«Поколение Z — это как сырые кирпичи»: почему зумеры не идут к рабочему станку
Производственники во время лекции «Управление поколением Z на промышленных предприятиях» предложили ограничить интернет для зумеров
Поколение Z, рожденное между 1997 и 2012 годом, выросло в эпоху культурных событий — интернет, соцсети, смартфон и абсолютное потребительское благополучие. Находясь в двух мирах, реальном и виртуальном, молодые специалисты болезненно воспринимают критику и торопятся менять работу в поисках признания их идей и высокой зарплаты — так описал культуролог, доктор философских наук Андрей Макаров портрет зумера на лекции в Нацбиблиотеке РТ. Тут ему пришлось возразить производственникам, предложившим ввести цензуру и ограничить доступ к «сайтам легкого поведения». «Поколение Z — это не те обожженные кирпичи, из которых строился каркас экономики прошлого», — предостерег он. Подробнее — в материале «Реального времени».
Зумеры цифровой эпохи
Работодатели испытывают большие трудности в привлечении на производственные предприятия молодых ребят, относящихся к поколению Z. Но проблема заключается в слабом представлении (восприятии) ими того, что такое завод и его среда, а не в самом предприятии как таковом. К такому выводу пришли эксперты на открытой лекции, посвященной теме «Управление поколением Z на промышленных предприятиях.
Известный культуролог, профессор Волгоградского государственного университета Андрей Макаров в своей речи попытался объяснить представителям производственных компаний, деловой общественности, почему с зумером не получится договориться так же, как с его родителями-миллениалами. И не нужно искать корни в извечном конфликте «отцов и детей», который разделял разные поколения советской эпохи. Дети, рожденные между 1997 и 2012 годом, выросли в цифровую эру, поэтому их «генетический код» — цифровая уединенность. Им легче общаться в мессенджерах, чем вживую, им комфортнее работать удаленно, чем возле токарного станка, а в жизни они выстраивают демаркационную линию между личной жизнью и работой, рассказал Андрей Макаров. И в этом являются полной противоположностью своим родителям, которые отдавали большую часть жизни своей профессии.
— Если в сообщении вы поставите точку, то зумер воспримет как агрессию. А нежданный звонок — вмешательство в личную жизнь, — добавил он.
«Бесчувственные романтики» из двух миров
Почему зумеры сильно отличаются от своих родителей?
— В обществе нет голода, есть во что одеться и что поесть. Молодые люди выросли в условиях потребительского благополучия. Их не особо интересуют карьера и деньги, и многие считают, что им должны платить деньги просто за то, что «ты есть и такая красивая», — с некоторой долей сарказма объяснил Андрей Макаров.
Казалось бы, наивно, но в чем-то они, может быть, правы, возразил сам себе лектор. В чем же рациональность их логики? «Зумеры — это поколение ипотеки. Но что они купят на прибавку к зарплате при повышении? Новые джинсы? Парфюм? В отличие от родителей, зумеры придерживаются минимализма в потреблении», — заключил Андрей Макаров.
С другой стороны, легкое отношение к жизни объясняется тем, что их содержат родители, сообщил Макаров: «Мне кажется, что родители более энергичнее и оптимистичнее, а поколение Z страдает от депрессии и неврозов. Я называю их «бесчувственными романтиками», которые живут в двух мирах — реальном и виртуальном».
По его словам, любое критическое замечание на работе может вызвать у них панические атаки, вплоть до тошноты. Так, на слайдах утверждалось, что отмена такси в приложении может вызвать у парня легкую депрессию. В то же время его родители стойко воспринимали трудности, смело рискуя ради заработка.
Как привлечь зумера к токарному станку
Исследование среди казанской молодежи показало, что зумеры готовы идти на завод по нескольким причинам. Во-первых, деньги, то есть если заплатят больше, чем в среднем по городу, к примеру 80—100 тысяч рублей. Во-вторых, если в детстве ему привили интерес к техническим специальностям родители или дедушка с бабушкой. В-третьих, если увлечены популярной передачей «Галилео». В-четвертых, если предоставляется возможность работать в российской компании топ-уровня и создавать настоящий продукт.
По словам Андрея Макарова, зумерам важно создавать именно полезный и нужный продукт, а не заниматься имитацией деятельности. «Им важно осознавать, что результат его труда принес пользу, и получить признание от руководства», — сказал он. И в этом есть положительная черта поколения Z. Если молодые специалисты не получают обратной реакции, то быстро меняют работу, невзирая на заработок. По его словам, есть случаи, когда молодые соискатели не возвращаются с обеда в первый рабочий день, так как оказываются разочарованными в деловой среде.
Избирательность — главная черта зумера при трудоустройстве. При выборе места работы поколение Z нацеливается вырасти в исключительного и уникального специалиста, чтобы больше зарабатывать при минимальных усилиях. В деловой сфере избегают прямых конфликтов, предпочитая не обсуждать вопросы с начальством, а уходить при первой возможности. При этом культуролог выделил их тягу быть полезными в обществе и готовность бескорыстно помогать нуждающимся. Само собой, у поколения отличное владение цифровыми инструментами.
«Идет СВО, а творческие люди запираются наедине с интернетом»
— Мягко говоря, поколение Z — это как сырые кирпичи. А если они сырые, то государство может не устоять. Как вы считаете, что нас ждет? — начал полемику представительный мужчина 50 лет и отец троих детей.
Судя по характеру вопроса, он трудится на казанском предприятии и обеспокоен тем, что молодые люди не идут ни работать на заводы, ни добровольцами на фронт. «Сейчас идет СВО, а творческие люди запираются в своих комнатах наедине с интернетом и не могут защищать государство. Что делать? Устоит ли здание государства?» — волновался мужчина.
— Думаю, что кирпичное здание [государства] устоит, просто нужно по-другому посмотреть на архитектуру самому государству, — мудро рассудил в ответ профессор Андрей Макаров.
По его мнению, нужно перестать отождествлять людей с «кирпичами».
— Кирпич — это нечто отформатированное, твердый и хорошо обожженный строительный материал. Его укладывают в ряды, но гибкую планировку с ними не создать. Но есть и другие строительные материалы, например пластик, который обладает внутренней гибкостью, подвижностью. Думаю, что у Господа Бога нет менеджера, который укладывает [кирпичи в ряды], — подчеркнуто резко ответил культуролог, давая понять, что люди сами выбирают себе жизнь, а значит, и работу.
Отец трех детей продолжил полемику. По его словам, новое поколение с такой философией жизни вряд ли сможет прокормить родителей, поэтому предложил взять их в «ежовые рукавицы». «Я бы ограничил доступ к нехорошим ресурсам в интернете, — заявил он. — Конечно, против закрытия интернета в стране, но нужно ввести определенную цензуру для молодых людей. Особенно к «сайтам легкого поведения», — настаивал он.
По его словам, молодым нужно внушать чувство патриотизма к стране, а на заводах ввести институт наставничества.
— То, что нужно [молодым], все знают, а как сделать — никто не знает, — философски ответил Андрей Макаров. — Поколение Z — это не те обожженные кирпичи, из которых строился каркас экономики прошлого, — предостерег он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.