Новости раздела

Наиль Магдеев: «Это величайшая глупость — готовые торговые объекты взять и снести! Туда же труд вложен!»

Наиль Магдеев: «Это величайшая глупость — готовые торговые объекты взять и снести! Туда же труд вложен!»
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

В пятницу в автограде в рамках выездного заседания Совета по предпринимательству в конференц-зале отеля «Татарстан» прошли жаркие дискуссии по новым правилам нестационарной торговли между челнинскими коммерсантами с одной стороны — и властями Челнов с другой стороны. В роли рефери выступил бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов. На встрече побывал и корреспондент «Реального времени».

«Где-то мы с челнинскими властями в позициях сходимся, где-то нет»

Вчера в автограде прошло чуть ли не трехчасовое заседание Совета по предпринимательству во главе с уполномоченным при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимуром Нагумановым и мэром автограда Наилем Магдеевым. Для решения двух вопросов — изменения порядка предоставления участков для нестационарной торговли и рекламных конструкций (см. прошлый материал) — пригласили челнинских предпринимателей обеих сфер бизнеса. На каждое обсуждение ушло почти по полтора часа. Самой продолжительной стала дискуссия коммерсантов, владельцев нестационарных объектов торговли, которые до конца года вынуждены будут передать все участки (формально принадлежащие муниципалитету) городским властям, а последние — выставить их на аукцион. Власти города пошли навстречу малому бизнесу, и разрешили — хотя это не совсем законно, и таким образом торги любой участник может оспорить — не демонтировать в обязательном порядке уже существующие торговые объекты. Однако недовольные предприниматели все равно нашлись.

Перед встречей Тимур Нагуманов, отвечая на вопрос корреспондента «Реального времени», какие вопросы он и Совет по предпринимательству собираются решить за несколько часов, заметил:

— Форма работы совета — заседание проектной группы. Сегодня две группы мы проводим в Челнах с участием Наиля Магдеева. Обсуждать будем два актуальных вопроса, предложенных челнинским предпринимательским сообществом. Челны стоят на этапе переходного периода, когда нужно произвести небольшую революцию в сфере работы наружной рекламы и нестационарной торговли. Поставив эти виды деятельности на законные рельсы. Это нужно не только власти, но и бизнесу. Так как сегодня бизнес вынужден заниматься предпринимательством, не имея на то достаточных оснований. Задача наша — выработать совместные решения! Позиция челнинского исполкома вариативная. Мы пришли к определенному этапу, когда у нас есть вехи развития. Мы должны услышать бизнес. И решения совета должны быть выработаны совместно.

— А часто жалуются вам на Наиля Гамбаровича и вообще челнинские власти предприниматели автограда? — кинув взгляд на стоящего рядом Наиля Магдеева, поинтересовались мы.

— Челны — второе место после Казани по числу обращений держат традиционно. Но это связано с тем, что и по числу предпринимателей город держит второе место. Я не скажу, что по Челнам в последнее время есть какое-то увеличение или уменьшение. Есть некое возбуждение активности по вопросам земельных отношений, есть много обращений по рекламе, нестационарных объектов. Но чего-то сверхъестественного нет. Я бы не сказал, что прямо огромный вал обращений! — признался бизнес-омбудсмен РТ. — Где-то мы с челнинскими властями в позициях сходимся, где-то нет. Но на то и есть разные госорганы, защищающие разные группы населения!

Наиль Магдеев и Тимур Нагуманов объяснили, почему существующий порядок торговли уйдет в историю

С самого начала заседания совета, когда полукругом в конференц-зале «Казань» бизнес-отеля «Татарстан» расселись предприниматели сферы торговли, Тимур Нагуманов заявил собравшимся, что у них же самих на сегодняшний день отсутствуют законные основания для нахождения на участках, где расположены их киоски, пункты проката и магазины.

— То, что их не сносят — хорошо! Добрая воля на то контролирующих органов. Но бесконечно это продолжаться не может. Никакие кризисы не могут быть основаниями для того, чтобы нам не провести перезагрузку. У бизнеса должны быть легальные основания заниматься своим делом, — обрисовал ситуацию бизнес-омбудсмен. — Это не ваша вина. Вы не могли сами создать законные условия!

