и школе и какова их цель. Вообще, что можно считать профориентацией? К этой работе можно отнести, например, даже пресловутую детскую игру в магазин или больницу. Я не возлагаю на детсады и школы больших надежд по поводу профориентации: считаю, что этим занимаются многие современные родители, которым важно развитие своих детей. То есть родители развивают способности ребенка, но вряд ли задумываются, что это и есть ранняя профориентация.

    Моей дочке исполнится 7 лет, сыну – 9. Я разрешаю и всячески поощряю их поиск самих себя в разных занятиях. Сын в 7 лет увлекся гончарным делом. Сейчас занимается спортом – прыгает с трамплина в воду, медали приносит. Новая страсть – робототехника. И, кстати, эти сочетания разных видов деятельности я считаю нормальными. Еще он хорошо чувствует музыку, любит танцевать. К сожалению, несколько хобби – удовольствие, требующее не только денег, но и времени. Нам здорово помогают бабушки-дедушки, можно сказать, они тоже активно участвуют в развитии внуков.

    Профориентация, на мой взгляд, не связана с развитием талантов. Профориентация – понятие более приземленное. А таланты связаны с мечтами. Когда у тебя что-то почти сразу хорошо получается, появляются мечты, связанные с этим занятием. Появляется мотивация. Поэтому при выборе сферы деятельности нужно понимать, что у тебя получается и что приносит удовольствие.

    Для меня важно, чтобы таланты моих детей не уничтожила внешняя среда – школа или, например, родственники. А талантов у детей очень много. Важно, чтобы к моменту выбора профессии – а это они будут делать самостоятельно – таланты не растерялись.

    Понятие «профессия» устаревает. Я вообще не могу объяснить своим родителям, например, какая у меня профессия и чем я занимаюсь. И мечты о профессиях в детские годы быстро меняются. Я, например, в раннем детстве хотел стать лесником. А маркетинг вообще заинтересовал меня только на 3 курсе института. Зато в вуз (Казанский финансово-экономический институт) я поступал с огромным желанием там учиться. К слову, мои родители создавали условия и давали свободу выбора, за что я им очень благодарен. Я был очень самостоятельным ребенком, в старших классах совмещал учебу с работой, пробовал разные профессии.

    Я убежден, что будущее не за профессиями, а за компетенциями. К примеру, если можешь говорить публично – есть разные пути, целый спектр профессий для применения этой способности. Поэтому для меня важно, чтобы дети просто максимально прокачали компетенции. Родители могут помочь, но они не в состоянии предопределить будущее детей. Пусть они сами принимают решение.

Материал подготовлен при содействии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, фото Максима Платонова

Новости партнеров