Новости раздела

«Период охлаждения»: россиянам разрешили отказываться от навязанных страховок

Новые правила, согласно которым в течение 5 дней можно отказаться от целого набора уже приобретенных добровольных видов страхования, преподносятся как избавление от навязывания допуслуг страховыми компаниями при обязательном страховании и кредитовании. Однако правила приняты в самом мягком для страховых компаний варианте. Фактически они стали ответом страховщиков на волну штрафов, которая прокатилась в прошлом году в отношении них за навязывание «допов».

Добровольное страхование с охлаждением

Сегодня вступили в силу новые правила добровольного страхования — введен так называемый «период охлаждения». Теперь россияне смогут в течение 5 рабочих дней отказаться практически от любой дополнительной страховки. Законодательство и раньше запрещало заставлять клиентов заключать договор добровольного страхования для оказания какой-либо услуги, но клиентам действовать приходилось через суд.

В правилах речь идет о страховании жизни, страховании от несчастных случаев и болезней, медицинском страховании, автокаско, страховании финансовых рисков и некоторых других видах добровольного страхования. В первую очередь ими пользовались страховые компании при продаже полисов ОСАГО и банки при заключении кредитных договоров.

Теперь клиент сможет расторгнуть договор в течение 5 рабочих дней с момента его заключения независимо от даты уплаты страховой премии, но только если за этот период не произошел страховой случай. Деньги страховая компания должна будет вернуть в полном объеме, если действие договора за эти 5 дней не вступило в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик будет вправе удержать часть денег пропорционально количеству дней оказания этой услуги.

«Период охлаждения» как ответ страховщиков на штрафы

Стоит напомнить, что инициаторами введения «периода охлаждения» выступили сами страховщики. Авторство идеи принадлежит Российскому союзу автостраховщиков (РСА). По мнению президента РСА Игоря Юргенса (фото на постере), «период охлаждения» — перспективный и прогрессивный инструмент рынка. Однако успешность реализации данного нововведения напрямую зависит от того, насколько полно будут учтены интересы участников страхового рынка.

Фактически это была ответная реакция страховых компаний на волну штрафов. Весной прошлого года, например, в Татарстане клиенты страховых просто завалили Нацбанк РТ жалобами на навязывание дополнительного добровольного страхования при выдаче полисов ОСАГО. Дальше последовала целая серия показательных штрафов. Больше всех досталось «Росгосстраху», у которого чуть ли не раз в месяц штрафовали то один, то другой филиал на 50 тыс. рублей за навязывание допуслуг клиентам. Похожая картина наблюдалась и в других регионах.

Однако сами страховщики неоднократно заявляли, что никакого навязывания нет, а есть лишь кросс-продажи, и, несмотря на штрафы, на деле ситуация лучше не стала. Корреспондент «Реального времени» буквально на днях на собственном опыте убедился в сохранении прежней практики, когда не смог продлить ОСАГО в «Росгосстрахе», отказавшись от приобретения «допов».

Запрет навязывания допуслуг или лазейка для ухода от штрафов?

Сейчас «период охлаждения» преподносится как избавление клиентов страховых компаний и банков от навязывания дополнительных страховок. Однако фактически речь идет о том, что такое навязывание, наоборот, получило юридическое закрепление. Новые правила фактически дают в руки страховщикам законное оправдание навязывания «допов», ведь клиент, даже купив страховку, может отказаться от нее. Для клиента же это означает повторный визит в страховую в свое рабочее время с высиживанием в очередях и заполнением пакета дополнительных бумаг.

Кроме того, стоит учесть, что проект был принят в самой мягкой его редакции. Так, например, ФАС настаивала на 14 днях для отказа от навязанных страховок. Однако в правила вошли предложенные страховщиками 5 дней. Кроме того, «период охлаждения» распространяется не на все договоры, а только на те, срок действия которых не менее 30 календарных дней.

Сам инициатор проекта Игорь Юргенс уже дал оценку новым правилам. В распространенном сегодня РСА пресс-релизе от его имени сообщается, что для ОСАГО в тестовом режиме «период охлаждения» действует уже с прошлого года и система существенно минимизировала число жалоб на навязывание допуслуг.

  • Фарид Хамадеев

    Фарид Хамадеев директор Казанского филиала компании «Росгосстрах»

    Сейчас, в принципе, страховые компании допуслугами не балуются, и, по сути, это предложение не новое – многие компании стали применять его раньше. Здесь важно, наверно, чтобы страхователи знали об этой возможности, так как страховщики об этом прекрасно знают.

    Эта услуга создавалась для того, чтобы при заключении договора люди не нервничали, если страховая хочет заключить несколько договоров, заключать и потом их возвращать. И чтобы, если страхователь в ходе заключения договора заключил лишние договоры, он мог их вернуть. Но я, как страховщик, считаю, что лишних договоров не бывает и каждый договор для чего-то нужен – он что-то защищает, что-то делает. Но если люди не хотят – пожалуйста, пусть расторгают. Но опять-таки здесь возникает вопрос, как его расторгать, ведь эти деньги не просто лежат 5 дней на тумбочке — их нужно сдать в кассу, положить на расчетный счет. Опять-таки есть определенные требования законодательства по возврату этих денег: нужно заявление, паспортные данные и прочее. Вернуть можно, но здесь нужно соблюдать дополнительные требования.

    Конкретно наша компания допуслугами не занимается. Но с сегодняшнего дня мы к договорам КАСКО делаем дополнительное соглашение, по которому люди могут вернуть эти взносы. Но договор КАСКО – довольно дорогой, и его просто так, не зная, не заключишь. Соответственно, думаю, для нас просто появилась дополнительная работа – писать эти соглашения. Расторгать в течение 5 дней, думаю, эти договоры никто не будет.

  • Нэлла Аксенова

    Нэлла Аксенова директор казанского филиала «Зетта страхование»

    Наша компания никогда не занималась навязыванием допуслуг, поэтому на нас это никаким образом не отразится. Клиенты на площадках моей компании застрахованы исключительно на добровольных началах.

    А в целом, я думаю, страхование от несчастного случая упадет процентов на 30-40, потому что, как правило, все эти коробочные продукты по страхованию жизни, жилья навязаны. Что касается навязывания допуслуг по кредитам, я думаю, до банков это дойдет в последнюю очередь, в первую очередь упадут офисные продажи.

Дмитрий Семягин, Мария Горожанинова

Новости партнеров