— Сегодня мы намерены открыто, публично обсудить вопрос организации нестационарной торговли. Речь не идет об ограничении! А о дальнейшем улучшении ситуации. Сегодня федеральное законодательство определило порядок торговли. К сожалению, до сегодняшнего дня тот порядок, по которому мы вместе с вами работали, и который удовлетворял и вас, и нас — оказался вне рамок федерального правового поля, о чем нам дали сигнал контролирующие органы. Так дальше продолжаться не может! Сегодня документ, выданный вам муниципалитетом, по сути, юридической силы не имеет… — фактически повинился перед бизнесменами глава муниципалитета Наиль Магдеев. — С 1 января 2017 года существующий порядок уйдет в историю, и все свои действия мы должны устраивать на основе федерального законодательства.

На аукцион в 2017 годувыставят 660 торговых объектов

Познакомил приунывших бизнесменов с проектом совета по предпринимательству РТ, который устанавливает единогласные правила игры на территории всего Татарстана — эксперт совета Гузель Тимергалиева. Во-первых, право на торговлю в определенном месте будет предоставляться по результатам торгов. Во-вторых, договор будет заключаться минимум на 5 лет. В-третьих, если в течение пяти лет предприниматель должным образом исполнял обязанности (не пытался поменять профиль торговой точки, например), он будет иметь право на продление договора на тот же срок. Курирующий в исполкоме предпринимательство Радмир Беляев заявил, в свою очередь, что мэрия еще в январе утвердила схему размещения нестационарных торговых объектов в Челнах — всего их было 484. Однако после этого в исполком поступило еще свыше 200 заявлений от бизнеса. В итоге в настоящее время число объектов увеличили до 660, из которых 350 — объекты по реализации продовольственных товаров, 37 — непродовольственных товаров, 68 — объекты по оказанию услуг общественного питания, 117 — места для проката спортинвентаря и т.д.

Торги придется проводить уже с начала 2017 года, предупредил Нагуманов. А Магдеев отметил, что в документации торгов будет четко прописан формат деятельности торговой точки: если продается право на пункт прокат велосипедов, то поменять его на киоск с мороженым будет невозможно; чтобы рядом с этим пунктом еще один пункт проката не размещать.

И снова необходимость «демонтажа» — камень преткновения

Как и в «рекламном деле», в «торговом» — тот же конфликт: выставлять ли на торги участки «с обременением» или для начала, следуя букве закона, демонтировать все киоски и пункты проката. В первом случае пострадает конкуренция, и вход на рынок новичков, а тем более неместных компаний будет затруднен. Во-втором случае пострадает местный торговый бизнес, который будет вынужден раскошелиться на уничтожение своих же объектов, безо всякой уверенности в том, что участки эти на торгах достанутся ему: то есть, даже на продаже ненужных киосков новому владельцу предприниматели не наживутся. Нагуманов охарактеризовал противоречие следующем образом:

— Первый вариант — чистая конкуренция, конкуренция в вакууме: все объекты должны быть освобождены от строений до торгов. Он затратный для вас, но минимально рисковый с точки зрения закона. Второй вариант — не до конца согласованный с контролирующими органами, причем с разной судебной практикой — участки выставляют с обременением. Если в этом варианте прежний владелец проигрывает, то или он сам, или муниципалитет в течение месяца объект сносит. Этот вариант менее затратный для вас, но более рисковый — такие торги можно признать незаконными.

Наиль Магдеев: «Но я бы не чесал там, где не чешется!»

Рустам Валеев, глава Ассоциации велопрокатчиков и, соответственно, владелец сети пунктов проката, дал понять, что не одобряет саму схему передачи существующей сети снова на аукцион, чтобы неожиданно победивший на нем новый бизнесмен, никогда в жизни не работавший в сфере велопроката, попытался заниматься этим делом. Валеев, сам занимавшийся этим бизнесом 6-7 лет, выразил сомнение, что у новичка получится предоставлять по-прежнему качественные услуги. И предложил передавать пункты проката… вне конкурса. Нагуманов, разумеется, ответил отрицательно: закон есть закон. На хитрое предложение еще одного продавца — передавать на торги участки, на которых фактически расположены киоски и пункты проката, но формально не указывать этого, по сути, явно нарушая закон, Наиль Магдеев ответил также категорически «нет»: «Торги отменят, а нас, мэрию, накажут! Все должно быть юридически чисто и с нашей стороны, и с вашей стороны»:

— Конечно, мы очень хотели, чтобы нестационарные торговые объекты (НТО), которые сегодня находятся на участках, не сносились бы! Это моя принципиальная позиция, — успокоил собравшихся мэр города. — Это величайшая глупость: готовые объекты, где в шаговой доступности торгуют необходимыми товарами и услугами, взять и снести! Туда же труд вложен! Там же люди работают! Ни о каком сносе, договоримся, речи не должно быть! Нам вообще бы этим делом [передачей участков на аукционы] сегодня не заниматься, поверьте, другие важные дела есть! Вот пресса тут присутствует, она опять напишет… Но я бы не чесал там, где не чешется!

Валеев (на второй справа) выразил сомнение, что у новичка получится предоставлять по-прежнему качественные услуги. realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

«Если ты получил участок под одно назначение и резко поменял на другое это уже мухлевание»

Кроме того, предпринимателей заверили, что НТО, находящиеся на частной земле, трогать никто не будет — не имеют права. Тимур Нагуманов особо отметил, что менять предназначение НТО перекупившему лот не позволят. В Казани, заявил он, вообще предлагают при смене назначения «торговать лотом по новой»:

— Когда торгуешься за право на киоск с газетами, там добавленная стоимость небольшая. А в кафе — маржа выше! Если ты получил участок под одно назначение и резко поменял на другое — это уже мухлевание. Но, в принципе, это в полномочиях муниципалитета…

— Думаю, что в рамках разумной достаточности сделаем. Ломать, что сегодня сложилось, не стоит, — подхватил эстафету Наиль Магдеев. — Есть практика размещения НТО, каких-то кардинальных изменений, порождения новой конкуренции и не надо, думаю. Мы за то, чтобы торговля также бы работала, технично и спокойно.

Лот, в отличие от рекламных торгов, предлагается небольшим — по одному объекту. При этом цена лота будет зависеть не от профильности НТО, а от территории размещения: понятно, что в центре города и в местах с большим людским трафиком лоты будут дороже.

«В Казани немало предпринимателей сдают в субаренду свои объекты торговли и отдыхают в Таиланде, пиво пьют»

На вопрос бизнеса, не получится ли так, что придут «большие акулы», скупят все лоты, а затем предложит по высокой цене в субаренду «старичкам» — Нагуманов отметил, что сегодня власти обсуждают возможность запрета субаренды НТО как таковой.

— Тут вилка: запретим, вы передавать в субаренду НТО не сможете. Не запретим — начнется спекуляция. Как будем делать? –— поинтересовался мнением сообщества омбудсмен.

В целом, за запрет радостно высказались все предприниматели. Запрет поддержал и Наиль Магдеев.

— В Казани немало предпринимателей сдают в субаренду свои объекты торговли и отдыхают в Таиланде, пиво пьют, Наиль Гамбарович. Нечелнинское причем… — с неудовольствием привел столичный пример Нагуманов, и сам высказался за необходимость прописывания в договорах запрета на субаренду.

В финале заседания на президиум посыпались жалобы предпринимателей на то, что они, занимаясь, например, общепитом на одном месте 15 лет, приобрели определенный опыт, персонал, клиентов — и в случае проигрыша на торгах не смогут вдруг купить лоты на пункты велопроката. Неужели в законодательстве не прописано требование опыта по профилю деятельности как условия выигрыша на торгах? — недоумевали бизнесмены. Увы, не прописаны: главное условие — лучшая цена за лот.

— Поймите, ключевая линия федерального законодательства: ресторан тот же, если он не стационарный, — это временная торговля, вам принадлежит только объект. Земля вам не принадлежит! Логика нестационарной торговли в том, что, возможно, периодически будет происходить обновление. Менее рисковый вид деятельности — земля в собственности, объект капитального строительства, — объяснил Тимур Нагуманов. — Меня убеждать не надо! Я бы, может, вообще за то, чтобы признать ларьки капитальными строениями, вам всем землю раздать, и вы объекты передавали по наследству. Но таковы условия федерального законодательства!

Предприниматели, вздохнув, вынуждены были согласиться. В итоге пришли к решению собраться еще раз в июне-июле и окончательно утвердить проект по новым условиям «торговой игры».

Сергей Афанасьев

Новости партнеров